Против России и ее граждан ввели уже более 10 тысяч санкций — мировой рекорд. В различные санкционные списки попало более 8,5 тыс россиян. Прямые ограничения распространились на более чем 1600 компаний. Заморожены были около $300 млрд российских ЗВР, но это не точно. В ЕС остаются заблокированными более $19 млрд активов российских частников, еще почти $8 млрд заморожено в Швейцарии.
Не стоит забывать про попытки либо отказаться от импорта российских энергоносителей, либо ввести на них нерыночные ценовые ограничения. Если до начала СВО вся страна в сутки в среднем зарабатывала порядка $800 млн на энергоносителях, то алогичное поведение европейцев на время помогло российской экономике. Летом в период роста цен на газ, нефть и уголь страна в день умудрялась зарабатывать $1 млрд. К концу декабря из-за эмбарго и сезонного спада ситуация с ценами стабилизировалась, и ежедневная выручка от углеводородов снизилась до $700 млн в день.
Изначальной идеей «адских» санкций было спровоцировать социальный взрыв в стране из-за разрушения потребительского рынка. План провалился, поэтому усилия были перенаправлены на нанесение максимального урона федеральному бюджету страны, что обернулось бы невозможностью содержать вооруженные силы и инвестировать в инфраструктуру.
Федеральный бюджет и впрямь существенно изменился по сравнению с 2021. Нефтегазовые доходы наоборот выросли на 2,6 трлн рублей. Ради борьбы с российским ВПК европейцы переплатили за меньшие объемы поставок. Тогда же ненефтегазовые доходы снизились на 200 млрд рублей из-за временных трудностей по переориентации рынков сбыта.
Последствия некоторых санкций лишь предстоит ощутить в 2023, но КПД ограничений легко оценить изменившейся риторикой: при введении первых санкций на Западе преследовали цель изолировать и полностью лишить Россию нефтегазовых доходов, сейчас речь идет о сохранении на мировом рынке российских ресурсов, но попытке уменьшить доходы от их продажи.


Комментарии читателей (0):