Азербайджан через «Зангезурский коридор» заявляет о себе как о важном логистическом узле на евразийском пространстве, пишет арабская газета Asharq Al-Awsat. Издание отмечает, что реализация транспортного коридора, соединяющего Азербайджан и Нахичевань, открывает перед республикой значительные экономические перспективы. Эксперты подчеркивают, что проект позволит значительно расширить экспортные возможности страны, увеличить ненефтяной ВВП и сократить логистические расходы, включая авиаперевозки. Одновременно Азербайджан получает независимую альтернативу транзиту через Иран, что укрепляет его экономическую и транспортную автономию. По мнению экспертов, такие изменения превращают страну не только в центр региональной торговли, но и в ключевое звено глобальных транспортных цепочек, открывая новые возможности для устойчивого экономического роста и повышения влияния Азербайджана на евразийской арене. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Если воспринимать «Зангезурский коридор» как «проект на бумаге», то с мнением арабской газеты можно согласиться. Но проблема коридора – транспортного маршрута, который позволит Азербайджану через территорию Армении поставлять грузы в Европу, а Турции – наладить логистику в Среднюю Азию и Китай накладывается на сложную глобальную и региональную геополитику с участием многих купных вешних и внутренних игроков. Напомним, что недавно этот проект разрабатывался с участием России, но потом появились США и Англия. Плюс прямые интересы Ирана, Турции, Китая с его базовым проектом «Один пояс-один путь», — отметил Тарасов.
В итоге эксперты стали сравнивать ситуацию со «слоеным пирогом». Именно такого пыталась избежать Россия при подготовке осенью 2020 года трёхстороннего соглашения о прекращении огня по итогам Второй карабахской войны, продолжил политолог.
«В документе, подписанном главами Азербайджана, Армении и России, особо выделялся пункт 9 без упоминания «Зангезурского коридора». Напомним, в пункте 9 соглашения обозначены обязательства Еревана по гарантиям беспрепятственного следования транспорта, грузов и граждан из Нахичевани в «материковый» Азербайджан и обратно. Однако трактовка обязательства сразу стала поводом для раздоров между двумя государствами по поводу Зангезурского коридора, как обозначают этот потенциальный логистический маршрут азербайджанские политики», — говорит Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому выгодные пока только на теоретическом уровне перспективы просматриваются перед Азербайджаном и перед его главным союзником, Турцией в геополитике. Практическое создание новой транспортной связки между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью потребует немало политических и дипломатических усилий, чтобы открыть возможности для увеличения экспорта как в Азербайджан, так и в Среднюю Азию, а также снизить влияние инфраструктурных ограничений маршрутов через Грузию или Иран, подчеркнул он.
«Но ситуация в регионе резко изменилась: потенциально перестраивается транспортная карта всей Евразии», — резюмирует Тарасов.


Комментарии читателей (0):