Помехи и спуфинг – искажение GPS-сигналов в Ормузском проливе, где проходит около пятой части мировых поставок нефти, указывают на глобальную проблему, пишет Bloomberg.
Агентство проанализировало 94 000 сигналов позиционирования 56 судов в период с 1 по 24 июня 2025 года. Они перемещались на нереальные расстояния 1500 раз.
Помехи сигналам, вызванные напряженностью между Израилем и Ираном, являются еще одним напоминанием о том, насколько уязвимы судоходные пути к конфликтам, учитывая, что более 2,8 триллионов долларов в год всей морской торговли проходят через подобные Ормузскому проливу «узкие места». Это также подчеркивает фундаментальный недостаток безопасности в отрасли, ответственной за доставку около 80% мировой торговли — отрасли, которая стала зависеть от электронных систем позиционирования. Тревожные звоночки также начинают звенеть в страховой отрасли.
Проблемы с навигационными системы влияют также на суда в Черном море, Красном море и Балтийском море.
«Проблема становится системным риском, когда происходит с сотнями судов в относительно близком расстоянии. Хотя некоторые суда могут казаться находящимися в сотнях миль от своего реального местоположения, небольшие расхождения могут затруднить понимание неправильного позиционирования и избежание столкновений, особенно в относительно узких водоемах», — отмечает агентство.
По данным Центра MICA, французской военно-морской группы связи, в последнее время почти 1000 судов в день сталкивались с помехами GPS вблизи Ирана. Нарушение связи затрудняет безопасную навигацию ночью, в условиях плохой видимости или при интенсивном движении судов.
«Мы наблюдаем широкомасштабные сбои в работе GNSS не только на Ближнем Востоке, но и в таких регионах, как Черное море и Балтийское море», — сказал капитан Стив Бомгарднер, вице-президент по судоходству и шельфу в компании морской разведки Pole Star Global. - «Это растущая и глобальная проблема».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вскоре после того, как Израиль начал бомбардировку Ирана, супертанкер Front Eagle столкнулся с другим судном Adalynn , которое пересекало его путь, когда первое судно выходило из Персидского залива. Хотя владелец Front Eagle компания Frontline Plc всячески пыталась заявить, что инцидент не связан с конфликтом, Центр MICA предупредил, что «отягчающим» фактором инцидента могли стать электронные помехи. По данным Национального гидрографического управления Пакистана, в результате этой катастрофы нефть разлилась на площади в 10 квадратных километров, что эквивалентно площади примерно 1400 футбольных полей.
А в мае в Красном море контейнеровоз застрял на мели, что, по словам многих экспертов, носило явные признаки воздействия электронных помех.
Логично, что случаи глушения сигнала учащается в районах геополитических конфликтов. Так, большая часть глушения вблизи израильского порта Хайфа и Персидского залива осуществляется израильскими и иранскими системами ПВО, которые включают глушение GPS, чтобы помочь смягчить последствия точного наведения систем.
Как отмечает REX, сложившаяся ситуация привела к тому, что три основных органа Организации Объединенных Наций (ООН), включая Международную морскую организацию (глобальный регулятор судоходства), в марте опубликовали совместное заявление, в котором выразили тревогу по поводу участившихся случаев подобного вмешательства. Однако ситуацию ухудшается.


Комментарии читателей (1):