Действительно ли РФ лидер в высшем образовании: мнения

Эксперты считают, что большое количество людей с высшим образованием низкого качества не вредит развитию страны
17 сентября 2012  11:09 Отправить по email
Печать

Международная организация экономического сотрудничества и развития в своём докладе сообщила о том, что 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование. Причём Российская Федерация заняла первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет, второе место досталось Канаде, третье — Израилю, четвёртое место занимают США.

ИА REX: Это наследие СССР, которое в ближайшие годы будет исправлено, или просто рост количества дипломов за счёт снижения качества образования после распада СССР?

Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:

Образование это не количество дипломов. Образование это то, что человек умеет делать сегодня. Если я могу взять логарифм и вычислить процент от общего числа, составить уравнение химической реакции, рассказать про строение клетки, без ошибок напишу сочинение, помню основы теории относительности, значит, у меня есть хорошее среднее образование. Если я не помню таблицы умножения, то у меня нет даже начального образования. Кроме того, важнейшее в образовании — это, прежде всего, способность достаточно быстро разобраться в том, что находится в смежной области. Ну и само собой, знания в собственной профессиональной области должны быть на высоте.

Что касается значительного количества людей с дипломами о высшем образовании на постсоветском пространстве здесь возможно такое объяснение. На мой взгляд, в процессе ликвидации промышленного потенциала СССР, на постсоветском пространстве исчезло много рабочих мест. Это могло привести к ситуации с появлением большого количества незанятой общественно-полезным делом пассионарной молодёжи. Направить молодёжь в ВУЗы, чтобы на какое-то время снизить напряжённость в обществе было тактически верным решением. Отсюда возникновение множества филиалов ВУЗов и новых коммерческих ВУЗов, приведшее к росту числа людей с дипломами о высшем образовании. К сожалению, во многих случаях качество этого образования не соответствует советским стандартам высшего образования.

Андрей Давыдов, журналист:

С одной стороны, хочется воскликнуть: какие же мы всё-таки бедные и несчастные! Раз позволяем себе такую роскошь, как высшее образование для более чем половины населения. Вопрос о качестве образования в данном контексте рассматривать не будем, ведь если даже часть дипломов вульгарно куплены, у народа, стонущего под авторитарным игом, средства на это имеются. Но с другой стороны, возникает зудящая мысль, а не прав ли Холманских, что их слишком много — дипломированных-то? Креативные массы, толпящиеся на Болотной, растут, а толковых специалистов, занятых реальным делом, всё меньше.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Ещё в СССР шутили, что многие получают дипломы в обмен на свинину или баранину. Или — по какой-то квоте, месткома, профкома или парткома. И уровень «невест с дипломом» или «партактива» часто действительно был провальным в практических задачах, ведь диплом и труд часто не совпадали настолько, что в речь и переписку всей страны вошло словосочетание «молодой специалист», хотя диплом означал наличие специалиста без приставки «молодой». Казалось бы — диплом СССР не соответствует требованиям профессии и требует последипломного образования, по мнению не только народа, но и государства, пока «молодой специалист» созреет. Но прошли годы и оказалось...

Оказалось, что на Западе ещё хуже. На схожих задачах западный специалист ищет справочники и торгуется, в то время как «советский» уже давно решил задачу. А опережение Запада по технологиям связано со скупкой талантов, к примеру, в США процветает экс-разработчик процессоров для компьютера «Эльбрус», а ныне — для передовых процессоров «Интел», наш соотечественник Пентковский, в честь которого даже назвали «Пентиум». Полугосударственные корпорации США очень чётко охватывают мировые рынки и им не жалко никаких денег для создающих инновации. Поэтому страны экс-СССР могут занимать первое место по количеству дипломантов, но если говорить об успехе и эффективности этих дипломантов и их прибыли, то может оказаться, что они преимущественно получают прибыль от торговли носками на рынках и давно забыли то, куда инвестировали 5 лет учёбы. Это неудивительно, поскольку даже у министерства обороны бывают долги перед НИИ, и даже уцелевшим сотрудникам приходится кормить себя далеко не наукой.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

И то, и другое, и даже третье. В СССР сформировалось в общественном сознании представление о престижности высшего образования, хотя начинающие специалисты зарабатывали меньше малоквалифицированных сборщиков на конвейере с тем же стажем. С другой стороны, расплодилось множество учебных заведений низкого уровня, где можно получить диплом без особого труда. Есть ещё один фактор, подталкивающий к поступлению — отсрочка от армии, при том, что в самой армии нередки случаи неуставных отношений.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы:

Диплом о высшем образовании и реальное высшее образование — это две большие разницы, как говорят в Одессе. Болонский процесс привёл к созданию «массобразования», основной задачей которого является подготовка элементарных пользователей и потребителей всего созданного творцами. Творцов учат в ограниченном количестве ВУЗов, не присоединившихся к Болонскому процессу и нормативному высшему образованию, а впитавшему лучшие традиции мировой высшей школы середины прошлого века, и в первую очередь советской высшей школы. Тем не менее, отмечу, что большой процент населения, которое в молодости процесс социализации совмещает с получением высшего образования, пусть и в упрощённом болонском варианте, — это большой плюс для государства и общества.

Что же касается данных о количестве людей с высшим образованием, указанных в статье со ссылкой на сайт ОЭСР, то здесь можно отметить некоторое недопонимание структуры западного образования автором и переводчиком статьи. Дело в том, что по-английски средняя школа (третья ступень, 9-11 классы) — High school, вот они и решили, что это «высшее образование». Из этого недопонимания авторами делается неправильный вывод о том, что 88% молодых людей в России, как утверждается в статье, закончили ВУЗ. Понятно, что в реальности такого процента быть не может и в данных на сайте ОЭСР речь идёт количестве выпускников средних школ, получивших аттестаты о полном среднем образовании.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть