В арабском мире происходит предсказанный «эффект домино»

31 января 2011  13:13 Отправить по email
Печать

Более 150 человек погибли и свыше тысячи получили ранения в ходе ожесточенных столкновений в Египте между демонстрантами и полицейскими. По данным межарабского телеканала «Al Jazeera», десятки тысяч демонстрантов продолжают собираться на улицах Каира, требуя отставки президента Египта Хосни Мубарака. Очевидна повторяемость сценария революций в трех странах (Тунис, Египет, Йемен), где у власти длительное время были прозападные правительства.

Все началось с самосожжения 26-летнего выпускника университета Мохаммеда Буазизи из провинциального тунисского городка Сили Бузид. Позднее несколько человек совершили самосожжение в Египте, протестуя против безработицы, коррупции и высоких цен на продукты питания, а также основные потребительские товары. 26 января была совершена новая попытка самосожжения уже в Йемене. 25-летний Фуад Султан получил тяжелые ожоги. Во всех трех странах катализаторами протеста были акции самосожжения молодых образованных, но не удовлетворенных своим социальным положением людей.

Можно ли сделать вывод, что вслед за провалом западной цивилизации в приобщении к своим либеральным ценностям Ирана и возвратом этой страны к архаике исламского фундаментализма, к тому же результату приходит проект западной модернизации арабских стран? Американский публицист и издатель Михаэль Дорфман считает, что западная цивилизация уже давно не «западная», а глобальная. «Антизападные» тенденции, по его мнению, не являются оригинальной альтернативой, а лишь реакцией на различные аспекты этой цивилизации, и, следовательно, хорошо укладываются в ее рамки. Фундаментализм, по сути, является радикальным (а во многих аспектах и революционным) движением, черпавшим из Корана обоснования для своих актуальных и радикальных общественных идей. В Иране «архаики» не больше, чем в Китае или России. «Фундаментализм» в Иране давно стал частью иранского национализма. «Что касается модернизации, то если поездить по Ирану, он выглядит куда более модернистским, а то и постмодернистским, чем многие «модернизированные страны», — заявил корреспонденту ИА REX Дорфман.

Культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ) Лариса Бельцер-Лисюткина предполагает, что и в Иране, и в Пакистане, и в Афганистане вопрос о модели для будущего этих стран остаётся открытым. «Протестуют ли массы египтян против прозападной ориентации внешней политики Хосни Мубарака? Есть ли у них общие требования относительно политического будущего своей страны? Есть ли политические лидеры, способные сформулировать требования восставших египтян, если не считать того, что они сами говорят: „Мубарак в отставку“? Самосожженцы, давшие старт процессу массовой мобилизации, высказывали неудовлетворённость своим социальным положением и состоянием внутренней политики Мубарака: коррупцией, безработицей, высокими ценами. Доминирования исламистских лозунгов среди восставших египтян пока не наблюдается. Хотя среди претендентов на роль лидеров восстания фигурируют радикалы, именующие себя „Исламские братья“. И всё же есть основания сомневаться в однозначно антизападном характере египетского восстания. Если бы это было так, то какой смысл было бы возвращаться в страну Мухаммеду Эль Барадею? У него не было бы никаких шансов претендовать на роль лидера массового движения простеста», — подчеркивает Культуролог.

По ее словам, в условиях, когда в Египте отключен интернет, закрыто бюро Аль-Джазиры и высланы многие компетентные журналисты, составить представление о происходящем крайне сложно: «Немецкие эксперты по Ближнему Востоку, выступающие с оценками ситуации в газетах и по ТВ, не единодушны настолько, что в общем спектре их мнений не просматривается никакая доминирующая позиция. Если не считать того банального факта, что четвертый президент Египта Хосни Мубарак находится у власти ровно 30 лет, и сердца его народа требуют перемен».

Вернутся ли арабские страны, как Иран, к ценностям исламской цивилизации и антиамериканской политике или их сумеют удержать в русле западного влияния?

Михаэль Дорфман утверждает, что арабские правители лгут систематически и доверять им не стоит. «Поэтому непонятно, почему так охотно мир воспринимает заверения разных мубараков, что лишь они — сила модернизации и преграда угрозе исламского фундаментализма. Невозможно вернуться во времени. Что происходит на деле, то разного рода ценности приносятся в настоящее время и используются в современных, часто постмодернистских целях. Холодная война давно прошла, полюса силы в современном мире перемещаются, и американизм или антиамериканизм уже не определяют позиции государства. Что касается Ирана, то скорей, по политическим причинам, часто не связанным с Ираном, США ведет политику, враждебную нынешнему режиму в Тегеране. В арабском мире происходит давно предсказанный неоконсерваторами „эффект домино“, как раньше он произошел в Советском блоке и Латинской Америке. Американцы только на себя могут пенять, что домино сыпалось не в их сторону, что президент в Тегеране — иранский аналог Дж. Буша-мл., что призывы „Каирской речи“ президента Обамы оказалась пустыми словами. То, что получается в результате революций и называется модернизацией, нравится ли это записным модернизаторам или нет», — подчеркивает публицист.

Лариса Бельцер-Лисюткина считает, что вопрос можно сформулировать «иными словами, сложится ли единый антизападный фронт исламских стран? Она подчеркивает, что пока можно наблюдать только то, что во всех этих странах есть влиятельные силы, выступающие за такую позицію, но не менее влиятельны и их противники. «В том же Иране последнее слово ещё отнюдь не сказано. Исламизированным массам противостоят прозападные элиты и средний класс. Идёт процесс размежевания политических лагерей и создания политических систем. Чем он завершится, в какой фазе наступит стабилизация исламского мира, будет ли этот мир политически единым или в нём будут продолжаться скрытые и явные процессы брожения — это пока открытый вопрос», — обращает внимание эксперт.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков отмечает, что демонизация оппонентов и уловка «если не мы, то экстремисты», сознательная технология многих авторитарных режимов. Вообще же «ложная дилемма» относится к классическим логическим ловушкам, которую преподают на филосософских факультетах в курсе логики. Суть же беспорядков, по его мнению, в том, что «мировое правительство» и политическое руководство Египта не нашли ответа на демографический вопрос о том, как же обеспечить рабочими местами, полноценным питанием и прочими благами цивилизации страну, где 47% населения в возрасте до 25 лет, выживают без работы и не знают для чего они появились на свет. Сходная демографическая ситуация была в 19 веке в Британской и Российской империях, которые решали проблему избыточного пассионарного молодого населения экспансией на другие территории и даже континенты. Сегодня избыточное население арабских стран не может найти себе применения в своих странах и все больше радикализируется. Как сбросить пар избыточной пассионарности? Нужны серьезные транснациональные проекты, иначе начнутся гражданские войны и революции с многомиллионными жертвами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть