Перспективы тенденций роста на полюсе капитала и спада на полюсе бедности: мнения

23 июня 2011  14:03 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, доктор социологических наук, профессор Эдуард Афонин отмечает, что, пожалуй, самая заметная тенденция нашего дня — это прогрессия социально-экономического неравенства. «Именно об этом настойчиво напоминает нам прогрессивная тенденция в рейтингах миллиардеров и обратная тенденция — ухудшение социально-экономического состояния остальной части человечества. Невольно задумываешься, а что же будет, в итоге двух расходящихся тенденций роста на полюсе капитала и спада — на полюсе бедности?», — задаёт вопрос он коллегам-экспертам.

Григорий Трофимчук политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия):

При дальнейшем разрыве полюсов бедность-богатство не произойдёт абсолютно ничего, кроме дальнейшего тихого загнивания бедных. Об этой проблеме многие задумывались уже в 90-х гг., когда казалось, что после очередного тотального повышения цен (в праздничный день 1 января, когда пьяным все цены по барабану) должна, наконец, — уж на этот раз точно — произойти революция, народный бунт или, по меньшей мере, сдвиг земной оси.

Но 20 лет рынка и демократии, ежедневного роста тарифов и цен научно доказали, что российское, в частности, население не обладает необходимой волей, всё глубже зарываясь в свою персональную нору, пытаясь заработать друг на друге, чтобы накормить витаминами своих детей. Эти люди тихо ненавидят миллиардеров, но изменить схему не в состоянии.

Отсюда — главная угроза: страна может полностью потерять внутреннюю энергетику, так называемую пассионарность, и на этом закончиться как историческая единица, уйти с политической карты мира. С одной стороны, для власти это вроде бы хорошо, особых неожиданностей от уличной толпы ждать не приходится. Но с другой стороны — это прямая угроза в адрес всё той, же власти: в случае внешнего удара по стране отсутствие необходимой энергетики внутри народа скажется на результатах войны самым губительным образом.

При всех своих проблемах, та же Греция сегодня демонстрирует миру мощную социальную сопротивляемость, которая говорит только об одном — эта древняя страна ещё поживёт.

Лариса Бельцер-Лисюткина — культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Общество — это скорее организм, чем математическая модель. «Прогрессия» не может иметь линейного характера. На каких-то этапах начнут возникать партии и профсоюзы, начнётся социальный конфликт и произойдёт делигитимация олигархического режима. Примерно это происходит сейчас в исламских странах. Субъектами исламских революций выступают люди, которых многие считали забитыми и бессловестными. Но даже у них обнаружился протестный потенциал, когда их довели до отчаяния. Пойдёт ли им на пользу их протест? Возможно, что нет, ибо слой демократических субъектов, носителей демократии в исламском мире пока не сформировался, так же как и на постсоветском пространстве. Но общий вектор социальных движений понятен — в сторону социальной справедливости, передела собственности и политического представительства интересов.

Нестор Комарницкий — финансист и независимый журналист (Украина-Россия):

Переход к активному социальному расизму понимающими социологами и политологами давно был просчитан. Распад русских на «старых» и «новых» в 1990-х годах, как и в конце 18-начале 19 века — явления того же порядка. В долгосрочной перспективе важно спрогнозировать, какие именно события позволят преодолеть инерцию распада народов на части, а в краткосрочной — найти комплекс мероприятий, позволяющих смягчать последствия неравенства. Что касается первого, то пока, кроме революций, смут и войн, очень резко перераспределяющих доходы наций и этносов, человечество ничего не придумывало, а что касается второго, то, безусловно, интересен опыт России путинского времени.

Михаэль Дорфман — публицист и издатель (США):

Возвращаемся туда, откуда начинал Карл Маркс, к классическому грабительскому капитализму XIX века.

Сергей Сибиряков — координатор международной экспертной группы ИА REX:

В последнее время мы наблюдаем процесс свёртывания социальных государств и переход к моделям досоветской эпохи. Мировой финансовый кризис, рост цен на продовольствие и отсутствие конкуренции со стороны стран социализма привело к снижению социальных стандартов в развитых странах и больно ударило по странам постсоветского пространства.

Победа в «холодной войне» сделала США и западный мир сильнее, а весь остальной мир оставила без альтернатив и надежд на достойное место под солнцем. И не удивительно, что в последнее время опять появился интерес к трудам классиков марксизма. Так один из блогеров социальной сети Гайдпарк отмечает: «Один мой хороший знакомый работает в крупной книготорговой сети, которая владеет крупнейшими книжными магазинами в Москве. Вчера мы с ним обсудили какие-то свои новости, и он мне рассказал, что сейчас самая продаваемая книга последнего времени „Капитал“ К.Маркса. Даже образовался большой дефицит этой книги».

Если так дальше пойдёт, то скоро в дефиците будут и труды Ленина об организации пролетарской революции. История развивается по спирали и возможно идеи социальной справедливости, равенства братства ещё не до конца похоронены диким капитализмом последнего двадцатилетия.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть