Зачем Дмитрий Медведев раскрыл секреты своих отношений с Саакашвили: мнения

8 августа 2011  17:28 Отправить по email
Печать

Президент РФ Дмитрий Медведев посвятил президенту Грузии Михаилу Саакашвили и этой стране большое эксклюзивное интервью. Большая его часть связана с событиями трёхлетней давности в Южной Осетии и разъяснением многих внутренних моментов в отношениях глав России и Грузии. Эксперты ИА REX прокомментировали значимое интервью Дмитрия Медведева.

Григорий Трофимчук — политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Главная странность: президент РФ почему-то, вдруг, неожиданно посвятил президенту Грузии и этой стране огромное эксклюзивное интервью, практически полностью продублированное на всех российских телеканалах. Даже перед визитом президента в какую-то столицу мира такого внимания к отдельно взятой этнической теме обычно не наблюдается. Сама по себе привязка интервью к третьей, некруглой годовщине начала войны такого объёмного комментария не предполагала.

Скорее всего, на это повлияла ситуация вокруг вступления РФ в ВТО, когда Вашингтон попросил Москву как-то самой договариваться с Тбилиси, который пытается тормозить процесс. Не исключено также, что на Москву всё сильнее давит приближение сочинской Олимпиады, безопасность которой также является предметом творческого интереса со стороны Тбилиси.

Поэтому было решено раз и навсегда разложить все накопившиеся российско-грузинские проблемы по полкам: президент – отдельно, народ - отдельно. Российская сторона изначально, сразу после августовской войны заняла не совсем политическую, чересчур эмоциональную позицию в отношении Грузии. Представим себе, что РФ, добившаяся своего в отношении Южной Осетии и Абхазии, буквально уже поздней осенью 2008 года заявляет о готовности продолжать политический диалог с Тбилиси. Это был бы интересный, неожиданный ход, это как в боксе: соперник нокаутирован, но великодушный победитель с улыбкой жмёт ему руку по окончании боя. Это позиция силы, по-детски обижаться здесь не на кого.

Другой непонятный вопрос – геноцид южных осетин. Если там действительно был геноцид, то Москве необходимо было довести дело до логического конца, подтянув к процессу всю мировую и, как говорится, прогрессивную общественность. Тогда временное прекращение контактов было бы абсолютно оправдано и подкреплено соответствующим расследованием.

Другими словами, ситуация на грузинском направлении запущена очень сильно, а 2013 года, как некой рубежной даты, уже, как ни странно, никто не ждёт. Это и многое другое говорит о том, что Грузия стала не просто случайной головной болью для РФ на период правления Саакашвили – это проблема стратегическая, которая повлияет на место России в регионе Большого Кавказа. Москва, встав в неудобную политическую позу, тем самым подрубила многие шланги не под Саакашвили, а под собой. У Грузии будет другой президент, однако ни местные базы, аффилированные с НАТО, ни отношение даже тех же Бурджанадзе, Ногаидели и других к статусу своих «северных территорий» уже никуда не уйдут.

Странно и то, что огромный потенциал грузинской диаспоры за рубежом за всё это время никак не использован, хотя данная адресная группа – практически единственный невоенный механизм восстановления отношений между самими народами, которые стремительно забывают друг о друге – если мы говорим не о ветеранах, а о наиболее активных поколениях грузин и русских. Возможности диаспоры (как организационные, так и материальные) уходят непонятно на что, в пустоту, на персональную критику грузинского руководства.

Грузинское руководство делает ещё больше тактических ошибок, которыми точно так же никто не пользуются – хотя они лежат практически «на столе». К примеру, Саакашвили приглашает в Грузию исключительно российских персонажей из презираемого самими россиянами демократического ряда – тех же сотрудников «Эха Москвы», Ксению Собчак и т.п. Однако чтобы завоевать под шум волны положительное отношение россиян к себе президент Грузии мог бы сделать это только за счёт переформатирования списка гостей, то есть практически бесплатно.

Небольшая Грузия держится на политическом плаву исключительно за счёт уровня своего внешнего пиара, который ставит её в этом плане на первое место на всём Кавказе. И адекватных ответов в её сторону пока, к сожалению не наблюдается.

Михаэль Дорфман — публицист и издатель (Нью-Йорк, США):

Насчет ВТО, вполне резонно. Может быть ещё, что это как бы полемика с Путиным. Все знают, что грузинская война - детище Путина, он ею сам руководил и дирижировал дипломатическими усилиями после завершения войны. Вот президент и взял на себя какую-то роль.

Путину заявления Медведева не повредят. Наоборот. Очевидно, что война не достигла основной цели - свалить режим Саакашвили и посадить в Грузии промосковское правительство. Теперь, когда Медведев объяснил народу, что держал Путина за руки, то говорить о неудачах победоносной войны за независимость Южной Осетии могут говорить лишь заядлые злопыхатели.

Юрий Юрьев — политконструктор (Одесса):

Это связано с выборами. Медведев занят пиаром во все стороны, России он показывает, что победил, а Западу показывает, что победил гуманно. На деле же есть странности. Во-первых, Грузия почему-то застала российских миротворцев врасплох, и не помню, чтобы Грузия возмещала убытки и потери за свою кровавую агрессию. Вот в этом и суть взаимоотношений стран, а не в персонах Медведева и Саакашвили. Что касается ВТО, то оно представляет сомнительную ценность для России, а возможные теракты на Олимпиаде могут привести Грузию к тому, что было с Ичкерией.

Али Гаджизаде — политолог, эксперт по СМИ и PR технологиям (Азербайджан):

В этом интервью президент коснулся ряда тем, которые вызывают особый интерес у общества. Не буду комментировать каждую тему, затронутую в интервью, коснусь лишь той части, которая посвящена событиям на Кавказе. У меня порой создается впечатление, что российские власти, преследуя сиюминутные, а не долгосрочные интересы намеренно или нет, создают вокруг своей страны пояс враждебности. Это отчётливо можно проследить в тех событиях, которые произошли в 2008 году, между Грузией и Российской Федерацией. Давайте посмотрим, что получила Россия? Фактически ей достались ещё два дотационных региона к уже имеющимся (почему дотационные другой вопрос) появились ещё два бермудских треугольника для российских бюджетных средств и Грузия стала заклятым врагом России. Венедиктов задал интересный вопрос «вернуть районы», на который Медведев не ответил, это говорит о многом. Мне совершенно не понятно как то, что произошло в 2008 году, может служить уроком, например для Азербайджана. Карабахский конфликт и то, что было в Грузии - это разные конфликты, хотя у них, безусловно, есть схожие черты, но эти черты не делают эти конфликты идентичными.

Карабах - это оккупированная территория Азербайджана, с которой изгнано азербайджанское население, и Азербайджан как страна, подвергшаяся агрессии имеет полное право на самооборону. Официальную позицию Азербайджана по этому вопросу президент Азербайджана и другие официальные лица неоднократно озвучивали, она очень проста, если мирные усилия не дадут результатов Азербайджан военным путём освободит свои территории. Естественно Дмитрий Медведев об этом прекрасно осведомлён, также осведомлен он о том, что невозможно даже сравнивать военный и экономический потенциал Армении и Азербайджана. Если Медведев предупреждает что его страна из-за Армении пойдёт на конфронтацию с самой большой и богатой страной Кавказа то это будет, не то, что было в августе 2008 года. Взорвётся весь регион, что приведет к неминуемому вмешательству других государств как региональных, так и заокеанских. Пока российские власти не укажут прямо на агрессора и не перестанут с ним заигрывать, более того, будут его вооружать, чтобы он и впредь мог держать под оккупацией азербайджанские территории, в регионе будет угроза войны.

В последние время многие эксперты высказывают мнение о том, что российские власти не заинтересованы в решении Нагорно-Карабахского конфликта, им выгодно такое положение дел, так как они при этом могут влиять на обе страны. Эти предположения своими словами косвенно подтвердил и Медведев, сказав: «Лучше вести бесконечные переговоры о том, какова судьба Нагорного Карабаха». В Азербайджане надежда на мирное урегулирование конфликта стремительно тает, что, безусловно, способствует нагнетанию атмосферы. Также хочу обратить внимание на слова Медведева, сказанные в адрес грузинского президента. Медведев фактически обвинил его в умственной отсталости. Думаю, не подобает президенту, особенно президенту такой страны как Россия, так отзываться о главе государства пусть и того государства с которым у него есть проблемы. Также интересно то, что человек, которого Медведев объявляет, мягко говоря, не совсем умным, сумел добиться в своей стране того, чего не сумел добиться Медведев. Я имею в виду борьбу с коррупцией и соблюдение законов.

Роман Манекин — политолог, доктор исторических наук, профессор:

Дмитрий Медведев, конечно, опасается террористов, и не только грузинских (грузинский в меньшей степени) и поэтому на порядки увеличивает штат местного управления ФСБ. В том числе, и за счёт кадров из центра. Что же касается позиции Грузии по вступлению РФ в ВТО, то ответ на этот вопрос чётко дал в упомянутом интервью сам Дмитрий Медведев. Если говорить серьёзно, то это, разумеется, не повод для обширного интервью. Мне кажется, что дело здесь совершенно в другом: всё ближе и ближе дата начала президентских выборов в РФ. Очевидно, что поведение Медведева в дни августовского кризиса 08.08.08 вызывает одобрение большинства россиян. Думаю, что обширное интервью в памятную дату - давно апробированный PR-ход. Ещё один штрих к портрету будущего кандидата в президенты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть