Что такое журналистика: мнения

Эксперты ИА REX отвечают на 10 вопросов о сути современной журналистики
18 февраля 2013  20:01 Отправить по email
Печать

Выступление заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина на научно-практической конференции, которая прошла на журфаке МГУ, вызвало бурную реакцию в журналистских и студенческих кругах Рунета. Волин заявил, что «задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял», «пропаганда должна идти по коммерчески успешным каналам», «пропаганда не должна быть явной», «дядя будет говорить, что писать и как писать». Эксперты ИА REX в статье «Прав ли чиновник, пропагандирующий продажность СМИ» обсудили тему и не пришли к единому мнению. ИТ-аналитик Константин Синюшин сформулировал несколько вопросов про журналистику, на которые ответили и эксперты ИА REX.

1. Скажите пожалуйста журналист это профессия или призвание ?

2. Как можно научить быть журналистом ?

3. Зачем в МГУ существуют факультет журналистики ?

4. Есть ли разница между работой журналиста и пиарщика ?

5. Требует ли журналистика высшего образования ?

6. Должен ли журналист разбираться в области о которой пишет ?

7. Есть ли сегодня у общества потребность в журналистике ?

8. Насколько эта потребность удовлетворена, если она есть ?

9. Журналист должен освещать события объективно или субъективно ?

10. Не противоречит ли объективизм идее журналистики ?

Ефим Андурский, правозащитник:

Журналистами становятся не только по образованию, но и по призванию. Так же, как, впрочем, и в других профессиях. Мой отец, например, имея за спиной всего три класса ЦПШ, всю жизнь проработал главбухом. И уже будучи на пенсии, преподавал прогрессивную на то время журнально-ордерную систему. Прекрасным бухгалтером была и моя первая, ныне покойная, супруга, также не имевшая специального образования.

Два слова о себе. Да, я член Международной федерации журналистов, но журналистского образования у меня нет. Тем не менее, пишу. И много-таки пишу. Потому что есть что сказать. А ответы на вопросы Константина Синюшина у меня есть.

1. Журналистика — это, конечно же, профессия. Но для того, чтобы быть хорошим журналистом, одного только образования мало. К журналистике нужно иметь призвание.

2. Да, научить журналистике можно. Но для того, чтобы быть журналистом, нужно иметь не только светлую голову. Для этого нужно быть неравнодушным.

3. Факультет журналистики в МГУ, наверное, нужен. Чтобы готовить журналистов.

4. Журналист и специалист в области PR — это не одно и то же.

5. Высшее образование для журналиста желательно, но не обязательно.

6. Журналист должен понимать, что он пишет, но специалистом в описываемой области ему быть не обязательно.

7. У общества потребность в журналистике есть. Правда, государство предпочитает прикормленную прессу.

8. Потребность общества в независимых СМИ пока далека от удовлетворения.

9. Журналист не может освещать события объективно уж потому, что он субъект.

10. Объективизм идее журналистики, конечно же, не противоречит. Но ведь кроме репортеров есть и публицисты.

О заместителе министра связи и массовых коммуникаций Алексее Волине, заявившем, что «задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял». Я думаю, что он циник. Что же касается государственной пропаганды, то ее в нашей стране нет. И лишь потому, что высшее руководство не понимает, что именно нужно пропагандировать, кроме обогащения. И не «дядя» должен «говорить, что писать и как писать», а сердце. Если, конечно, оно есть. У Пушкина сердце было. Потому что бессердечный не смог бы написать: Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Существует афоризм, приписываемый многим: «Если можешь не писать — не пиши». Но, если чужую боль ты ощутил , как свою, сядь и напиши. Впрочем, для настоящего журналиста чужой боли не бывает.

Кирилл Светицкий, журналист и психолог:

1. Лучше всего, когда в журналистике у человека профессия совпадает с призванием.

Сегодня, с точки зрения владельцев изданий, это не обязательно — равно как и знание русского языка. Заказчику важнее исполнительность сотрудника издания, желательна его так называемая «медийность».

2. Чтобы научить кого-то быть хорошим журналистом, необходимо самому быть таковым.

Чтобы стать настоящим журналистом в России, нужно получить хорошее академическое образование в хорошем российском университете, найти достойных учителей среди опытных профессиональных журналистов и обладать целым рядом особых личностных качеств.

В официальной прессе с конца 90-х годов эти условия не обязательно. Достаточно уметь складывать слова в буквы и быть исполнительным служащим.

3. В МГУ факультет журналистики существует именно для того, чтобы человек получил всё то необходимое для профессии, что описано в п.2.

4. Пиарщик занимается рекламой и пропагандой в интересах заказчика. Журналист своей основной задачей видит достоверное освещение происходящих событий и процессов с той позиции, которая соответствует его личным убеждениям.

К сожалению, за годы, прошедшие с момента захвата российской прессы олигархатом в конце 90-х годов, журналистика сильно деградировала. То, что существует сегодня в прессе — это уже не совсем журналистика и не совсем PR. Это уже какой-то тяни-толкай с олигофренией. В Интернет-пространстве ещё можно найти СМИ, которые хороши с точки зрения информационной журналистики. А вот изданий, которые бы держали высокую планку по совокупности анализа, репортажа, дизайна и интерактивности — такого сейчас даже в Интернет, увы, не видно.

Сегодня хорошую, крепкую, умную и профессиональную журналистику проще найти в блогах.

5. Хорошая журналистика требует очень хорошего, университетского образования. Журналист без такого образования не способен осмыслить те сложные процессы, которые он должен описывать или отражать.

Современная же журналистика не требует высшего образования. В некотором смысле, качественное отечественное образования в российской журналистике приводит к положению «оверквалифайд», поскольку владельцы изданий таким образованием не обладают. И более высокая квалификация подчинённых обычно вызывает у владельцев вполне понятное раздражение.

6. Настоящее отечественное университетское учит в короткие сроки разбираться в незнакомых для себя темах так, чтобы достоверно передать суть вопроса в том виде и в тех пределах, в которых это может быть интересно читателю или зрителю.

Сегодня можно публиковать и полную ахинею — если она пройдёт незамеченной, то и ладно. Если вызовет скандал — об издании начнут много и эмоционально говорить, а это маркетологи считают выгодным, с коммерческой точки зрения.

7. Потребность в хорошей журналистике у общества есть всегда. Потребность даже в нынешней журналистике есть у некоторой части общества. Кто-то же смотрит по ТВ передачи про аварии, убийства и пр.

8. Обществу, в целом, для развития необходима та журналистика, которая помогает ему двигаться всё выше к целям этого развития.

Российское общество более 20 лет лишено целей развития. Те цели, которые преследует управляющий класс — это цели деградации. Поэтому и обслуживающая интересы этого класса журналистика старательно помогает обществу деградировать.

9. Академически образованный, талантливый, получивший хорошую профессиональную школу и ясно мыслящий журналист должен освещать события объективно, глядя на них со своей ясно высказанной личной позиции.

В современной журналистике этот вопрос не актуален.

10. Объективизм, как попытка искусственно уравнять все существующие взгляды на ту или иную тему противоречит идее журналистики — просто потому, что продуктом оказывается ложь. Объективность, как честный взгляд с честно выраженной личной позиции, идее журналистики не противоречит — просто потому, что продуктом является правда.

Роман Лискин, журналист:

1. Профессия.

2. Практической работой в редакции.

3. Дает основы без которых статьи превражаются в "винегрет«.Кроме,того ты вольно

или невольно входишь в профессиональное сообщество.

4. Возможности пиарщика зависят от степени доверия в профессиональном сообществе

5. Да.Высшее образование дает системный подход для обработки информации.

6. Систематизация обработки информации, универсальна.Главное видеть главное.

7. Да. Кому то надо ,разъяснять непонятное для остальных.

8. Бесконечна,так как любой человек узнавая новое,ждет ответы на возникшие в связи с этим вопросы.

9. Зависит от позиции журналиста.

10. Объективизм это стремление к оценке событий на основании их точного изучения,

или когда оправданы разумом.Это скорее вопрос не к журналисту,а к ленте новостей.

Александр Белковский, журналист:

1. Журналист по образованию — ремесленник, журналист по призванию — Мастер.

2. Без труда не выловишь рыбку из пруда. То же относится и к журналистике.

3. Исторически сложилось так, что через год после открытия Московского университета в мае 1975 года Михаил Ломоносов добился для него привилегии содержать собственную типографию, а 26 апреля 1756 года вышел первый номер газеты «Московские периодические ведомости». Ломоносов видел в журналах и газетах важнейшее средство просвещения, которое могло бы «так же благотворно влиять на приращение человеческих знаний», как влияют книги. И обязанность «периодики» по Ломоносову «состоит в том, чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений» и «справедливое суждение либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения».

Обучение журналистов в МГУ базируется на принципах фундаментального университетского образования. В рамках общественно-политических дисциплин студенты изучают курсы отечественной и зарубежной истории, основы экономической теории, философской мысли, социальной психологии, эстетику и историю религий. Филологический фундамент образования включает изучение русской и зарубежной литературы, современного русского языка, двух иностранных языков.

«Журфак — то самое место, куда можно прийти за ощущением, за чувством, за эмоцией. Он всегда будет соответствовать настроению. Туда всегда хочется вернуться», — написала студентка Алина Толмачева в специальном выпуске учебного проекта факультета журналистики МГУ «Журналист», посвященном 60-летию факультета (05.06.2012).

4. Эти два понятия несопоставимы.

5. Не только высшего образования, но и образованности. При этом хороший журналист должен обладать техническими и экономическими знаниями.

6. Не разбираешься — не пиши.

7. Общество нуждается в свободной, независимой журналистике. К примеру, в городе Кременчуге Полтавской области из шести изданий четыре принадлежат «дядям», которые «говорят, что писать и как писать». В соседнем городе Комсомольске все три издания пишут то, что устраивает «дядю»-олигарха Константина Жеваго, совладельца Полтавского ГОКа. Et cetera.

8. Смотрите предыдущий ответ.

9. Объективно, но обязательно со своим «я», которое придает изюминку его статьям, заметкам и очеркам.

10. На этот вопрос дал прекрасный ответ Михаил Васильевич Ломоносов: «Силы и добрая воля — вот что от них [журналистов] требуется». Сила — для основательности и обоснованности суждений, воля — для непредвзятости и правдивости.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

1. Если призвание не становится профессией, то как можно его эффективно реализовать? У Макса Вебера есть знаменитое эссе «Политика как призвание и профессия», в нём как раз идёт речь о взаимосвязи обоих понятий и об их границах.

2. Научить можно в точности теми же методами, которыми учат и другим профессиям: читать курсы лекций, проводить семинары, посылать студентов на практику, обучать их пользоваться всеми видами электронного обеспечения. Пусть учащиеся сдают экзамены, пишут свои обычные курсовые и дипломы. Что такого мистического в профессии журналиста, чтобы этому нельзя было научить?

3. Чтобы обучать студентов профессии журналиста.

4. Есть, нужно найти определения обоим понятиям, и вы поймёте разницу.

5. Если человек не гений-самородок, то надо исходить из того, что любая профессия требует высшего образования.

6. Журналист обязан провести исследование по теме, над которой он работает.

7. Журналист — посредник между обществом и различными информационными полями. Чем сложнее общество, чем разветвлённее его структуры, тем больше оно испытывает потребность в посреднике-информаторе.

8.. Адресатами журналиста является (в потенции) всё человечество. Как можно судить, удовлетворено ли человечество услугами имеющихся в наличии информационных посредников?

9. Журналист должен освещать события правдиво. Человек не может быть объективным там, где он сам выступает в роли субъекта сообщения. Но субъективность — это не ложь, это неизбежный статус любого знания и сообщения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть