Экономическая революция президента США Дональда Трампа «Америка прежде всего» быстро превратилась в «Америку в последнюю очередь» в том, что касается финансовых рынков. Так много инвесторов сбрасывали американские активы оптом, что недавно мы увидели, как акции, облигации и доллар США упали в самоподпитывающемся цикле гибели, который не только нанес ущерб стоимости американских финансовых активов. Если Трамп продолжит в том же духе, это грозит вызвать финансовый кризис. Это шок для финансового мира, который встретил его избрание почти с ликованием, сообщает REX 27 апреля.
Сначала это были просто волнения по поводу обещанного сокращения бюджета — поскольку департамент правительственной эффективности Илона Маска обрушился с кувалдой на федеральные расходы — и того, какое влияние потеря стимула окажет на корпоративные прибыли.
Однако в последние недели произошло нечто более зловещее: инвесторы не только сомневаются в том, откуда возьмется рост в Соединенных Штатах, но и в реальном верховенстве закона, лежащем в основе доллара США как мировой резервной валюты и государственного долга США как самого безопасного финансового актива в мире.
Чтобы еще более наглядно показать, что правила игры меняются, президент Трамп недавно обратил свой гнев на независимость Федеральной резервной системы. Он ругал председателя ФРС Джерома Пауэлла за то, что тот не снизил процентные ставки, и предположил, что может уволить Пауэлла по веской причине. Трамп смягчил риторику после того, как рынки облигаций рухнули. Но теперь, даже если ФРС захочет снизить процентные ставки по веской экономической причине, некоторые будут подозревать, что они сделают это из политической целесообразности, отметил Bloomberg.
Если рост является ключевым столпом исключительности рынка США, то повестка дня Трампа насыщена двумя темами — тарифами и депортацией, — которые, вероятно, поднимут цены и замедлят рост.
Если администрация Трампа не сократит дефицит, то при почти полной занятости в США рынок облигаций, боящийся инфляции, в конечном итоге взбунтуется — в этом случае неудивительно, что доходность 30-летних облигаций достигнет 6%. Это будет означать рецессию. Так что как ни посмотри, рост ограничен.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В то же время программа Трампа повысила перспективы роста одного из его главных конкурентов за финансовый капитал. Европа, у которой есть запас по дефициту, теперь обеспокоена эффектом тарифов и сворачиванием США своего оборонного зонтика. Германия проголосовала за создание инфраструктурного фонда в размере 500 миллиардов евро (569 миллиардов долларов), поспешно проведенного через ее парламент именно из-за тревоги по поводу политики Трампа. И это только одна страна. Больше расходов означает, вероятно, более высокий рост и более высокую корпоративную прибыль по всему континенту.
Короче говоря, 47-й президент США представил революционный набор экономических и внешнеполитических мер: переосмысление обязательств НАТО; время от времени высокие тарифные политики; угрозы независимости центральных банков; прекращение большей части иностранной помощи и тотальное закрытие дипломатических миссий. Все это осуществляется молниеносно и без четкого указания того, когда и на каком уровне они вступят в силу.
Финансовые рынки уже не в состоянии вынести это, указывает Bloomberg. Но что особенно опасно, так это то, что все это происходит на фоне резкого падения курса доллара США, что наносит еще большие убытки международным инвесторам, многие из которых предпочли выжидать.
Никто не знает, загонит ли бремя тарифов США в рецессию и насколько глубокой она может оказаться. Но самое трагичное, что восстановление доверия к Америке как к месту ведения бизнеса и международному партнеру займет годы или десятилетия.
Это все рецепт паники «Продай Америку» и финансового кризиса. И в этом смысле американская исключительность закончится с большим грохотом — исчезнув гораздо быстрее, чем сможет вернуться.


Комментарии читателей (0):