Центральная Азия. Расстановка фигур

Ключевые фигуры на доске очевидны, но ещё не расставлены...
17 января 2023  19:54 Отправить по email
Печать

Учитывая повышение мировых ставок и квази-добровольное включение топовых игроков в антикитайский кейс Вашингтона, отработку «тактики военного сдерживания» в формате украинского кейса и всё ещё подвешенные вопросы легитимизации правительства Афганистана — перспективы неспокойствия центрально-азиатского региона продолжают расти. Ключевые фигуры на доске очевидны, но, впрочем, ещё не расставлены, пишет Telegram-канал «Новый век».

Основной фокус — возрастание собственной политической активности на азиатском постсоветском пространстве, не имевшее аналогов в современной истории. Ставка на Самарканд, как на гостевой дом для глобальных кулуарных раутов, себя вполне оправдывает — учитывая межконтинентальную подготовку к розыгрышу беспрецедентной экономической партии, уже вполне очевидно — экономико-политический расклад на ближайшие полвека будет сдаваться именно на среднеазиатском театре.

Украина — полигон для пристрелки орудий и отработки «тактики военного сдерживания».

Тайвань — успешно разыгранный отвлекающий манёвр.

Центральная Азия — фактическая точка напряжения.

Политический аспект Центральной Азии в целом можно представить, как триединый, но отнюдь не гомогенный.

Во-первых, это некий обманчивый символ значительного падения политического (а как следствие и экономического) влияния Вашингтона на среднеазиатский расклад, следствие официально задекларированной потери контроля над Афганистаном и физического вывода контингента. Фактического же американского демарша не было вовсе (да и «пострадавшие» — совсем иные лица), учитывая всё ещё подвешенные вопросы легитимизации правительства Афганистана, поступь НАТО, равно как и успешное продвижение парамилитаристкой повестки в экс-советских республиках в целом.

Опять же, официально задекларированное — синоним «не вполне соответствующее действительности».

Во-вторых — логичное следствие — повышение внимания к Центральной Азии глобальных акторов несаксонского политического лагеря под вывеской экономического противостояния гегемонии оси Вашингтон-Лондон и отрицания однополярного мира.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Казалось бы, ожидаемо, вот только интерес к устойчивому логистическому центру, формирующемуся в том числе за счёт взаимодействия с набирающей удельный экономический вес российской торговлей, значительно вырос гораздо позже деклараций вашингтонской позиции и пляшет скорее от оси Москва-Пекин, нежели от действий Северной Атлантики. То же самое, только по модулю — в вопросе ставки на среднеазиатские топливные ресурсы — турецкий интерес к Туркмении и Узбекистану, равно как и выстраивание торговой игры вокруг Казахстана, исторически гораздо старше последней афганской кампании Вашингтона.

Гегемония, разумеется, вторична и мотивы членов ШОС, нынешних и потенциальных, лежат исключительно в плоскости возрастающей ценности региона… но об этом чуть позже.

В-третьих — растущая активность собственных центральноазиатских лидеров, по-прежнему не склонных к формированию международного политического клана, способного вести самостоятельную партию на мировой арене... но вполне созревших к справедливой оценке своих возможностей и потенциала в качестве прокси ведущих клановых сил.

Прокси-функция и её перспективность для Центральной Азии, впрочем, продиктована не столько геополитикой, сколько геокультурой.

По сути, логичный в рамках того же ШОС вопрос — где заканчиваются границы организации, а значит на какой регион делать ставку для перспективного расширения?

Китайская площадка по определению обернётся «игрой в одни ворота», российская (или российско-белорусская) — сместит и без того излишне политизированную повестку, охват и поле деятельности в сторону от гармоничного развития. Аравия, Ближний Восток или, не дай бог, Турция? Передача китайской инициативы в и без того крепчающие третьи руки. Балканы (к слову, в высокой степени заинтересованные в инициативах ШОС)? Ах оставьте!

Выводы напрашиваются сами — ранее упомянутые ценности центрально-азиатского региона, лишь набирают вес и мировое антироссийское (никакое оно, конечно же, не антироссийское) противостояние лишь обнажило наиболее перспективные поля для ставок — торговая логистика, энерготранзит и энергопроизводство, оружейный рынок. С удобными коррелятами в виде мультикультурализма, «тлеющих углей» по всему периметру, близости к китайским границам и беспокойных соседей под боком.

Поле, фактически удобное всем сторонам грядущего конфликта.

Дополнительный приятный аспект, обеспечивающий устойчивый рост среднеазиатской логистики — санкции, позволившие на выгодных условиях сформировать мощнейшую «серую зону».

Азиатская дружба с Кремлём в таком разрезе выгодна в первую очередь самому Кремлю. Центральной Азии, в общем-то, выгодны санкции.

Пока российское производство, вопреки всем «курсам на импортозамещение» по-прежнему сохраняющее колоссальное отставание от союзного китайского, вынуждено заниматься «реверсной инженерией» (вот, действительно, неприятный вопрос — когда и где мы свернули не туда, вынужденные сейчас заниматься любительским копированием фабричной китайской электронной продукции, а не наоборот?), Центральная Азия обеспечивает удобство буферной зоны, распределяющей импорт «продукции двойного назначения» между получателями.

За год в том же Узбекистане появилось 967 новых юридических лиц РФ…

Очевидно и другое — те же пресловутые китайские Mavic от DJI идут на обе стороны российско-украинского фронта (Украине они, к слову и к чести Пекина, достаются чуть-чуть дороже), но все они — проходят границы при посредничестве Астаны или коллег. Даже (вернее — в первую очередь) в Россию, с которой у Китая отнюдь не маленькая собственная граница, но под санкции китайские коллеги подпадать не хотят (как бы)…

Логика проста — функциональное распределение средств.

В чём смысл тратить колоссальные суммы (инициативы Один пояс — один путь и т.д.) в юанях на выстраивание логистических коридоров, при этом частными корпоративными усилиями, в расчёте на опять же частные корпоративные преференции, если обеспечить и мощный вал, и гигантский спрос, и в общем-то здоровую конкуренцию могут внешние «обстоятельства непреодолимой силы» в виде внешних санкций. Товары, торговый поток через Центральную Азию которых увеличился в разы, в любом случае будут отгружены, а для покрытия «дополнительных расходов» можно вполне рассчитывать на контрсанкционные госдотации.

Смысла за свои деньги прокачивать ближнеперспективное российско-китайское направление нет… Долгосрочное центральноазиатское — напротив.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть