Вложения в себя: революция в российском образовании

ИА REX публикует интервью эксперта по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий о российском образовании.
13 декабря 2012  21:45 Отправить по email
Печать

Революция в образовании идёт на наших глазах. Вместо образовательного учреждения, которое было главным ещё совсем недавно, на передний план выходит индивидуальная образовательная программа. Её составляет сам человек: он сам вкладывает в себя деньги и сам получает доход от этих вложений. Об этом в интервью рассказал эксперт по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий.

Петр Георгиевич, в конце года принято подводить итоги в разных сферах деятельности: чего достигли, что создали, удалось ли догнать пресловутый Запад и т.д. Образование всегда под особым прицелом – как отрасль, глобально влияющая на развитие страны. Какие изменения очевидны в ней на сегодняшний день?

Первое и главное, на мой взгляд: мы наблюдаем, как меняется запрос людей к системе образования, а, следовательно, меняется, и достаточно существенно, она сама.

Вы имеете в виду перекос в пользу коммерческого образования, к которому сейчас так много нареканий?

А что, бывает некоммерческое образование?

Бывает бюджетное образование, государственные ВУЗы, они ценятся в первую очередь. Назовем их условно «бесплатными».

Термин «бесплатный» - это обман. Бюджет – это наши с вами деньги, которые у нас взяли, а сфере образования дали в каком-то объёме. И не очень понятно: сколько взяли, как перераспределили и сколько вложили в образование. А самое главное – достаточно ли.

Обратите внимание, мы постоянно сравниваем, сколько тратится на образование «у них там» и «у нас». Только мы всё время забываем, что сравниваем абсолютные цифры, которые не дают никакой картины. Расходы на образование идут из нескольких уровней бюджета: что-то выделяет федеральный, а что-то региональные и муниципальные. И для того, чтобы понять, сколько тратится всего, надо всё это сложить.

Например, когда я читаю, что в 1912 году в некоторых русских земствах на образовательные цели тратили 40 процентов земского бюджета, я понимаю, что был пик инвестиций в образование в стране. Поэтому, чтобы сравнить, нужно смотреть всю систему в целом.

И всё же «у них» дела обстоят явно лучше… Принято приводить в пример США. Каким образом там финансируется образование?

Соединенные Штаты интересны тем, что у них три бюджета на образование: государственный, включая местные власти, корпоративный и бюджет домохозяйств.

Государство вкладывает в достижение людьми некоторого среднего уровня, чтобы обеспечить общественную консолидацию и взаимопонимание - возможность существования общества, как системы связей между людьми. Ведь если люди друг друга не понимают, они не могут друг с другом взаимодействовать.

Корпорации тратят на то, чтобы готовить и переподготавливать кадры для себя. Они хотят иметь более эффективного производителя. Хотя человек для них всегда, по большому счёту, лишь строительный материал их бизнеса.

А ещё человек может сам потратить – на себя. Например, купить компьютерные учебные программы. И это никак не связано ни с бюджетом государства, ни с бюджетом корпораций. Так вот в США третий бюджет, личный, сегодня уже больше первых двух вместе взятых.

Больше в силу того, что выше заработок или выше осознание того, что необходимо учиться?

Ответов может быть масса. Но я, например, полагаю, что это эффект сверхкомпенсации: люди недовольны тем образованием, которое им дают. Они не хотят быть рабами корпораций, то есть получать от корпорации специализированное обучение, чтобы на неё же и работать. Ведь всё, что корпорации дают человеку, они хотят получить обратно в виде дополнительного дохода. А человек хочет вкладывать в себя.

Качество образования зависит от денег, которые в него вложены?

Конечно, зависит. Как можно иметь хорошее, но дешевое образование? Образование может быть только дорогим, и оно растёт в цене с каждым годом, потому что повышаются требования к нему, повышается сложность самого образовательного процесса и меняется его инфраструктура. Если раньше вы могли довольствоваться одним бумажным учебником, то теперь у вас десятки интерактивных. Вы хотите смотреть видео, играть в игры в процессе обучения, а это достаточно дорогие вложения.

Что ещё Вы имеете в виду, говоря об инфраструктуре?

Ну, например, какой-нибудь факультет новых технологий в Стэнфорде сам сделан на основе самых современных материалов и технологических решений. Если вы хотите учить людей делать будущее, вы должны погрузить их в среду, которая сама уже есть это будущее. «Подобное от подобного», как говорили средневековые алхимики. А все это невозможно сделать за «три копейки».

Образование - одна из ведущих отраслей сегодня, в экономическом смысле слова. Доля затрат на образование в ВВП США, например, превышает долю всех промышленных отраслей вместе взятых. Потому что эта отрасль создает будущего человека.

Какие ещё тенденции в мире в сфере образования наметились в последнее время?

Одна из самых главных – изменение баланса между инвесторами. Если в 19 веке, доминировало государство, вкладывая в своих граждан, в 20 на передний план вышла корпорация, как работодатель и как бенефициар от качественной подготовки своих кадров, то в 21 веке основным инвестором становится уже сам человек. Он получает ключевой доход от правильно сделанных в себя вложений, включая правильное использование бюджетных и корпоративных денег. А поэтому меняется и институциональное ядро образования - это самое главное, что происходит сегодня.

Вместо образовательного учреждения, которое было главным раньше, определяющей становится индивидуальная образовательная программа. Её составляет человек самостоятельно или вместе с консультантами, которых иногда называют тьюторами. Человек – автор своей программы развития или программы развития для своих детей. Она может быть составлена на любой возраст.

Это, если хотите, «дорожная карта», в которой максимально учтены способности человека и его возможности. Что мне делать, например, если я живу в маленьком городе, хочу изучать новые материалы, а рядом со мной нет технологических вузов?

Уезжать в большой город?

Не обязательно. Можно учиться дома. Сейчас семейное обучение растёт гораздо более быстрыми темпами, чем традиционные сферы подготовки и образования.

Под семейным обучением Вы подразумеваете приглашённых педагогов?

Приглашенные педагоги, покупка обучающих программ, он-лайн-обучение. Дистантное образование как маленький элемент революции, о которой мы говорим. Главное, что образовательные учреждения больше не центр. Даже самое лучшее из них не может дать всю полноту образовательных возможностей. В любой школе программа усреднена, по определению, причём – по худшему ученику. Как мы знаем, темп подъёма в гору определяется не первым, а последним. И темп обучения в классе, всегда будет идти по последнему.

Поэтому выход на передний план индивидуальной образовательной программы, превращение человека в бенефициара образовательного процесса и есть та серьезнейшая революция, которая происходит на наших глазах. Причём, как на Западе, так и в России.

Но мы же отстаём, как правило?

Ну, знаете, где-то отстаём, а где-то и опережаем.

А где мы опережаем в образовании, в чём?

У нас люди гораздо более самостоятельные, в том числе, вследствие кризиса государства в 90-е годы. Мы, в отличие от европейцев, например, понимаем, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что на государство не всегда стоит надеяться. После развала Союза мы осознали, что всё в наших руках. И постановка технического задания на обучение детей тоже.

Кроме того, сейчас идёт революция поколений: «эхо-бумеров» сменяет поколение Millennials, так называемое «сетевое». И как показывает статистика, в этом поколении в целом вложения в детей выше, чем в предыдущих. Они вообще к детям относятся по-другому – острее осознают важность образования с самого раннего возраста.

Дети, которые появляются у поколения Millennials, в гораздо большей степени погружены в среду современных технологических решений. Анекдот про то, как современный ребёнок смотрит в окно - подходит и делает движение пальцами, как на ай-паде – это не анекдот. Для этих детей работа с дистантными формами обучения, всякого рода обучающими играми, интерактивными учебниками - обычная среда. Другое дело, что это охватывает сегодня, наверное, 15-20 процентов населения Земли. Но Россия здесь точно не последняя. По уровню компьютеризации и освоения новых технологических решений мы идем в группе отрыва.

А к официальной системе образования наши люди относятся, грубо говоря, как к элементу общего общественного договора между властью и гражданином. Им нужно максимально постараться воспользоваться, но не преувеличивать ни его качества, ни его значения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Andrej
Карма: 5
14.12.2012 19:49, #4524
Пётя рассуждает так же, как наш методологически наивный президент: если повысить учителям зарплату, то и качество образования повысится. И практически подыгрывает людоедским "реформам" - всё равно самое лучшее образование индивидуальное, поэтому неча на государство надеяться, фиг с ними с гимназиями, лицеями и спецшколами - всё закроем и оптимизируем. Чтоб больше складывать в Стабфонд, воровать и за границу вывозить.
Владимир
Карма: 15
15.12.2012 20:16, #4530
А как по мне, этот Щедровицкий очень даже последователен и логичен в своем лЫбЭральном подходе. В данном случае к образованию. Очень логичен и очень последователен. Да, глядя на его фотку, можно сказать, Шо он и улыбается так последовательно лЫбЭрально, хитрован.
А в чем собственно вопрос?
Вот, делный такой Петро гуторит, Шо запрос у нынешних, совершенно свободных (либеро) людей такой. Запрос на свое образование, для себя и своей выгоды. Это подход такой. И отрицать его бессмысленно. Ну, не будет невтонов, не будет харитонов. Петро ж от этого не разорится. Это его образование Совдепия (проклятая, конечно) худо бедно оплатила. И как справедливо говорит Петро, из наших карманов. А он, как чел думающий и совершенно свободный (либеро) не хочет из своего кармана оплачивать образование (читай культурное, научное и техническое развитие страны) для чужих детей из своего лЫбЭрального кармана.
Ну, такой подход.
Неважно, что когда-то, в 18-ом - 19-ом веках, всеобщее (сначала начальное, а потом среднее) образование - это был не лЫбЭральный задрыг, а всего навсего государственная и общественная реакция на резко возросшие требования к рабочей силе и вызовы государственным интересам в научно-технической области со стороны конкурирующих сообществ (государств). Петро, как и всякий свободный (либеро) чел имеет право на лозунг "ай-да в пещеры". Не, ну для других, конечно, не для себя. Он же не дурак.
Владимир
Карма: 15
15.12.2012 20:31, #4531
Нет. Он не дурак. Я бы сказал, что он провокатор, т.к. провоцирует стагнацию и деградацию собственной страны. (Чуть не написал Родины, потом подумал, что это уже слишком).
И такую его точку зрения нельзя отрицать. Вот, есть такая и все тут. Мне, правда, кажется, что для пользы всей страны и всего народа ее (точку зрения) следует не отрицать, и даже не запретить, как хотел бы Петро для своей вящей славы в узких лЫбЭрально-дЭмократических кругах (чуть не написал дЭмонических, но потом подумал, что и это чересчур), а просто отвергнуть. И нехай себе лЫбется.

Правда, думаю, что если эту его точку действительно страна (власть) отвергнет, то он дико взбеленится и критиковать начнет злочынную владу и все другие прибамбасы. И боюсь не хватит ему тогда и Болотной площади. Как же ж! ОнЕ ж не только лЫбЭрал, онЕ ж и креативщик отменный...
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть