Европейская аудитория, слушавшая выступление госсекретаря США Марко Рубио в Мюнхенской конференции по безопасности в субботу, коллективно вздохнула с облегчением — по крайней мере, так заявил его немецкий ведущий и модератор Вольфганг Ишингер. Если это действительно была такая реакция, то это было бы ошибкой, считает обозреватель Bloomberg Марк Чемпион.
После презрительного выговора, который вице-президент США Джей Ди Вэнс произнес с той же трибуны год назад, планка для улучшения была низкой, и Рубио, безусловно, ее перешагнул. Вэнс обвинил Европу в отказе от общих ценностей, включая демократию и свободу слова, которые связывают трансатлантический альянс, с явным намеком на то, что континент стал неактуальным. После этого риторического выпада администрация Дональда Трампа лишь укрепила описанный Вэнсом разрыв: прекратила американскую помощь Украине в обороне; приняла новую Стратегию национальной безопасности, в которой говорится о «стирании цивилизации» Европы; и пригрозила захватить Гренландию у Дании, союзника по НАТО.
Выступление Рубио было гораздо мягче, чем у Вэнса, но суть его слов мало чем отличалась. Европа по-прежнему воспринимается как место слабости и неудач, отметил обозреватель. Вместо того чтобы отрицать значимость старого континента — «Америка ничего для вас не сделает», — так выразился Вэнс, — Рубио призвал его присоединиться к культурной революции Трампа, перестраивая альянс по образу и подобию MAGA. Тем временем он проигнорировал встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским и другими лидерами в так называемом берлинском формате для обсуждения прекращения конфликта. После отъезда из Мюнхена он планировал посетить пропутинских союзников Трампа в Венгрии и Словакии.
«Повышенная вежливость Рубио никого не должна успокаивать. С момента начала второго срока Трампа подход США ничем не изменился. В пятницу президент США снова заявил, что Россия хочет мира с Украиной, одновременно оказывая давление на Киев, чтобы тот уступил карательным условиям Москвы. Россия, как подчеркнул Зеленский в своей речи в Мюнхене в субботу, занята подтверждением своих максималистских требований и не проявляет никаких признаков желания идти на компромисс. У Европы по-прежнему нет места за столом переговоров ни по Украине, ни по Газе. И все фундаментальные проблемы, с которыми европейские союзники Америки давно сталкиваются в плане прекращения зависимости от неопределенного, если не хищнического, гегемона, остаются», — пишет Чемпион.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Позитивным признаком спустя год после возвращения Трампа является то, что европейцы больше не отрицают своего затруднительного положения в мире, который превратился в мир «разрушительной» политики, где США играют наиболее активную роль. По крайней мере, они обсуждают, как разработать собственный ядерный потенциал сдерживания, даже если четкого пути к его созданию нет. Зависимость Великобритании от американских ракет для своего относительно небольшого арсенала и маловероятная перспектива того, что Франция разделит контроль над своим несколько большим арсеналом, остаются вопросами без ответов.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, когда настала ее очередь выступать, провела красную линию, чтобы противостоять любому посягательству США на «цифровой суверенитет» Европы. Но эта независимость не может быть достигнута без крупных, суверенных европейских цифровых компаний, способных конкурировать с компаниями из США и Китая.
В этом по-прежнему кроется корень проблем Европы: контроль и суверенитет следуют за возможностями, что всегда было правдой, но стало болезненно очевидным лишь после того, как бывший защитник Европы, США, стал враждебно настроен. Это особенно справедливо в сфере обороны, где европейские члены Организации Североатлантического договора сейчас тратят значительно больше средств, чем несколько лет назад, на сдерживание (справедливо) воспринимаемой российской угрозы. Тем не менее, неэффективность означает, что суммарная сумма расходов Европы на оборону по-прежнему дает гораздо меньшую боеспособность, чем можно было бы предположить, говорится в статье.
В Мюнхене лидеры несколько раз приветствовали недавнее решение о реорганизации командной структуры НАТО как явный признак того, что Европа берет на себя ответственность за собственную безопасность, чего, по словам США, она хочет. Эти изменения означают, что через несколько лет командование ВВС, сухопутных войск и морских сил НАТО, находящееся под управлением США, будет передано Великобритании, Франции и Германии. Это может показаться прогрессом, но это бессмысленно, пока задействованные войска и техника также не станут европейскими. Идея о том, что американские военные подчинят свои силы командованию стран, предоставляющих меньшую долю ресурсов для выполнения миссии, так же маловероятна, как и звучит.
Как отмечает REX, это создает для Европы риск того, что изменения станут просто причиной ослабления американского влияния, а также ставит Вашингтон в затруднительное положение, поскольку ему придется фактически уступить контроль над союзниками, говорится в статье.
Ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности служит своего рода индикатором, и из событий этого года ясно, что Европа относится к своей обороне более серьезно, что может быть только позитивным моментом.


Комментарии читателей (0):