Александр Князев: «Атамбаев – обречён»

Слабость позиций киргизского президента – одно из проявлений неэффективной политики России в Центральной Азии, считает эксперт
16 июля 2013  18:17 Отправить по email
Печать

Опубликованная 15 июля статья бишкекского политобозревателя Кирилла Степанюка о предстоящей отставке президента Киргизии Алмазбека Атамбаева спровоцировала дискуссию в экспертном сообществе. Так, например, Григорий Михайлов полагает, что президент останется на своем посту до окончания полномочий, т.е. до 2017 года. Следующим в полемику вступает независимый политолог, действительный член Русского географического общества, профессор Александр Князев.

«Ответ на вынесенный в заголовок ИА REX вопрос «В Киргизии грядёт очередная смена власти?» может быть только однозначно положительным. Болезнь, именуемая распадом государства, уже находится в точке бифуркации, фрагментация территории развивается стремительно, основные внешние игроки – США и Китай – уже не делают ставок на бишкекскую власть, предпочитая работать с региональными авторитетами.

Уход с должности собственно Атамбаева – вопрос даже не самый принципиальный, его сегодняшнее статус-кво очень далеко от представлений о руководителе цельного и именуемого в конституции «унитарным» государства. Форма же его окончательного отстранения может оказаться различна. В кругах оппозиции понимают, что третий «революционный» (после марта 2005-го и апреля 2010-го), то есть силовой, захват власти – который объективно вполне реален и потенциально успешен – был бы слишком сложно воспринят: в первую очередь, странами, зависимость от которых для Киргизии жизненно важна: США и Китаем, Казахстаном и Россией…

Наиболее мягкий вариант из рассматриваемых оппозицией – вынудить Атамбаева к назначению премьером сильной фигуры из оппозиции, представителя южных региональных кланов (фамилий не называю, их несколько, дабы между собой раньше времени не передрались), а собственный статус опустить до протокольных функций. Собственно, уже и сегодня нередки ситуации, когда президент Киргизии по нескольку дней не бывает на рабочем месте, а находится в госрезиденции «Ала-Арча», не будучи способен заниматься работой. Так что, и слухи о болезни рождаются не на пустом месте, диагноз в данном случае не так важен, странно лишь, что лететь за этим диагнозом понадобилось в турецкие медицинские центры, когда в Бишкеке есть признанный международный авторитет, врач-нарколог Женишбек Назаралиев… Медицинская тема вполне может быть актуализирована в парламенте, да и на площадях, с постановкой вопроса о неспособности президента исполнять обязанности… Хотя амбициозность Атамбаева известна, и, как вариант, он может попытаться самосохраниться вплоть до применения силы, но вот это как раз может оказаться и последним его решением. О социальной, электоральной поддержке говорить вообще не приходится. Силовые структуры в Киргизии давно и устойчиво занимаются всем, кроме защиты государственных институтов, и уж точно не станут защищать нынешнюю власть. Начатый Атамбаевым с конца прошлого года манёвр с целью опереться на криминалитет тоже не удается, криминальные круги разрознены как минимум по региональному признаку.

Впрочем, Атамбаев – частность, с точки зрения интересов России в Средней Азии в целом это мало что значит. В ситуации стремительной китайской экономической экспансии (в этом плане впереди Киргизии только Таджикистан) и наличия мощнейшего проамериканского лобби в политических кругах и политически активной части киргизского общества (в этом Киргизия по региону однозначно лидирует) российская внешняя политика присутствует лишь в громких декларациях. Так называемая «мягкая сила», коль уж вначале речь зашла о медицинских диагнозах, сродни тому, что современные доктора толерантно именуют «эректильной дисфункцией». Попытки придать эффективности ОДКБ – в виде военных поставок Киргизии и, возможно, Таджикистану – способны лишь усилить внутрирегиональную конфликтность и способствовать реализации западного концепта «мятежевойны».

В общем-то, отсутствие у России системной внешней политики (и в регионе в частности) – тема не новая, потеря региона – это уже очевидная данность, не требующая какой-либо новой аргументации, и готовящаяся смена Атамбаева, звонко позиционируемого как «пророссийского», это лишь легкий штрих к констатации для тех, кто очевидного ещё не понял. Когда-то, в начале 1990-х, в российском военно-политическом истеблишменте обсуждалась дилемма: охрана границ по периметру бывшего СССР или строительство границы по линии её соприкосновения с Казахстаном. Сегодня ещё есть небольшой шанс обустроить южную границу по периметру сложно и неоднозначно развивающегося, но всё-таки ещё подающего пусть и мизерные, но надежды, Таможенного союза в кооперации с Казахстаном. Или очень скоро придётся думать о таковом обустройстве в границах «новой Москвы»…

Атамбаев – яркий пример имманентно разрушительной региональной политики России, враждебной своим же, российским, национальным интересам. Пример – не единственный, что ярко будет подтверждено, судя по всему, ещё и предстоящими президентскими выборами в Таджикистане, а уж об Узбекистане и Туркмении говорить вообще не приходится.

А Атамбаев – обречён. Впрочем, как и известный герой Габриэля Гарсиа МаркесаСантьяго Насар – сам он этого ещё не понимает…»

Александр Князев, специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть