Федеральный бюджет 2026 года не предполагает ни экономического роста, ни подавления инфляции, считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева, передает REX 13 октября.
«Темпы роста российской экономики достигли нулевой отметки и возможно, перешли в отрицательную зону. Такой вывод можно сделать исходя из детального анализа проекта федерального бюджета на 2026 год», — рассуждает парламентарий.
Когда принимался бюджет на 2025 год, то в проекте предполагался темп роста ВВП 2,5% при инфляции 4,5%. При этом индекс-дефлятор по ВВП был равен 9,7%. То есть ставилась вполне осознанная цель задавить экономический рост и за счет этого уменьшить инфляцию, сказала Дмитриева. Однако, инфляция по оценке, содержащейся в проекте федерального бюджета, составляет не 4,5%, а 6,8%.
Более того, в этой оценке явно недоучтён лавинообразный рост цены на бензин, а также мультипликативный эффект от роста тарифов, которые были повышены с июля, продолжила Дмитриева.
«Рост цен на бензин за девять месяцев составляет 9,2% более, чем в два раза опережает сводный индекс потребительских цен за тот же период, что безусловно даст импульс по технологической цепочке на увеличение инфляции по итогам года», — рассуждает парламентарий.
Официальные данные Росстата об индексе потребительских цен говорят о том, что инфляция по году будет отнюдь не 6,8%. Так, индекс потребительских цен за январь-сентябрь 2025 года к аналогичному периоду 2024 года составляет 109,4%. А поскольку инфляция и экономический рост замещающие множители в оценке ВВП, то если инфляция составит 7,6-7,8% по итогам года, то при оценке ВВП в 217,3 трлн. рублей, правительство будет вынуждено признать, что экономического роста нет, прогнозирует Дмитриева.
Кроме того, индекс промышленного производства, по данным Росстата, за 8 месяцев составляет 100,8%. А по отраслям, по которым дается информация в открытых источниках, из 24 позиций только пять демонстрируют рост, включая производство компьютеров, фармацевтика, производство табачных изделий. На спад в обрабатывающей промышленности указывает и сокращение грузооборота железнодорожного транспорта (98% к аналогичному периоду 2024 года).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Целью занижения фактической инфляции текущего года является не только попытка самооправдания и затушевывания спада производства, а экономия на индексации расходов на пенсии и пособия. По закону, индексация пенсий и социальных выплат должна быть осуществлена не меньше, чем инфляция предыдущего года», — сказала Дмитриева.
Постоянное занижение инфляции как текущего, так и будущего года приводит к систематической недоиндексации заработной платы бюджетников, подчеркнула депутат Госдумы. В течении ряда лет индексация заработной платы бюджетников планируется исходя из прогнозной заниженной инфляции. Так, в 2024 году она планировалась 4,0% фактически была 9,5%, а индексация заработной платы бюджетников, соответственно, и планировалась, и была реализована согласно бюджетных назначения на 4,% .
В 2025 году прогнозный уровень инфляции был принят на уровне 4,5%, и соответственно, на эту же величину и была заложена индексация. Когда же инфляция по факту существенно превышает прогнозную, практики пересмотра индексации зарплат бюджетников не существует, продолжила она.
В последнее время, однако, осуществляются доплаты в целях достижения нормативного уровня зарплат по так называемым, «указным категориям». Однако, если фонд оплаты труда бюджетников из года в год индексируется существенно ниже инфляции, то реализовать положения указов президента становится все сложнее. Отсюда недовольство врачей и учителей своей заработной платой и дефицит кадров в системе, рассуждает депутат.
«Импульсы экономического роста, которые возникли вследствие вынужденного импортозамещения в условиях санкций и потребностями ВПК, были искусственно погашены жесткой денежно-кредитной политикой и бюджетно-налоговой политикой. При этом никаких значимых результатов в борьбе с инфляцией не достигнуто», — резюмировала член комитета Госдумы по бюджету и налогам.


Комментарии читателей (0):