Инициатива о регистрации зарубежного имущества чиновников - перезревший законопрект: мнения

Эксперты ИА REX рассуждают о том, будет ли работать закон, позволяющий называть чиновников «иностранными агентами»
27 июля 2012  15:38 Отправить по email
Печать

Депутаты Госдумы от «Единой России» и «Справедливой России» внесли на рассмотрение коллег законопроект, который обязывает парламентариев и чиновников всех уровней под угрозой уголовного наказания заявлять о денежных вкладах, недвижимости и ценных бумагах за рубежом. Владельцы таких средств, домов и акций должны получать статус «иностранных агентов».

ИА REX: Инициатива будет реализована? У власти нет другого выхода?

Лев Вершинин, политолог:

Это, конечно, правильный, нужный, давно назревший и даже перезревший законопроект, и если он станет законом, я буду только рад. Но радость горчит.

Не далее, как вчера я получил информацию о Сирии, которую прислал мой приятель, живущий в Париже. В фирме, где он работает, трудится также молодая дама-сирийка из хорошей семьи, тесно связанной с кланом Тлас. До последнего времени она подробно рассказывала желающим о событиях в Сирии, вовсю «болела» за законную власть, почем зря проклинала «повстанцев» и так далее. А позавчера с рабочего стола коллеги исчез портрет Асада с женой. В ответ на вопрос, почему и как вообще дела на Родине, дама коротко сообщила, что теперь не может ничего рассказывать и вообще больше говорить на эту тему не будет, а потом заплакала. Но, правда, быстро взяла себя в руки. Оказывается семью Тлас, владеющую колоссальным, самым крупным в Сирии бизнесом, широко разветвлённым во все концы света, от США и Европы до монархий Залива, бизнес-партнёры поставили перед выбором: или-или, и решение, в конце концов, было принято.

Это печально, но жизнь есть жизнь, а люди есть люди. Даже в Белоруссии. Так вот, в России в этом смысле ситуация, пожалуй, хуже. В Белоруссии, по крайней мере, есть Хозяин, который высоко сидит, далеко глядит, и чуть что, так сразу. В Сирии, с её клановыми пережитками, внутри элиты всё-таки работают старые представления о долге, чести, дружбе, обязательствах. Там, чтобы предать, нужно, чтобы обстоятельства сложились вовсе уж непреодолимо, чтобы решение принял семейный совет, чтобы, чтобы, чтобы. А элиты основной части стран СНГ (и Россия, увы, не исключение), укомплектованы по принципу «чем хуже, тем краше», когда пороки, скорее, позитив для карьеры, нежели негатив, но человек, на которого вовсе нет компромата, просто не имеет возможности подняться по номенклатурной лестнице выше среднего уровня. Да и там едва ли удержится. В цене другие. Вроде моего старинного знакомца, депутата Верховной Рады Украины многих созывов, совсем не олигарха, а обычного «кнопкодава», дома с кайфом вытирающего ноги о коврик с портретом Шевченко, а в миру последовательно голосующего против «поблажек москалям».

Именно такая система возникла (вернее, была заботливо, с помощью добрых друзей выстроена) в России эпохи Ельцина. А затем машина заработала по закону то ли Паркинсона, то ли Мерфи, — всегда их путаю, — не только защищая себя и самовоспроизводясь по образу и подобию своему, но и заражая тех, кто все-таки лучше и приличнее многих, из числа тех, кому все-таки в той или иной мере за державу обидно. Бывает даже так, что человек и не ворует, а «просто» слегка-слегка (чем я хуже других, да и коситься будут) пользуется служебным положением, но все равно, материал на (если понадобится) слив готов, а раскрутить сюжет и обнулить опасного умельцы найдутся.

Подавляющее же большинство, оказавшись перед выбором или-или, не усомнится ни на секунду. Не станет размышлять больше года, как старый Мустафа Тлас, не попытается выйти из игры, как его сын Манаф, не начнёт юлить до упора, как его второй сын, Фирас. Эти (кто крупнее) просто продадут Россию, чтобы спасти нажитое, а если предложат ещё и бонус, так и тем более. А кто мельче, те просто вмиг переметнутся. Плавали, знаем. А кто, если что, не знает, почитайте историю рыжего бунта на Украине. Один в один. Но, согласитесь, если всё совсем уж, окончательно и бесповоротно так, как я изложил, законопроект, подобный тому, о котором идёт речь, не мог бы появиться в принципе. Это, если в умелых руках, страшное оружие, а ведь никто не станет рубить сук, на котором сидит, тем более, если рыльце в пушку. И говорить о какой-то сверхособой, вплоть до готовности идти на костёр принципиальности инициатора законопроекта, тоже не приходится. Не бывают принципиальны вплоть до костра профессиональные замполиты, быстро переквалифицировавшиеся в известно что. А значит, было дано указание: подготовить и внести. Из тех инстанций, которым не откажешь. Иных вариантов просто нет.

А теперь, — нет, не вывод, для выводов мало информации, — но допущение.

Что ситуация кризисная, не исключено, и предвоенная, сомневаться не приходится.
Что группа, представленная нынешним президентом России, — а тем паче он лично, — при всём желании дружить с Западом, назначена в плохиши, которых рано или поздно надо наказать. Очевидно, что Ливия и Сирия российское руководство ничему не научило, предполагать наивно: там сидят люди, изощрённые в интригах, и всё очень хорошо понимают. Принятый в начале года закон, запрещающий работникам спецслужб владеть имуществом за рубежом, это подтвердил.

Так что, ещё всякое может быть. Иное дело, если да, то чьими руками. Существующая система к очистке самой себя не способна. На долгий, утончённый путь стравливания и вычеркивания по списку, по-сталински, времени нет. Выходит, в Час Х, если этому Часу Х суждено настать, всё нужно будет делать быстро и, безусловно, силами массово призванных выдвиженцев с низов и с периферии.

Есть ли шанс? Видимо, да; что не исключено, то возможно. Есть ли время и силы? Думаю, пока ещё есть. Есть ли желание? Жизнь покажет.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Это, на первый взгляд, достойный законопроект, снимающий с «единороссов» тавро «жуликов и воров». На второй взгляд рождается мысль о том, что же могло случиться, раз в России власти хотят не позволять воровать. На третий взгляд рождается мысль, что этот закон в прошлое не обращён, и не потребует от клептократов вернуть средства, что отдаёт эти средства в пищу FATF США. Уже потом вспоминается, сколько же лет в России работает «финансовая разведка» в связке с FATF, и думается, что этот законопроект могут принимать ещё 300 лет, пока новый Темучин с новой Ордой не появятся.

Но, как, ни парадоксально, у властей России иного выхода нет. Самая богатая страна по соотношению природных ресурсов на душу населения, и тем — вкуснейшая добыча; окружённая со всех сторон военными базами противников; единственная страна, что может уничтожить США и НАТО — зависит межгосударственной коррупции. И взгляд этой страны в мир похож на разбегающиеся глаза, одним глазом Россия видит как государство, а другим — видит взглядом её чиновников, «оффшорной национальности». Что побегут спасать не страну, а свою «малую Родину» в оффшорах. Поэтому если страна хочет жить, она должна смотреть в мир так, чтобы успеть увидеть, осмыслить и отразить угрозы.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Власть просто отреагировала на то, что в СМИ и в блогосфере постоянно муссируется тема зарубежного имущества чиновников — мол, это делает их зависимыми от заграницы и превращает в агентов влияния. Другое дело, что толку от этой меры будет мало: зарегистрируют так, что не придраться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть