Пока представители академического сообщества всерьез переживают, что добровольное изучение богословия физиками может сказаться на качестве ядерного оружия, Святейший Патриарх предлагает читать лекции о современной научной картине мира в семинариях и академиях.
21 июня 2013 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Открывая заседание, Святейший Владыка представил собравшимся повестку дня, а также поделился мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви. «Выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний, которые имеют очень значительные философские имплементации в жизни... Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях», - отметил Патриарх.
ИА REX: Прав ли Патриарх?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Патриарх – прав. Наука и религия – понятия прямо противоположные, какие бы чудесные версии об их соприкосновении не выдвигались в последние годы, включая «тихую веру первого космонавта Гагарина». Доказательством этому служит неуклонное уничтожение (как моральное, так и физическое) церковью передовых мыслителей на протяжении долгих столетий. При этом традиционное изучение азбуки в школах при церквях наукой считать нельзя, так как такое обучение было связано исключительно с необходимостью восприятия учеником соответствующих канонических текстов.
Невероятные достижения науки, предъявленные миру в последние сто лет, отрицать невозможно, поэтому наиболее умные представители церкви активно ищут пути компромисса с научными кругами. Они понимают, что чем раньше это будет сделано, тем будет лучше для церкви и религии в целом. После прецедента с кафедрой теологии в МИФИ патриарх Кирилл, видимо, понял, что в процессе интеграции церкви и государства – без явного, очевидного и однозначного присутствия самого народа в этой связке – пройдена опасная грань, которая может отделить церковь от россиян. Ведь российский народ «до» отделения церкви от государства в 1917 году и российский народ «после» 1991 года – это два разных народа из двух разных Россий. Поэтому руководство РПЦ пошло на явный компромисс не только с академическими кругами, но и с основной массой граждан РФ, которым сегодня слишком сложно (практически невозможно) внушить, что церковь лучше науки. Однако компромисс российской науки и церкви – явление временное. За этой передышкой должна стоять абсолютно новая концепция взаимодействия внутри триады Народ – Власть – Церковь. Так как лозунги монархического периода, связанные с единством населения, религии и государства, сегодня уже не работают.
Один из интересных выходов из этого тупика – появление в церковных кругах собственных, «корпоративных» учёных типа Флоренского, которые во многом опередят учёных профессиональных, предъявив обществу техническую инновацию в той или иной сфере. К примеру, если бы молодой Андрей Кураев изобрёл в своё время первый сотовый телефон и безвозмездно поделился этой разработкой с отечественной Академией наук, авторитет церкви вознёсся бы на неимоверную высоту не только в России, но и во всём мире.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Можно понять, что священникам необходимо знать современную научную картину мира. Но ученым-физикам зачем изучать архаическую, антинаучную религиозную картину мира? Если патриарху нужны специалисты-лекторы по физике, то он может их пригласить в свои семинарии и духовные школы. Но кто-нибудь приглашал в Физтех лекторов из семинарий? Они кому-нибудь в Физтехе нужны? И почему речь идёт только о православии? Россия - имперское образование, в ней много конфессий, религий, сект. И все они пользуются равными правами. Значит, их всех надо насильно загонять в светские учреждения системы высшего образования? Невзирая на отношение последних к религии в целом?
Насильственное внедрение православных теологов в философские факультеты нескольких российских университетов привело фактически к вытеснению философии из системы преподавания. Даже в средневековых европейских университетах эти две формы существовали отдельно друг от друга. В царской России тоже не было такой практики, теология и философия всегда были отдельными дисциплинами. В России исторически не сложилось собственной философской традиции. Нет ни одного российского автора-философа, вошедшего в международно признанный канон истории философии. Владимира Соловьёва и сборник "Вехи" изучают только в семинарах на факультетах славистики, которых становится всё меньше и меньше, по мере того как в современном мире падает интерес к России. То, что навязывает патриарх, только закрепит это отставание, в ущерб острой необходимости для страны осмыслить свою историю и своё место в человечестве, что можно сделать только научными, а не теологическими методами. Церковь должна остаться отделённой от государства.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Духовность и логика - смогут ли он сосуществовать? С одной стороны, понимать законы физического мира важно для тех, кто этим физическим миром пользуется ежеминутно. С другой стороны, если преподаватели не будут сами духовно просвещенными, то такое сотрудничество превратится в односторонне влияние, причем не в сторону духовности. Ведь люди, имеющие реальные физические доказательства, всегда чувствуют себя сильнее тех, кто фактами козырять не может, опираясь на мнения и догмы, не доказуемые по заказу.
Для меня важно, чтобы духовность вошла в науку, поскольку признать существование человека, как только "куска мяса" я не могу - есть другой субъективный опыт. Более того, я считаю, что отход от понимания духовной сущности человека является причиной многих существующих сегодня в обществе проблем. И я не намерена обсуждать, какая религия более правильная (для каждого человека его вера самая лучшая), но уже сам факт того, что религия получает признание - это важно, важно, важно! Поэтому сотрудничество религии с естественнонаучными вузами - да, ради Бога! Главное, чтобы это было сотрудничество, а не конкуренция. Религия и наука выиграют вместе, а не в конфронтации друг с другом.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Было бы интересно, как вышеупомянутые способны воспроизвести систему уравнений Максвелла или исчислить параметры зарядки по дельта-пику. Но пока прецедентов подобного не было замечено. Как и простейшего взаимодействия с участковыми, когда у людей не всё гладко и им нужна помощь всех, кто способен её оказать хотя бы добрым советом.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Естественно, Патриарх прав: Святейший вообще очень редко ошибается. Так что изучать научную картину мира в духовных семинариях и академиях нужно - изучишь творение, лучше поймёшь Творца. Вообще я уже не раз обращала внимание на интересную закономерность: Церковь почему-то науки не боится, а наука - наоборот. Возьмём историю с кафедрой теологии в МИФИ. Церковь открыла кафедру, не убоявшись того, что сотрудники её, соприкасаясь с господами физиками, сделаются воинствующими атеистами и богоборцами; а вот товарищи учёные почему-то испугались, что студенты-физики, изучая теологию, станут религиозными мракобесами. Хочется спросить: почему господа физики так нетвёрды в своей вере атеистической? Чего они боятся? Кстати, надо сказать, что страхи товарищей ученых, отнюдь, не беспочвенны: известно, что некоторые священнослужители в своё время учились в МИФИ.
Комментарии читателей (3):