Статья в американском издании The Washington Times о том, что НАТО еще надо доказать свою состоятельность как военного союза вызвала повышенный интерес прежде всего в Турции, как члене этого альянса. Турецких экспертов привлекла реакция на эту публикацию китайского издания «Хуаньцю шибао», в которой в качестве «яркого примера кризиса в НАТО указывается на разногласия между Турцией и северными странами-кандидатами в НАТО», что, по оценке издания, «говорит о более глубинных проблемах военного блока, которые неумолимо ведут его к распаду».
Тут все ясно: Турция объявила Рабочую партию Курдистана (РПК), которая долгое время провоцировала сепаратистское движение внутри страны, террористической организацией. По этому вопросу у США, Европы и Анкары ведутся острые дискуссии в контексте отношения к курдской проблеме. Но на более глубоком уровне курдский вопрос является как проблемой региональной безопасности, так и политическим вопросом для Турции. Неслучайно Запад использует курдский вопрос как повод для блокировки вступления Анкары в ЕС.
Второй момент. Запад недоволен внутриполитической тенденцией Турции. В глазах западных стран турецкая практика «постоянного укрепления централизации» оценивается как «отклонение от «демократии, свободы, прав человека и верховенства закона».
Третий момент. Запад считает, что политика Анкары на Ближнем Востоке по острым вопросам противоречит его интересам. Турция продолжает сближаться с Россией. Особенно яркий пример — покупка российских систем противоракетной обороны С-400, которая рассматривается как серьезный вызов коллективной безопасности НАТО во главе с США. В последние годы Турция также противостояла США и Европе в острых вопросах на Ближнем Востоке, таким как сирийская проблема, иранская ядерная программа и израильско-палестинский конфликт. К тому же Анкара создала совместную платформу переговоров по сирийскому вопросу с Россией и Ираном, тем самым вызвав сильное недовольство США и Европы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому очевидно, что Турция своей политикой высвечивает внутренние противоречия и конфликты внутри НАТО. По сути, это также проявление обострения кризиса легитимности блока. Внутреннее противоречие заключается в том, что США не только не хотят, чтобы Анкара имела «особый» статус в НАТО, но и стремятся подавить ее стратегическую автономию и даже игнорировать ее национальные интересы. И это причина, почему Турция использует Россию для уравновешивания Запада. Плюс к этому фактически негативное отношение Анкары к «вливанию сежей крови в НАТО через противостояние великих держав и втягивания в альянс Киева». По мере усиления влияния российско-украинского конфликта на европейскую безопасность, и особенно обострения напряженности между национальной безопасностью государств-членов блока и его коллективной безопасностью, «турецкий феномен» против натовского расширения может стать повсеместным.
С другой стороны, The Washington Times констатирует, что «участники альянса не способны защитить даже себя, не говоря уже о других странах и на смену НАТО идут новые региональные союзы».
В то же время президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган как прагматичный политик, преследующий, прежде всего, интересы своей страны, пока не стремится к тому, чтобы расплеваться с США, выйти из НАТО и отправиться в полностью самостоятельное плавание, налетая на рифы без возможности получить помощь и поддержку от своих нынешних союзников. Напротив, смысл политики Анкары как раз в том, чтобы получить как можно больше выгод, используя преимущества нахождения в альянсе. И в этом смысле выход из НАТО Турции невыгоден. Не случайно заявление о возможном выходе из альянса в Турции делают политики даже не второго, а третьего эшелона. С другой стороны, выгнать Турцию из НАТО практически невозможно даже по процедурным правилам самого альянса. Исключение какой-либо страны вообще не предусмотрено в Уставе НАТО, а самостоятельный выход предусматривает довольно сложный регламент, на выполнение которого отводится не менее года.
14 мая в Турции пройдут досрочные выборы. Американцы и тут грозят туркам различными санкциями. Эрдоган же выстраивает свою избирательную компанию на антиамериканских, антизападных тезисах, сравнивая себя с Кемалем Ататюрком, который вел национально-освободительную войну. Появление в турецкой печати статей с призывом покинуть НАТО — это игра на западных нервах. Ведь Восток, как известно, дело тонкое. Здесь три тысячи лет говорят одно, делают другое, а думают третье.


Комментарии читателей (0):