Тегеран получил через оманского посредника «элементы предложения» от Соединенных Штатов о возможном соглашении по иранской ядерной программе после пяти раундов переговоров между двумя сторонами. Пока Иран обдумывает ответные меры, назревает новый кризис с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое в своем новом секретном докладе за неделю до встречи управляющих МАГАТЭ в Вене обвинило Иран в ускорении темпов производства урана, обогащенного на 60 процентов. Также утверждается, что объем запасов высокообогащенного урана Ирана по состоянию на 17 мая составил около 408,6 килограмма, увеличившись на 133,8 килограмма за последние три месяца, что считается самым высоким увеличением за несколько месяцев, по сравнению с предыдущим увеличением на 92 килограмма.
Иран остается единственным государством, не обладающим ядерным оружием, которое производит и хранит такой уровень чувствительных ядерных материалов, что вызывает большую озабоченность международного сообщества», констатирует МАГАТЭ. В этой связи в Тегеране возникло подозрение, что МАГАТЭ предпринимает попытку использовать политический и несбалансированный доклад для переговоров. В этой связи глава МИД Ирана Аббаса Аракчи сделал предупреждение генеральному директору МАГАТЭ Рафаэлю Гросси. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«По всем признакам МАГАТЭ пытается внести поправки в «иранское ядерное уравнение», чтобы изменить переговорную повестку между Ираном и США. Тегеран предполагает, что доклад МАГАТЭ призван спровоцировать европейскую тройку, Францию, Великобританию и Германию, к обращению в Совет Безопасности (СБ ООН) с требованием возобновить действие «механизма быстрого возврата» санкций в отношении Тегерана в контексте нарушения им обязательств, содержащихся в Договоре о нераспространении ядерного оружия. По оценке экспертов, это списываются в сериал действий Израиля в преддверии шестого раунда переговоров США», — отметил Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Он обратил внимание, что ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху грозился нанесениям военного удара по ядерным объектам Ирана. Кстати, такие угрозы побудили президента США Дональда Трампа позвонить Нетаньяху и заявить, что «время еще не пришло» для перехода к военному варианту, и что есть шанс «достигнуть соглашения в ближайшее время».
«Возможно, тезис Трампа нашел поддержку в ходе визита президента Ирана Масуда Пезешкиана в Маскат, где он заявил о готовности согласиться на временную заморозку обогащения урана, что могло бы стать «ключом к желаемому решению». Тем более, что с обеих сторон есть политическая воля к достижению позитивного результата. Не случайно глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами обрушился с атакой на генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, обвинив его в «политизации работы агентства» и использовании его в качестве платформы «для обслуживания своих личных амбиций баллотироваться на пост генерального секретаря ООН», — указал политолог.
Но это признак появления нового витка политической напряженности между представителями западных стран и Ираном, точнее появления острых кризисных сюжетов в «шестерке» стран- участников подписантов в 2015 году ядерного соглашения с Ираном. В то же время это готовящийся удар больше по Трампу, нежели по Ирану, продолжил он.
На днях американское издание The Wall Street Journal сообщало, что пресс-секретарь Белого дома США Кэролайн Левитт уведомила высокопоставленных чиновников Совета национальной безопасности, Минфина и Госдепартамента о приостановке всей деятельности по введению санкций в отношении Ирана.
«Напомним и о том, что Минфин США минимум три раза откладывал объявление об ужесточении мер в отношении Тегерана. Говоря иначе, Вашингтон и Тегеран делают заметные шаги навстречу друг к другу, чтобы спасти переговоры», — резюмирует Тарасов.


Комментарии читателей (0):