Поможет ли ответственность чиновников уменьшить число межнациональных конфликтов в России: мнения

Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий региональных и муниципальных чиновников предотвращать дискриминацию человека и гарантировать его права и свободы
27 октября 2013  23:12 Отправить по email
Печать

Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий региональных и муниципальных чиновников предотвращать дискриминацию человека и гарантировать его права и свободы. Об этом говорится на сайте президента, сообщает корреспондент ИА REX. «Так, Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены соответствующие полномочия в сфере межнациональных отношений, такие как укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальная и культурная адаптация мигрантов. Федеральным законом также устанавливаются аналогичные по содержанию, но в пределах собственной компетенции полномочия в сфере межнациональных отношений муниципальных образований всех уровней. Кроме того, дополняется перечень оснований для удаления в отставку глав муниципальных образований», — говорится в указе. Напомним, указ был инициирован в связи с событиями в Бирюлёво. Эксперты полагают, что этот закон — не последний в череде инициатив, последовавших за беспорядками в Москве.

ИА REX: Поможет ли такой закон уменьшить число межнациональных конфликтов?

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Суть закона: установление дополнительных обязанностей должностных лиц. Они «осуществляют в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Но разве это не фактическое повторение Статьи 19 Конституции: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Надо ли принимать закон,обязывающие глав субъектов и муниципалитетов выполнять конституционные нормы, являющиеся, как известно, нормами прямого действия?

Есть ещё вопросы:

Глава субъекта РФ или местного самоуправления контролирует ФСБ?

Или МВД?

А может он управляет ФМС?

Или обладает полномочиями по прекращению неконтролируемого притока приезжих?

Нет, напротив. когда в Москве или на Кубани пытались модифицировать миграционное законодательство, адаптировав к местным сообенностям и специфике, то регионалам дали по рукам за самоуправство и выход за рамки компетенции. Это когда груз миграционных проблем не был ещё таким огромным.

Время от времени в новостных лентах можно прочитать об импортированных конфликтах между армянами и азербайджанцами, драках узбеков и таджиков...К таким конфликтам не только главы субъекта или муниципалитета, но и Россия вообще имеет очень мало отношения.

А отвечать будет глава?

Не справился?

Тогда почему он несёт всю полноту ответственности за результаты действия неподконтрольных ему факторов? С таким же успехом можно назначить их ответственными за засуху или наводнения.

Правда в законе есть спасительная оговорка «в пределах собственных полномочий....».

Данное решение может стать всего лишь «переводом стрелок» и назначением «крайних» за изъяны и косяки федеральной в первую очередь государственной миграционной и национальной политики. Лично я не уверен,что глава какого-нибудь посёлка типа Сагры может противостоять вооружённой банде, пользующейся попустительством или бездействием правоохранителей.

Авторы закона, вероятно, считают иначе.

О качестве данного законопроекта лучше всего говорит святая уверенность автора пояснительной записки к законопроекту, что якобы реализация данного закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета (они предлагают переложить это на бюджеты субъектов и муниципалов). Напомню,что многие их них дотационные. Даже правительство было озадачено этим, предложив провести оценку возможных расходов при реализации дополнительно устанавливаемых полномочий. «Не гонялся б ты, поп, за дешевизной!», — предупреждал А.С.Пушкин в своей сказке. Дешёвая национальная или миграционная политика обходится обществу слишком дорого.

А вот то,что депутаты за результаты своей профессиональной деятельности не несут никакой ответственности — это печально. Иначе бы давно создали работающий государственный механизм селективной миграции. И не только тогда, когда события приобретают резонансно-криминальный оттенок.

Али Гаджизаде, политолог (Азербайджан):

Главные разжигатели межнациональных конфликтов это с одной стороны, коррумпированные чиновники, а с другой стороны СМИ, которые искусственно раздувают бытовые конфликты, превращая их в межнациональные. Так тут появляется два вопроса, как коррумпированные чиновники будут, или могут предотвращать конфликты и второй вопрос, что делать с подстрекателями из СМИ? Думаю тут нужно менять систему, наличие множества законов говорит только о наличии множества проблем.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Думаю, что этот закон поможет уменьшить число межнациональных конфликтов, а даже если не поможет, то хотя бы покажет пределы возможности помочь. А сами чиновники уже способны замерить, что предшествует Закону, например — профилактика, и что последует Закону, например — судебные иски. И если мало профилактики и много судебных исков, то Закон будет неплохим инструментом, чтобы предотвращать конфликты. Например — вовремя формулировать признаки образования этнопреступности и подключать смежные ведомства тоже вовремя.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть