Тайный код герба Украины: от Киева матери – земле русской быть

15 октября 2010  20:44 Отправить по email
Печать

Герб Украины – один из основных атрибутов государственной символики. Малый словарь истории Украины определяет «государственную символику» как внешнюю атрибутику страны в форме знаков, символов, цветов, репрезентующую национальную идею государственности.

Вопрос выбора государственной символики Украины встал перед руководством страны на заре обретения Украиной независимости. В частности, чтобы утвердить изображение герба Украины, депутатам Верховной Рады пришлось рассмотреть более 200 проектов. Интересно, что в основе всех проектов было изображение трезубца. Первый президента Украины (1991-1994 гг.) Леонид Макарович Кравчук предложил утвердить «малый герб», а принятие «большого герба» отложить.

19 февраля 1992 года Верховная Рада постановлением утвердила щит с золотым трезубцем на нём (знак княжеского государства Владимира Великого) в качестве малого герба Украины, считая его главным элементом большого герба Украины. Вот так малый герб независимой Украины унаследовал символику Киевской Руси.

Однако до сих пор символ трезубец продолжает вызывать споры и догадки о его происхождении и о том, какой смысл вложили в него наши предки, размещая этот символ на своих атрибутах государственной символики – гербах и флагах? Насколько этот смысл отражает сегодня национальную идею государственности Украины?

На эти и другие вопросы в интервью с обозревателем ИА REX Сергеем Сибиряковым ответил Александр Коваленко – автор книги «Тайный код Украины»,

в которой исследуется смысл княжеской символики Киевской Руси и, в частности, знака великого князя Владимира.

ИА REX: Какую роль играет государственная символика для граждан страны?

Символика государства – это образное представление идеи её развития. Если принятая идея совпадает с предназначением народа, населяющего это государство, то ему обеспечены прогресс и духовный рост. Реализуются принятые идеи посредством того же символа, который в этой ипостаси является кодом, воздействующим на подсознание членов этого общества.

ИА REX: Что вы можете рассказать об использовании трезубца как символа?

Хотя археологические находки и памятники ушедших цивилизаций, которые уцелели после мировых катаклизмов, оставили нам очень незначительные следы этого символа, есть основания считать, что с установлением власти царей, королей и князей всех уровней этот символ служил знаком государственности и власти коронованной особы. В некоторых странах трезубец использовался как царский скипетр, изображался на гербах и монетах. В другое время его заменил трилистник, как символ Святой Троицы. Поэтому некоторые его считают христианской церковной эмблемой, как, например, голубя. Иногда его воспринимают как трисвечник, символизирующий ту же троицу.

У некоторых народов трезубец считался символом молнии, или власти над тремя мирами. Считалось, что объединение трёх стрел имеет власть над небесным, земным и подземным мирами. Постепенно преклонение перед силами природы породили обожествление огня, как символа неизвестности и неукротимости окружающего мира. А символом этой необузданности и таинства в представлениях наших предков стал трезубец Агни, как аналог языков пламени. Известно, что Бог Агни многими народами почитается как покровитель и властелин огня.

ИА REX: Можно ли выделить период и территорию особой популярности использования трезубцев в качестве символов? Что заставляло людей выбирать себе такой символ?

Использование трезубцев невозможно ограничить каким-то определённым периодом истории. Исследование использования этого символа показывает, что историю этого знака можно уверенно определить временем от сегодняшнего дня, в доисторический период, когда только зарождались основы цивилизации. Известные нам сегодня регионы распространения трезубцев – это практически вся заселённая в древности территория, или как принято называть очаги мировых цивилизаций. От современной Индии, до Западной Европы и Африки.

Что заставляло этих людей выбирать себе такой символ? Думаю, то, что трезубец для людей древности был понятным символом, выражающим ту сумму знаний, которая была накоплена предыдущими поколениями. Постепенно эти знания были ограничены узким кругом жрецов и использовались только в культовых обрядах. И хотя появившиеся позже другие символы окончательно вытеснили трезубец, в памяти людей этот образ продолжал храниться, и акцент в его использовании переместился в сторону атрибутов власти. Возможно, здесь сыграла роль основная тенденция изменения человеческой психологии. От первобытного единения с природой до абсолютного властелина над ней, и открытого провозглашения себя царём природы, вот путь извращённой трансформации человеческого самосознания.

В этом смысле изменялось и представление о трезубце. Так он стал символом власти и общественной значимости. Человек, держащий в руке трезубец, чувствовал себя властелином, если не богом-громовержцем, то, по крайней мере, его посланником.

Что же касается использования этого символа на территории современной Украины, то на сегодняшний день история появления здесь трезубца исследована ещё не достаточно. Но использование трезубца Владимира как герба Киевской Руси ни у кого не вызывает сомнений. Размещение его на монетах является достаточным подтверждением такого статуса.

ИА REX: Какие наиболее доказательные версии объяснения смысла, заложенного в символе трезубец, выдвигались исследователями?

Версий действительно много, но выделить какую-либо наиболее доказательную невозможно. Некоторые исследователи пытаются представить его как геометрический орнамент то ли византийского, то ли варяжского происхождения, как руническую монограмму. Доказательства строятся на том, что в переплетении линий трезубца можно видеть отдельные буквы, или даже слова. Например, О.Пастернак расшифровывает изображение княжеского герба как монограмму, составленную из букв кириллицы, используя зеркальное изображение знака. И в итоге получает выражение «Владимир на столе», которое действительно встречается на монетах Киевской Руси.

В княжеском трезубце видит монограмму и наш современник О.М.Хмелёвский, который находит зашифрованные в узоре трезубца 20 кирилических букв славянской азбуки и «план и программу знакового воплощения «Закона бог і Бог». На основе знаков письменности, называемой руницей, проводит расшифровку символов времён Киевской Руси ещё один наш современник Чудинов В.А., прочитывая знаки Владимира как «Владимирова бечата». Гипотезы Карла Болсуновского и В.Л.Янина предполагают прочтение той же монограммы при помощи греческого алфавита, получая надпись ВАСИЛЕВС.

Подобный перечень примеров можно продолжать достаточно долго. Это и чтение Н.В. Энговатовым и У.О.Чиликиным княжих знаков с помощью найденого древнего алфавита. И так далее.

ИА REX: Есть ли что-то общее в упомянутых исследованиях?

Все эти попытки прочтения почему-то осуществлялись с использованием современного русского языка. Хотя, сам принцип рассмотрения княжих знаков, как монограмм, заслуживает внимания. Следует отметить ещё один очень важный аспект. Практически все исследователи рассматривали и пытались проникнуть в тайный смысл княжьего знака Владимира Великого в том варианте, который мы привыкли видеть в качестве Малого герба Независимой Украины.

Даже в одной из последних работ по истории исследования трезубца в монографии О.Белова и Г.Шаповалова «Український тризуб», несмотря на обширные теоретические изыскания относительно значения трезубца, авторы делают попытку реконструкции происхождения и духовного смысла именно украинского трезубца в виде креста-якоря, как христианского символа надежды и спасения в Киевской Руси. Предполагается, что «Князь-мореплаватель Владимир Святой, принимая в Корсуни от византийцев новую христианскую веру, принял от них и главный символ веры и государства – «крест-якорь».

Однако князь Владимир Святославович никогда не был мореплавателем. Киевская Русь не была морской державой и крест, которым князь Владимир крестил Русь, своей конфигурацией, ну, никак не напоминал «крест-якорь».

Сам же процесс христианизации славянских народов начался задолго до 988 года и продолжался не один десяток лет. И летописные источники и историки не имеют единого мнения по поводу того, когда и при каких обстоятельствах это произошло. По одной версти, Владимир крестился в 987 году в Киеве, по другой версии – в том же году, но в городе Василеве неподалеку от Киева, а третья версия, самая распространенная, предполагает, что князь принял крещение в 988 году в греческой метрополии Корсунь (современный крымский Херсонес). И после возвращения в Киев Владимир задумал окрестить всю Киевскую Русь. По наиболее распространённому мнению дата крещения – 1 августа 988 года, и произошло это событие в месте впадения реки Почайны в Днепр на киевских горах. Вслед за Владимиром дело христианизации Руси и становление Киевской Руси как европейского государства продолжил его сын Ярослав Мудрый. И к середине XII века это государство становится передовым культурным и религиозным центром мира.

Из «общего» в упомянутых иссследованиях можно еще отметить и то, что никто из исследователей не задался вопросом простого бытового плана: если его использовали люди того государства, значит, он им был понятен? А ведь в этом случае может быть только один ответ – этот символ представляет собой изображение, которое было понятно жителям Киевской Руси.

ИА REX: Расскажите о вашей версии смысла, заложенного в символ трезубец во времена Киевской Руси.

По сведениям из летописей, жители Киевской Руси в большинстве своём были людьми грамотными. Если трезубец – монограмма, то, она могла быть составлена на языке, понятном во всех уголках Киевской Руси, то есть только на языке общения древних славян. Именно этот язык мог объединять все княжества и народности в единое государство. Это был язык дедов и прадедов тех людей, которых возглавил род Рюриковичей, как упоминал в своих трудах Шахматов А.А..

А теперь поставим себя на место того человека, который создавал этот вензель или монограмму. Возникает первый вопрос – какой при этом использовался алфавит? Ведь кириллица ещё не была распространённым письмом, и этот алфавит некоторое время существовал как церковный. Глаголица была книжным алфавитом и не была распространена в народе, как бытовое письмо. О грамотности наших предков мы знаем абсолютно точно по берестяным грамотам, по предметам быта и другим артефактам, дошедших до нашего времени.

Совсем недавно были расшифрованы древние письмена, долгое время не поддававшиеся расшифровке, несмотря на многочисленные попытки применения к ним различных языков. И только после того, как для расшифровки надписей были применены славянские языки, надписи заговорили. Эта загадочная письменность получила название «письменность типа черт и резов», так как она представляет собой комбинацию линий разного наклона. Оказалось, что это было слоговое письмо. А первые попытки представить его как буквенные надписи не могли дать результатов в принципе. Из этого можно составить общее представление, как общались наши предки, и на каком языке они писали свои письма. Эта письменность у специалистов стала называться «праславянской», то есть предшествующей славянской глаголице, которая тоже заимствовала много знаков, но уже была буквенным алфавитом.

В этом плане наиболее значимыми, на наш взгляд, являются исследования российского учёного Г.С.Гринвича. Он собрал огромный фактический материал и опубликовал его в своей книге «Праславянская письменность». В своей книге он приводит таблицу знаков письменности черт и резов. Это была слоговая письменность. И для прочтения таких текстов необходимы не только подобные таблицы, но и специализированные словари. Понятно, что за тысячи лет изменился не только уклад жизни людей, но их язык.

Хотя, внутреннее переплетение линий образует довольно сложный узор, используя мою методику расшифровки, в нём можно распознать знаки праславянской письменности. Для этого надо разложить всё изображение на отдельные знаки. Если дословно перевести полученное выражение современным российским языком, используя «Словарь древнерусского языка», то это будет звучать следующим образом: от Киева земля русская стала или от Киева матери-земле русской быть.

В современной интерпретации это выражение будет звучать так: от Киева Родине Руси быть.

Вот такой он княжеский знак Киевской Руси. Конечно же, трезубец Владимира служил некоторым символом объединения всех славянских земель в единое государство. Это составляло цель жизни князя Владимира Великого. И при нём Киевская Русь достигла такого могущества, что это славянское государство заняло одну из ведущих ролей в мире.

ИА REX: Почему, на ваш взгляд, настоящий смысл и значение символики трезубца не дошли до нашего времени?

Начавшееся разложение Киевской Руси на отдельные княжества не способствовало укреплению взаимоотношений и родственных связей княжеского рода. Последнюю точку в разделении Киевской Руси на отдельные княжества поставил в 1097 году Любецкий съезд. Договорённость русских князей на этом совете окончательно уничтожила мечту Святослава Игоревича и Владимира Святославовича – создать единое и мощное государство Киевскую Русь. Постепенно на этих землях сформировалось четыре княжества: Киевское, Переяславское, Чернигово-Сиверское, Галицко-Волынское.

В конечном итоге всё это привело к ослаблению славянской общины и к завоеванию большинства из этих земель войсками совершенно другой цивилизационной модели развития. Сейчас нет достоверных исторических сведений о последующем использовании княжеских или каких-либо других гербов отдельными городами, хотя и были на этих территориях крупные для того времени города Киев, Чернигов или Любеч. В этих распрях потерялись не только традиции, но и сама история. Поэтому не сохранился смысл и значение символики двузубцев и трезубцев в памяти потомков. Вот мы сейчас и строим разные гипотезы об их предназначении.

ИА REX: Кто, на ваш взгляд, является автором символа трезубец?

Предположение о том, что сами князья занимались «не княжеским делом» и составляли монограммы, используя праславянское письмо, представляется парадоксальным.

На страницах «Лаврентьевской летописи» есть упоминание о «градских старцах». В летописи «старци градские» упомянуты всего пять раз. Первый раз о них говорится в рассказе о мученичестве варягов: «и реша старци и боляре» (983 г.). Второй и третий раз – в рассказе о совещаниях Владимира с боярами и старцами: «созва Володимер боляры своя и старци градския», «и созва князь боляры своя и старца» (987 г.). Четвёртый раз – об освящении Десятинной церкви «боляром и старцем градским». Пятый – в повествовании об отмене Владимиром виры за убийство: «и реша епископи и старци».

Бросается в глаза, что пятикратное упоминание о старцах относится только к определённому времени – княжению Владимира Святославовича (980-1015 гг.). Летопись упоминает о «старцах градских» только при Владимире. Следует учесть и особенности летописного текста, где появляются «старци градские». Этот текст был заимствован летописцем из Слова о том, «како крестися (Владимир), возмя Корсунь», сохранившегося в отдельном виде от летописи и более древнего по происхождению».

Очевидно, существовал «институт старцев, мудрецов или волхвов», который накапливал, хранил и передавал знания. Сегодня мы приходим к выводу, что именно этот Совет старейшин посчитал необходимым создать такую символику. А с уничтожением этого института власти и влияния на общество, ушло в небытиё и искусство составлять такие монограммы. И, если мы будем знать, чего добивались и что создавали для будущих поколений наши предки – будет и у нас своя история.

Вот какой символ осеняет Украину и стал национальным достоянием.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть