Снизить стоимость бензина помогут только кардинальные меры: мнения

11 апреля 2011  11:04 Отправить по email
Печать

Чтобы снизить стоимость бензина необходимо урегулировать налогообложение и ограничить права монополистов. К такому выводу пришли участники форума «Есть ли предел топливному беспределу?», передает корреспондент ИА REX.

Специалисты уверены, главная причина продолжающегося роста цен на топливо в России — высокие налоги и произвол со стороны топливных монополий. «Сегодня налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями в бюджет, доходят до 55% от розничной цены на бензин и до 47% от цены на дизельное топливо. В результате, покупая бензин, более половины денег мы платим не нефтяным компаниям, а в федеральный и региональный бюджет», — отметил эксперт Федерации автовладельцев России Андрей Веселков. По его словам, ни в одной другой стране мира таких налогов не наблюдается и, к примеру, в США налоговые выплаты в цене бензина составляют лишь 14%.

При этом объективной необходимости в увеличении налоговой нагрузки нет, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Увеличивать налоги в стране, когда в федеральном бюджете валяются 4,3 триллиона рублей, то есть более 40% годового бюджета, я считаю недоразумением. И единственный смысл увеличения налогов на топливо заключается в том, чтобы за счет повышения розничных цен на бензин в России снизить внутреннее потребление и высвободить дополнительные объемы нефти для экспорта», — отметил Михаил Делягин.

Но в России и так сегодня потребляется лишь четверть от добываемой в стране нефти (505 миллионов тонн нефти). «А производимый в России бензин — и вовсе не экспортный товар. Мы ежегодно производим 36 миллионов тонн бензина, из которых лишь 10% экспортируем в страны СНГ. Поэтому никакой зависимости цены на бензин в России от мировых цен на нефть нет и быть не может», — рассказала директор консалтинговой компании «Инфо ТЭК», председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты Наталья Шуляр.

По ее словам, себестоимость перерабатываемой на российских НПЗ нефти — 11 тысяч рублей за тонну. Однако удержать уровень цен даже на нынешнем уровне удается лишь за счет действий надзорных органов. «Я очень благодарна антимонопольной службе, потому что если бы не было ФАС, мы бы видели сегодня цены на бензоколонках в 30 рублей за литр», — подытожила Наталья Шуляр.

Между тем, по словам потребителей топлива, дальнейшее увеличение цен может поставить вопрос о выживаемости их бизнеса. По словам руководителя филиала Ассоциации международных автоперевозчиков по УрФО Александра Салаутина, за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года рост цен на дизельное топливо составил 36,5% (с 15,8 до 21,6 рубля за литр). «Как в таких условиях работать руководителям автопредприятий, заключающих долгосрочные контракты, совершенно не понятно. Общее повышение стоимости одного километра пробега магистрального автопоезда в среднем составило за этот период 4,5 рубля. Это приводит к убытку в 4,5 миллиона рублей с одного автомобиля за год. Восполнить такие потери никак невозможно», — отметил Александр Салаутин.

«Необходимо, чтобы ФАС стала своеобразным аналогом КГБ в экономической сфере, и имела гораздо больше полномочий для выявления нарушений. Также должна быть обеспечена прозрачность механизма установления цен на топливо монополиями. Необходимо сразу же после выявления необоснованного повышения цен возвращать их на прежний уровень и только потом заниматься расследованием причин их роста. Наконец, нужно обеспечить российским производителям свободный доступ на рынок», — считает Михаил Делягин.

Кроме того, по мнению участников конференции, для снижения цен на топливо необходимо увеличить налог на экспорт нефти и нефтепродуктов. Это позволит сделать продажу бензина внутри страны более выгодной, чем его экспорт за рубеж.

Но вопрос в том, захочет ли этого государство. «Учитывая, что в скором будущем акцизы будут повышены на 2 рубля, а экспортная пошлина, напротив, снижена, уже в ближайшее время налоговая нагрузка на потребителей топлива превысит налоговую нагрузку на экспорт. Поэтому говорить о каких-то радужных перспективах пока не приходится», — пояснил Андрей Веселков.

Общероссийский форум о ситуации на топливном рынке, организованный Уральской торгово-промышленной палатой, состоялся накануне и прошел одновременно в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону и Новосибирске.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть