В США работодатели принимают решение о найме по страницам в соцсетях: мнения

Как защитить свои личные данные в сети: эксперты
26 марта 2012  12:36 Отправить по email
Печать

С развитием социальных сетей у работодателей США стал нормальной практикой просмотр личных страниц кандидатов на работу в социальных сетях. Однако многие люди ограничивают доступ на свои страницы. Во время собеседования жителя Нью-Йорка Джастина Бассета попросили пароль для его страницы в социальной сети Facebook. Он не захотел давать его и ему отказали в должности. Однако впоследствии он узнал, что у многих кандидатов попросили пароль, и они вынуждены были его предоставить.

Новость вызвала бурное обсуждение в англоязычном секторе Сети. Многие обеспокоены: «А если у вас нет аккаунта на facebook? Может ли это вам навредить при приёме на работу?»; «Именно поэтому у меня пароль с неприличными словами. И я никогда не смогу устроиться на подобную работу!».

Кто-то считает это нарушением личных прав и свобод: «Это незаконно принимать решения о приёме на работу на основе религии, места рождения, семейного положения. Поэтому они ищут более изощрённые пути, чтобы отказать».

Других волнует бездействие политиков: «И не один конгрессмен не предложил законопроект, запрещающий это! Стыдно!».

Некоторые считают, что это очередной проявление тотальной слежки за людьми: «Большой брат следит за тобой! Все больше и больше!».

Кое-кто считает, что не стоит устраиваться на работу в такие компании: «Если компания считает нормальным вмешиваться в чью-то частную жизнь, то эта компания не самое лучшее место работы».

ИА REX: Насколько такая практика распространена в других странах? Как защитить свои личные данные в сети от таких притязаний?

Григорий Трофимчук, политолог:

На первом этапе кандидаты на работу, естественно, постараются обойти эту проблему, автоматически заводя параллельные личные страницы, которые заранее набьют разным хламом, призванным произвести впечатление на работодателя. Однако этот период продлится недолго, так как среди работодателей дураков мало. Следует также иметь в виду, что работодатель уже сейчас рассматривает предоставление кода исключительно как тест на лояльность, так как получить о потенциальном сотруднике необходимое представление можно и без этого пароля, — а просто прорыв интернет.

Не исключаю, что в дальнейшем могут быть применены другие, более точные, варианты получения дополнительной информации о будущем сотруднике. К примеру, при приёме на работу, он должен будет полностью раздеться. Различного рода повреждения на коже, не говоря уже о проколах на венах и, тем более, татуировках — не только бесценный, но и наиболее достоверный склад информации.

В Россию контроль подобного уровня придёт неизбежно, но, как всегда, с лёгким запозданием, как революция в Сибирь. При этом в России — опять же, как всегда — практика получения информации о кандидате на должность станет максимально изощрённой. Уже сейчас первый поход к хозяину и его «команде» является психологической пыткой — но завтра, на фоне будущих проверок, это покажется лишь лёгким романтическим знакомством. Человеку будут просвечивать желудок (интересно, что он ел на завтрак), оценивать форму зубов и ногтей, замерять угол губ при стандартной улыбке, принятой на вооружение в конкретном офисе.

Самое интересное, что после поступления на эту проклятую службу все будут точно также без перерыва курить на лестницах и у порогов офисов, и раскладывать на компьютере пасьянс. Отсюда правило: чем меньше у работника простора, тем хуже его профессиональная отдача.

Леонид Савин, политолог:

В XXI веке все общества, даже не принадлежащие к Западной цивилизации, добровольно вошли в международную тюрьму без стен. Сегодня это уже ставшие привычными многочисленные социальные сети и сервисы в интернете: Facebook, Twitter, Google и многие другие. Глобальное виртуальное тюремное учреждение имеет своего пастыря и добровольных помощников по надзору. В роли пастыря — «глобальная элита», которую представляют власти США, а «помощниками» выступают специализированные технологии контроля.

Например, Google Apps. Он поддерживает несколько веб-приложений и включает Gmail, Google Calendar, Google Talk, Google Docs и Google Sites. Базовый пакет бесплатен и предлагает тот же объём ящика электронной почты для одного пользователя, что и обычная учётная запись Gmail, возможна регистрация до 10 пользователей, включая администратора. Этот пакет был заказан многими компаниями для производственных целей. Если до появления этого программного продукта производительность труда внутри компании оценивали с помощью видеонаблюдения и подсчёта нажатий на клавиши в колл-центрах, то Apps и аналогичные программные продукты только расширяют границы слежки, включая в неё более высокооплачиваемых сотрудников.

Все эти новшества только увеличивают масштабы присутствия «Большого Брата» в сети интернет. С мая 2007 года Google собирает все личные данные пользователей, что официально подтвердило руководство компании. Необходимо отметить, что Google является информационным каналом более чем для половины глобального трафика в Интернете.

Михаэль Дорфман, публицист (Нью-Йорк, США):

В Америке народ пугают тоталитаризмом и коллективизмом, убеждая, что мы тут самые свободные.

Действительно, в Америке есть некоторые механизмы, защищающие гражданина от произвола государства. Однако, заботясь о защите от Большого Брата, тут прозевали множество маленьких капиталистических братцев, чей гнёт делает жизнь американцев полной тревог и беспокойства. Не удивительно, что в США такой высокий уровень депрессий, самоубийств. Трудоголик здесь ролевая модель.

Пропаганда зовёт корпоративный капитализм не иначе, как создателем рабочих мест. Они только и делают, что кормят нас, одевают, дают работу. «Бизнес лидер» здесь контролирует не только работу, но медицинское обслуживание и ещё множество других жизненно необходимых функций. Не удивительно, что захотели покопаться и в личной жизни.

Цукерберг пригрозил таким работодателям судебными исками, потому, что это угрожает его бизнес модели, однако при нынешней безработице, людям придётся согласиться с этим унижением тоже. Ведь, в отличие от Европы, работника здесь могут уволить на месте, не затрудняясь объяснением причин.

Ведь корпоративный мир управляется несложным набором нацистских принципов — лидерство, коллективная работа (попробуй, скажи своему начальнику, что ты индивидуалист) — коллективизм,— достижения. Хозяев становится всё меньше, а менеджеров всё больше. Так, что к тоталитаризму ведёт много путей, и неолиберальная корпоративная свободнорыночная модель капитализма — один из таких путей в тоталитаризм.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог (Германия):

Этого следовало ожидать.

Возник новый мощный источник информации о людях. Было бы странно, если бы работодатели, спецслужбы, рекламщики не попытались его использовать в своих интересах. Законодательное обеспечение нового коммуникативного феномена не поспевает за его стремительным распространением. К тому же социальные сети — феномен глобальный; национальное законодательство не является адекватным средством его правового обеспечения. И пока это так, правовой статус социальных сетей в разных странах будет не единым, а различным. Что само по себе абсурдно и неэффективно. Скорее всего, скоро в странах с наиболее интенсивным использованием социальных сетей будут созданы первые правовые модели, регулирующие коммуникативное поле в интернете. Постепенно это всё будет меняться, унифицироваться и приобретать статус международного права. Убеждена, что требовать пароль от страниц у лиц, нанимающихся на работу, будет запрещено законом, как только он появится, в первой же его редакции.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Насколько я понимаю, работодатели вторгаются в частную жизнь, нарушая личное пространство граждан. В США можно организовать и подать коллективный иск, подобно искам к табачным компаниям. После чего можно уже не работать, а заниматься «корпоративным шантажом», что любят и умеют делать в США.

В иных странах мне неизвестны случаи, чтобы работодатель вникал в личные страницы сотрудников, пусть они даже переполнены матом, гениталиями, фекалиями и призывами к массовым репрессиям, а в редких случаях — даже участием в сообществах, одобрительно рассматривающих насилие как политико-экономический метод воздействия. Были даже случаи, когда кандидатов в депутаты выдвигали, не вникая в их сетевые и прочие «достижения». Жанр кадрового консалтинга ныне бывает, странен, напоминая 90-е: «кинет — уроем». В то же время в серьёзных структурах кадровые службы существуют и изучают претендентов на ответственные должности по-полной, не афишируя этого. Защитить свои личные данные просто — нужно их дублировать и анонимизировать. За 120 часов любой желающий может научиться обезопасить свои данные, а за вдвое больший срок — научиться их защищать даже от попыток взлома извне.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Скорее всего, это — борьба с промышленным шпионажем и антирекламой. Конечно, некоторый перебор, но в данном случае работодателей понять можно. Человека не повысили, и он запостил антирекламу. Если имеет множество контактов, это может причинить серьёзный ущерб. А ещё хуже, если выложил секреты компании на всеобщее обозрение.

Ирина Мороз, специалист в сфере маркетинга и PR:

Подобные подходы существуют и у работодателей на постсоветском пространстве. Правда, пока распространяются только на тех сотрудников, которые непосредственно работают на внешнюю среду — потребителей, клиентов, партнёров, поставщиков и т.д., и, в первую очередь, имеют дело с информацией — рекламисты, пиарщики, клиент-менеджеры и т.п. Защитить свои данные в таком случае очень просто — достаточно их не выкладывать в места открытые для общего доступа, но в этом случае работодатель, скорее всего, предложит решить: нужна сотруднику защита от вмешательства в личную жизнь или работа. Практически во всех постсоветских странах трудовое законодательство запрещает требовать от соискателя предоставление иной информации помимо данных об образовании, опыте работы и ранее выполняемых функциях и имеющихся навыках. Тем не менее, это совершенно не мешает работодателям проводить психологические тесты, стресс-собеседования, заполнение анкет с личными вопросами и т.д.

Скорее всего, на постсоветском пространстве такая модель получения информации о соискателе также приобретёт всеобщее распространение, но не как способ вмешательства в личную жизнь, а как модный тренд среди HR-ов, также как раньше креативные психологические тесты с эльфами, орками и прочими персонажами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть