Эксперт о Средней Азии: «Мне ближе жулики, чем кровопийцы»

По мнению эксперта, Киргизия - самая свободная страна в регионе, а Казахстану и Узбекистану угрожает дестабилизация из-за непрозрачных механизмов передачи власти
21 декабря 2012  18:57 Отправить по email
Печать

Одним из важнейших событий в Центрально-Азиатском регионе в 2013 году станет вступление Киргизии в Таможенный союз, полагает политолог Андрей Грозин. Основными угрозами в Центральной Азии являются: скорый вывод из Афганистана и дестабилизация ситуации в Казахстане и Узбекистане, где престарелые лидеры не создали прозрачных механизмов передачи власти. О том, что принесёт региону новый 2013 год эксперт рассказал казахстанской газете «Республика» 21 декабря.

Андрей Валентинович, уже довольно скоро вступит в свои права 2013 год. Как Вы полагаете, что принесёт он странам Центральной Азии? Какие Вы видите возможные риски и угрозы для региона?

Мы не увидим серьёзных, радикальных или неожиданных событий. Очень давно ждут и усиленно обсуждают, как бы это подипломатичней сказать, транзит высшей политической власти двух ведущих государств Центральной Азии — Казахстана и Узбекистана. Однако Ислама Абдуганиевича и Нурсултана Абишевича так давно и усиленно отправляют в отставку по состоянию здоровья, что уже и не верится, что они когда-нибудь сами уйдут.

А годы идут...

Да, и руководство не молодеет, что это сказывается на эффективности политических систем обеих республик. И в Узбекистане, и в Казахстане политические системы становятся всё более уязвимыми. Элита постоянно находится в нервном напряжении, потому что кто знает, что случится через день?

Откуда такая нервозность?

После известной смены власти в Туркменистане, когда за неделю до смерти Сапармурат Ниязов выглядел огурцом, встречался с тогдашним губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, жал ему руку, был энергичным, а потом раз и... перестал быть. Все взяли ситуацию на заметку. Нынче каждый элитарий в Казахстане и Узбекистане постоянно держит её в уме: а вдруг завтра правила игры изменятся кардинально?

Это не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Все понимают: поменяются политические лидеры, поменяется и конфигурация людей у тронов, то есть надо будет налаживать новые отношения, выстраивать новые формальные или неформальные системы связей.

У нас ведь российская политика в Центральной Азии, как и китайская, строится в большей мере на неформальных связях. А все публичные вещи, касающиеся политических деклараций, экономических проектов, — довесок к неформальным отношениям, которые есть у Кремля с Акордой и Аксараем.

Поэтому отсутствие уверенности в том, как, когда и с какими результатами пройдёт транзит высшей власти в двух ведущих государствах региона, не позволяют давать какой-то серьёзный прогноз.

А если транзита власти не случится?

Если предположить, что и Каримов, и Назарбаев, и их более молодые коллеги по клубу диктаторов, как их Financial Times обозвал недавно, будут в добром здравии, то тогда никаких изменений в следующем году в регионе не будет. Россия продолжит политику экономической интеграции через Таможенный союз, через зону свободной торговли во всём постсоветском пространстве и в Центральной Азии в частности.

А как будет развиваться Таможенный союз?

Скорее всего, Кыргызстан если не обеими ногами, то одной ногой вступит в ТС. Алмазбек Атамбаев и люди вокруг него так много сказали о том, что до конца 2013 года Кыргызстан войдёт в Таможенный союз, что отступить им уже невозможно. Уровень вовлеченности российской экономики и политики в Кыргызстане настолько высок, что он не позволит вновь кардинально на 180 градусов переиграть ситуацию. Поэтому вступят. Пока ещё на особых условиях, с массой оговорок, с льготными преференциями, но в течение года или двух Кыргызстан точно войдёт в Таможенный союз.

Кстати, одной из угроз для стабильности региона некоторые эксперты считают ситуацию в Кыргызстане. А Вы как полагаете?

Страна пока находится в каком-то разобранном состоянии. Алмазбеку Атамбаеву удалось усилить свои позиции. Сейчас он сам и люди, которые вокруг него группируются, находятся в фазе подъёма влияния. Да, налицо перманентный внутриэлитный кризис и постепенная концентрация власти в руках президента. Но республика остается, как мне представляется, самым свободным государством из всех центральноазиатских республик. И единственным государством, являющимся не президентской республикой, а президентско-парламентской.

Это хорошо?

В этой новой политической модели, где парламент действительно влиятелен, 120 депутатов перманентно не только бьют друг другу морды, но и пытаются выстроить некую внутриполитическую конфигурацию.

А ещё поделить ресурсы...

Да, и влияние, и всё, что ещё можно поделить в республике. Но это, скорее, болезнь роста.

В чем принципиальное отличие Кыргызстана от его соседей по ЦА?

В историческом выборе, о котором российский классик сказал так: «Выбирая между жуликами и кровопийцами, жулики лучше, чем кровопийцы». Политические режимы остальных четырёх государств Центральной Азии, где-то в большей мере, где-то — в меньшей, но кровопийцы, а в Кыргызстане — жулики. Мне ближе жулики, чем кровопийцы.

Однако СМИ и эксперты республики Кыргызстан очень нелестно отзываются о своей политической системе, политиках, качестве элиты, которая правит страной и не может решить многочисленные проблемы этой республики...

Я как раз там был недавно, и то, что там творится, — ужас! Кошмар! Город практически вымерзает. Но экономические и социальные проблемы Кыргызстана, как мне кажется, не прямое следствие той политической системы, которая в этой республике сложилась, о чем поёт «Хабар» или на что тонко намекают прочие информационные ресурсы других государств. Дело не в ней.

А в чём?

Республика, во-первых, бедная, во-вторых, запущенная, а в-третьих, в Алматы дома тоже отключают от электричества и рвутся сети теплоснабжения. Инфраструктура ветшает. Советское наследие постепенно превращается в хлам, а ничего нового не создано. И дальше будет только хуже. Я вообще удивляюсь, как того, что построили при коммунистах, хватило на эти 20 лет независимости, как трубы в Алматы, Ташкенте или Ашхабаде не полопались раньше.

Так что дело не в политической системе и не в том, что депутаты всё разворовали. А в том, что в Кыргызстане в силу бедности, качества той же элиты и множества объективных и субъективных причин общий кризис политических и экономических систем Центральной Азии наиболее зримо выражается.

Многие эксперты полагают, что угрозу для стабильности региона несёт и скорый вывод войск из Афганистана...

Если ситуация с безопасностью в регионе начнет ухудшаться в связи с выводом войск США и их союзников из Афганистана, то, скорее всего, Россия получит дополнительные возможности для усиления своего влияния в Центральной Азии. Потому что Китай абсолютно не готов нести военно-политические риски и взваливать на себя политическую обязанность по прикрытию центральноазиатских режимов, государств и обществ от военных угроз. Запад, скорее всего, постарается не повторять своих ошибок с Афганистаном и Ираком. Он сейчас настроен на решение других глобальных задач в других регионах, сопредельных с Центральной Азией. Остается Россия.

С точки зрения военно-политических гарантий РФ, конечно, тоже не хотелось бы задействовать свои активы в рамках ОДКБ. Но если нестабильность будет нарастать... Террористы, экстремисты, радикальные идеи, оружие, наркотики... Тут очень большие надежды возлагаются на ОДКБ.

Да, но Россия обычно старается не замечать различные конфликты, с которыми имеют дело её соседи...

Может так случиться, что ей придётся. Государства региона — Таджикистан, Кыргызстан, не справятся даже с такой угрозой, как 300—400 боевиков, без внешней помощи. Если же боевиков будет больше, то тогда и у более серьёзных государств Центральной Азии возникнут проблемы и потребность во внешней поддержке. До тысячи Казахстан и Узбекистан ещё, может быть, выдержат, а свыше — уже нет. Придётся задействовать российские десантные штурмовые подразделения и Коллективные силы оперативного реагирования.

Кстати, московские эксперты из прозападного лагеря говорят, что ни в коем случае не нужен второй Афганистан на территории ЦА. Но и они сейчас признают тот факт, что если не вмешаться в ситуацию на начальной стадии, то тогда проблемы придётся решать самой России, но с гораздо большей затратой ресурсов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

ВАК
Карма: 47
25.12.2012 11:52, #4598
"Мне ближе жулики, чем кровопийцы". То есть: вас убить сразу или медленно задушить? Аморальность "политолога" вне всяких рамок!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть