Китай использует возможность, чтобы бросить вызов американскому доминированию в мировых финансах и усилить свое международное влияние за счет всемогущего доллара США, сообщает REX 4 февраля.
Геополитическая неопределенность, во многом вызванная зачастую хаотичной экономической политикой президента США Дональда Трампа, охватила рынки в последние недели, в результате чего доллар упал до четырехлетнего минимума. Тем временем инвесторы устремляются к активам-убежищам, что приводит к рекордным ценам на золото. Это дало Китаю возможность продвигать свою собственную валюту как жизнеспособную альтернативу, отмечает CNN.
Ведущий идеологический журнал Коммунистической партии Китая опубликовал заявление председателя Си Цзиньпина, в котором изложены планы по превращению юаня в глобальную резервную валюту. Именно эту роль в настоящее время играет доллар США – основная валюта для подавляющего большинства иностранных транзакций, что делает его одной из самых безопасных инвестиций в мире.
Никто не ожидает, что все изменится в ближайшее время. Но резкое падение стоимости доллара с тех пор, как Трамп вновь вступил в должность в прошлом году, по крайней мере, открыло двери для потенциальных соперников.
Си Цзиньпин заявил, что Китай должен стремиться к созданию «сильной валюты, широко используемой в международной торговле и валютном обмене», с «мощным центральным банком» и способностью привлекать инвестиции и влиять на мировые цены.
Комментарии китайского лидера были сделаны в частном порядке в 2024 году. Партия обнародовала их в связи с тем, что Китай позиционирует себя как более надежный экономический и политический партнер, чем США, и начинает видеть результаты.
Вместе с тем Китай более десяти лет пытался интегрировать юань в международные рынки и обеспечить его стабильность как глобальной валюты. Однако в последнее время Китай начал пожинать плоды растущей обеспокоенности по поводу экономической политики США и «дедолларизации».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Решение Трампа ввести несколько раундов пошлин на товары основных торговых партнеров подорвало доверие к экономическому росту в США и к стоимости их валюты. Смена руководства Федеральной резервной системы (ФРС) – на эту должность Трамп выдвинул Кевина Уорша после неоднократных конфликтов с нынешним председателем Джеромом Пауэллом – усилила неопределенность в отношении денежно-кредитной политики и процентных ставок в США.
Инвесторы сокращают свою зависимость от доллара еще с прошлого года, а президент Европейского центрального банка Кристин Лагард призвала к тому, чтобы евро играл более значительную роль в мировых финансах. Угроза пошлин и санкций со стороны США также побудила некоторые страны искать способы хеджирования своей зависимости от доллара.
Доллар играет центральную роль в мировой экономике уже более 80 лет, после Второй мировой войны и Бреттон-Вудского соглашения, которое установило доллар в качестве золотого стандарта и привязало к нему 44 другие валюты. Высокий спрос на доллары дает США больше влияния при заимствовании средств за рубежом по низким ставкам и введении санкций против других стран.
Международный валютный фонд (МВФ) признает семь других основных резервных валют, включая евро, юань, японскую иену, канадский доллар, австралийский доллар, фунт стерлингов и швейцарский франк. Китай стремится укрепить позиции своей валюты, чтобы защитить себя от финансовой гегемонии и давления со стороны США, а также увеличить свое политическое и экономическое влияние в мировой торговле и финансах.
Китай уже предпринял меры для повышения привлекательности юаня для иностранных инвесторов, такие как расширение доступа к китайским ценным бумагам, включая акции, облигации и сырьевые товары, а также упрощение трансграничных платежей.
Укрепление торговых связей с развивающимися странами также подкрепило аргументы в пользу расширения использования юаня в зарубежных транзакциях. Использование юаня в торговых расчетах резко возросло до рекордных показателей после того, как западные страны ввели санкции против России на фоне конфликта на Украине, поскольку Китай оставался одним из главных торговых партнеров России.
Прошлым летом глава Центрального банка Китая Пан Гуншэн заявил, что юань является крупнейшей в мире валютой для финансирования торговли и третьей по величине платежной валютой, призвав к развитию «многополярной» валютной системы, а не к доминированию доллара.
Мысль о том, что доллар может оказаться под угрозой, безусловно, встревожила Трампа. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – страны БРИКС – выдвинули идею создания новой резервной валюты, на что Трамп, по его словам, отреагирует 100-процентными пошлинами, если эта идея когда-либо будет реализована.
Глобальная финансовая система, в значительной степени опирающаяся на юань, еще далека от реальности. По данным МВФ, в прошлом году на доллар США приходилось около 57% валютных резервов, на евро — около 20%, а на юань — около 2%. Китай не заявлял о планах по вытеснению доллара, а скорее о расширении роли собственной валюты в сравнении с ним.
Однако, несмотря на то, что Китай позиционирует юань как удобную и безопасную валюту для мировой торговли, эксперты отмечают, что жесткий контроль за движением денег в страну и из страны отпугнет инвесторов и финансовые учреждения от чрезмерной зависимости от резервов в юанях. Китай также может предпочесть поддерживать более низкий курс юаня по сравнению с другими валютами, чтобы поддержать свою экономику, ориентированную на экспорт.


Комментарии читателей (0):