Издание The Guardian отмечает, что британцам придется признать – «нация в целом не справляется с математикой». Примерно у семи миллионов взрослых столь слабые знания по математике, что им затруднительно находить себе работу в ХХI веке. Как выход из положения, предлагается использовать опыт советских школ.
ИА REX: Британцы создают школы по советскому образцу. Может и постсоветским странам стоит задуматься и не копировать западный опыт?
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Заголовок "Британцы создают советские школы" не соответствует действительности. Речь идёт не о школах вообще, а о советских прославленных спецшколах по математике, а если приглядеться ещё внимательнее, то только о колмогоровской спецшколе при МГУ. С малой компетентностью британцев в математике мне лично пришлось столкнуться уже в 1993/94 годах, когда я работала по двухлетнему контракту в Лондоне на ВВС. Они поступают очень разумно, перенимая колмогоровскую модель. Когда-то в царской России систему университетского образования тоже создали путём импорта гумбольтдовской системы из Германии: "восходящая к Гумбольдту парадигма “исследовательского университета”, принципы которой он излагает в статье “О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине”, стала одной из моделей, вдохновивших системы образования во всем мире, в том числе и в России".
Не знаю, сохранились ли в РФ знаменитые математические спецшколы. Когда в последний раз я заходила в МГУ (лет 12/15 назад), мраморный вестибюль был похож на базарчик возле станций метро. Надеюсь, что сегодня хоть что-то изменилось к лучшему.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
После запуска советских спутников в 1959 году США охватила настоящая паника, которая заставила преодолеть традиционный американский антиинтеллектуализм и всерьез заняться преподаванием естественных наук. Там всерьез изучали и усваивали советские модели. Современный неолиберальный свободнорыночный капитализм не способен на такие координированные усилия, да и пока еще может полагаться на утечку мозгов из других стран.
Вместе с тем, советские модели были разные, и в основном имеется ввиду опыт элитных спецшкол, а не школ в рабочих районах или сельской местности.
Высокий уровень в СССР достигался часто за счёт подавления личности учеников, за счет культивации любимчиков и фаворитов за счёт всех остальных, пресмыкательство перед детьми состоятельных и влиятельных людей. Работали по пресловутому принципу отбора крепостных певчих - один будет петь, а остальные - "шантрапа" (от французского "петь не будут"). Учитель или тренер выделял учеников для участия в олимпиадах, соревнованиях, академконцертах, а на всех остальных в лучшем случае внимания не уделялось. В худшем, их превращали в мешки для битья и травли для фаворитов. Зачастую советская школа учила предметам, но не учила социализации, умению устраиваться в обществе. Оттуда целое поколение антиобщественных индивидуалистов, на которых и опирается российский грабительский неолиберальный капитализм. Так, что и к советским моделям надо подходить с пониманием, что там было на самом деле.
Александр Белковский, журналист:
Снявши голову, по волосам не плачут. Разрушить, изувечить, опошлить легко, а вот воссоздать сложнее. Кстати, в КНР школьников давно воспитывают по нашему Сухомлинскому.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Советский опыт применим только в отношении специализированных физико-математических школ для одарённых детей. Массовая советская школа, как и любая другая массовая школа, с преподаванием этого предмета точно так же не справлялась, он труден для восприятия, и она выпустила огромное число математически безграмотных людей. Специализированные же школы позволяли реализовать потенциал тех, у кого имелись врождённые способности, они, собственно, и становились физико-математической элитой советской науки.
Комментарии читателей (5):
Начну, как всегда, с мЭдам Ларисы. Если надавить на помидор - из него потечет сок и прочие нетвердые фракции (в просторечии - мякоть). На мЭдам Ларису в очередной раз надавило сообщение, которое можно трактовать так - "не все было так уж плохо в её бывшей родине". Как и следовало ожидать, результатом был поток помоев.
Далее по теме. Да, совершенно очевидно, что научить можно тех, кто хочет научиться. И "брачок" в советской школе, таки да, был. Но кто без греха - пусть первым бросит в меня камень. Как известно, есть недостатки и недостатки. Или недостаток недостатку рознь. Любимый прием у лЫбЭралов - это назвать советский недостаток и умножить его на 10 (лучше на 100) и сравнить его с западным недостатком, деленным на 10 (лучше на сто) или, еще того лучше, с западным достоинством умноженным на 1000.
Не только в колмогоровцах дело. В каждом мало-мальски крупном городе были десятки школ (и это не достоинство - это необходимость). И многие из них были специализированные или с соответствующими классами. И везде находились талантливые и увлеченные учители. И находили они одаренных детей. И учили их. Но даже "неодаренные" в математике (и в любом другом деле) были поставлены в условия, когда математику в определенном объеме надо как минимум, сдать. А потому и учили ее. Там, в школьном курсе, не надо было быть гЭнием. Достаточно просто работать. И работали. И сдавали. И на инженеров выучивались
Однако вернемся к одаренным. Задача советского среднего образования была двоякой. (1) Дать всем минимум знаний, достаточный для продолжения обучения в ВУЗах и (2) отыскать одаренных в тех или иных сферах и увлечь детей для усиленной подготовки в специализированные элитные университеты. И с обеими задачами система (при всех своих недостатках) справлялась. И советские школьники (да прямо из моей средней киевской школы) брали большинство призов на международных олимпиадах и по математике, и по физике, и по химии, и по биологии... Это теперь наши детишки там задних пасут. А тогда побеждали.
Так почему такая плохая система давала такие хорошие результаты?
А потому!
Вовсе не плоха была та система. А главное - она была ДЕМОКРАТИЧНОЙ в самом прямом и положительном (без кавычек) понимании этого слова. Задача - найти и увлечь, а найдя - подготовить. И неважно, кто родители и где живешь - крупнейшие университеты страны (МГУ, НГУ, МФТИ и проч., и проч., и проч.) содержали заочные физико-математические (и другие тоже) школы, проводили олимпиады и лагерные сборы. Да мало ли...
Вот и побеждали.
И в спорте, между прочим, то же самое. Вот тебе "Золотая шайба", вот тебе "Кожаный мяч" и "Белая ладья"... И везде десятки и сотни тысяч участников. Даже миллионы. И, конечно, при таком подходе всегда находились таланты.
А теперь что? Нет, ну, я вас спрашиваю - ЧТО? Кто это из нынешних побеждает на олимпиадах хоть по математике, хоть по хоккею, хоть в шахматы? 20 лет донашивают (распродают за копейки) советские достижения, что в образовании, что в спорте, что в науке и технике. Вот это радость!
Кстати, Лисюткина должна сама на своей шкуре знать, что если в волне эмиграции 80-ых "наши" инженеры и ученые котировались, то теперь - вовсе нет. Теперь все больше строительными рабочими и судомойками едут. Девальвировалась подготовочка-то.
И еще одно "кстати". Образование у нас (в лучших западных традициях) становится элитарным. В том смысле, что настоящее (без кавычек) образование стало уделом детей только нашей так называемой элиты. И Шо в эНтом хорошего?
И Белковский совершенно прав, когда говорит - "снявши голову, по волосам не плачут".
Добавить можно только одно - "если господь наказать захочет, то прежде разум отнимет". И это я не к тому что боженька нас наказал за что-то - бога нет и не было никогда, - это я к тому, что толпа (именно толпа, а не народ) в 80-ых - 90-ых сделала со своей страной то, что она сделала, "з неповна розуму", як то кажуть на Україні.
Так что, уважаемые наши зарубежные эксперты, что-то недооцениваете вы и не знаете вполне и всецело предмет дискуссии. Имхо.