Что означает на практике «политика без политиков»: мнения

11 ноября 2011  13:19 Отправить по email
Печать

Акция «Захвати Уолл-стрит» по-своему уникальна. Собравшиеся там люди не имеют ни цельной программы действий, ни лидера. Более того, «захватчики Уолл-стрит» смогли обойтись без участия политических партий и политиков.

ИА REX: Можно ли сказать, что для подобной акции сегодня достаточно ясного требования и чувства несправедливости происходящего вокруг? Чем может быть полезен опыт движения «Захвати Уолл-стрит» для постсоветского пространства? Что означает на практике «политика без политиков»? Где находятся границы между протестом и революцией?

Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко:

Акция «Захвати Уолл-стрит» является бунтом даже не просто потребителей, а потребителей-бездельников, которые желают несмотря ни на что наращивать объёмы потребления. Они выступают против грабительской политики финансового сектора только потому, что грабитель добрался до них самих. Пока он грабил других, а с ними делился награбленным, всё было в порядке. Потому они и не объединены ни лидером, ни программой, ни целью. Не может быть общей цели у толпы, в которой каждый желает решить лишь свою личную проблему потребления, даже если для этого необходимо будет аннигилировать не только союзную ему толпу, но и обеспечивающее ему безопасное потребление государство. Это полная неадекватность, выпадение из реальности. Люди готовы сломать всю свою будущую жизнь, лишь бы ещё хоть на сутки продлить состояние потребительской эйфории.

Нечто подобное происходило в СССР в конце 80-х — начале 90-х, когда шахтёры, получавшие 600-800 рублей (больше доктора наук, профессора и не намного меньше члена Политбюро ЦК КПСС) устраивали забастовки и требовали ликвидации советской власти и приватизации своих шахт. Страна распалась, шахты приватизировали, шахтёрские города умерли (по крайней мере, на Украине). Каждый из этих шахтёров тоже думал, что миллиардером станет именно он.

Такого рода акции не могут нести в себе никакого позитива, поскольку они направлены на разрушение в эгоистических целях. Каждый, участвующий в них индивид жертвует общим ради личного, но и личного не получает. При этом, деструктивный потенциал таких акций, если они выйдут из-под контроля, неограничен.

Научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция) Павел Крупкин:

Акция «Захвати Уолл-стрит» (ЗУС) является продуктом активизации гражданского общества развитых стран ввиду общей делегитимации их социального порядка ввиду вопроса «Кому оплачивать счета за предыдущие 40 лет „процветания“». Теоретически это продукт «течения» общественной матрицы соответствующих стран в поле накопившихся социальных напряжений при отсутствии насильственного стремления элит этих стран к фиксации существующего. Напомню аналогичные активности в Восточной Европе и СССР в конце 80-х, «оранжевую революцию» на Украине, «арабскую весну». Если элиты далее не смогут мягко перевести ситуацию к новому общественному консенсусу, то дело конечно же может завершиться и революцией. Но думаю, всё же, что данная протестная энергия народов будет оседлана соответствующими реформаторами, которые справятся с обеспечением балансировки социального порядка в каком-то новом положении равновесия. Для этого в Европе надо будет всего лишь «провести торги» между разными социальными агентами вокруг принципов реализации очень небольшого «затягивания поясов» с целью балансировки расширенных бюджетов соответствующих стран. А вот в США потребуется гораздо большее усилие по перераспределению где-то примерно 6% ВВП от верхних 0,1% к низу социальной пирамиды, чтобы убрать экономическую базу из-под негативных социальных трендов американского общества. И это — куда более трудная задача, требующая чего-то вроде реинкарнации New Deal Рузвельта.

В части опыта для гражданских мобилизаций на постсоветских просторах ЗУС хорошо ложится в струю других подобных мобилизаций за пределами развитого мира, с которыми данное движение имеет достаточно много общего. Оно также показывает те новые черты, которые приобретают современные «движухи» по сравнению с мобилизациями конца 80-х годов прошлого века, и которые были задействованы в локальных волнениях типа «цветных революций». В то же время ЗУС не имеет скоординированной поддержки каких-то внешних регулярных структур, каковую поддержку со стороны Запада обычно имеют «движухи» постсоветского пространства — и тут есть существенное различие — их элитам проще работать с движением масс, чем нашим.

Публицист (Нью-Йорк, США) Михаэль Дорфман:

За кажущимся хаосом среди «оккупантов» Уолл-стрита царит удивительный порядок. В лагере действуют сложные структуры управления. Эти структуры появились не стихийно. Структура организации была принесена сюда анархистами — первыми «оккупантами» площади Либерти. Структуру утвердило всеобщее собрание, называемое здесь Генеральной Ассамблеей (ГА). Оккупация осуществляется в основном через рабочие группы, которые координируют и осуществляют различные функции. Рабочие группы занимаются материально-техническими проблемами в парке, включая поддержание санитарного состояния и жизнедеятельности лагеря, медицинскую помощь и организацию питания. Всё это — основные потребности растущего общественно-политического движения. Есть также тематические группы, которые занимаются вопросами, не связанными с материально-техническим обеспечением. Эти группы проводят семинары, делают плакаты и транспаранты, занимаются агитацией, а также работой со СМИ. Любой человек может проявить инициативу и создать группу со своей концепцией. Это породило множество рабочих групп, которые функционируют внутри «оккупации». Принцип похож на социальные сети в интернете, однако здесь люди общаются лично и работают вместе. Всё происходит на добровольных началах и осуществляется добровольцами.

Политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонид Савин:

Все эти акции проходят в либеральных демократических обществах, которые имеют долгую историю социально-политической трансформации. В какое-то время, действительно, подобные акции могли кардинально изменить экономическую политику, но после того, как финансово-олигархические планы постепенно приватизировали социальные службы, такие протесты остаются всего лишь протестом. Люди заявляют, что они против существующей политики, но не пытаются остановить эти деструктивные процессы. Сопротивления нет. А можно ли победить без сопротивления? Все эти представители среднего класса с дорогими айфонами просто озабочены случившимся перегибом, но вряд ли способны на радикальный отказ от капитализма и общества потребления. Они всего лишь являются сторонниками другой модели капитализма, которая интегрирует в свою систему все сословия и находит место каждому. Но и эта модель не менее деструктивна, т.к. по своей природе сам капитализм нуждается в новых пространствах и новых массах для реализации благ и товаров. Инстинкт выживания — вот что движет протестантами на Уолл-Стрит и в этом плане мне симпатичней американские анархо-примитивисты, которые более последовательны в своих действиях.

Что касается постсоветского пространства, пока власти, большинство представителей которых удачно интегрированы в мировую капиталистическую систему, будут сохранять тонкую грань между социальной нуждой и имитацией заботы о населении, вряд ли в странах постсоветского пространства возможны кардинальные изменения. Да, были погромы молдавского парламента и бунты в Киргизии, но всё вернулось на прежнее место — система не изменилась. Поэтому если говорить о возможности революции, нужно говорить о тотальном сломе режима, включая внешние связи и международные договоренности. Куба заплатила за свою революцию продолжающейся блокадой со стороны США. Но тогда была мощная поддержка от СССР, теперь же все мы варимся в одном котле мирового капитализма и в выборе революции остаётся надеяться только на свои силы.

Политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса» Станислав Стремидловский:

Эта акция — яркий пример того, что главная угроза глобализации, которую сегодня проводит западное сверхобщество, находится на самом же Западе. У движения «Захвати Уолл-стрит» есть огромный потенциал. Конечно, это вовсе не значит, что данный потенциал обязательно сработает. Скорее всего, не сработает, ему не дадут развернуться. Миллионы людей на Западе участвуют в политической деятельности, они социально активны. И очень сложно управлять такой активностью, их не засадишь всех в концлагерь, с ними нужно разговаривать, убеждать. Думаю, что наиболее прозорливые стратеги западного сверхобщества понимают это. Что касается постсоветского пространства, то нашему социуму ещё надо дорасти до участников акции «Захвати Уолл-стрит», ведь там собрались люди романтичные, идеалисты, бескорыстные, с обострённым чувством справедливости. На постсоветском пространстве таких можно по пальцам пересчитать, увы.

Политолог, председатель волгоградского регионального отделения партии «Правое дело» Андрей Куприков:

Весь этот спектакль грамотно срежиссирован и абсолютно безопасен для организаторов: нет лозунгов, нет целей, но есть проблема и информационный повод, создаётся видимость стихийного протеста. Это не так.

Целью этой акции является попытка отвлечь от главной проблемы: переоценки экономики на порядок, если весь мировой ВВП составляет 60 трлн долларов, то находящиеся в обороте долговые расписки частной лавочки ФРС оцениваются в 600, США абсолютный банкрот с почти 14 трлн внешнего долга.

Остановить процесс уже нельзя, крайне нужен форс-мажор, кризис, волнения, войнушки, для аннигиляции огромной денежной массы и списания долгов.

Захват Уолл-Стрита нужен в первую очередь Уолл-стриту, потому что каждый финансист, трейдер и банкир знают, что чтобы скрыть преступление нужно спалить контору.

Именно поэтому в этой авантюре нет партий и прочих паразитирующих на общественном сознании структур.

Для России и остального СНГ это абсолютно ничего не значит, так как нет никаких рычагов воздействия на ситуацию. Для них уготована роль статистов и несчастных обманутых вкладчиков, спасибо Кудрину чуть-чуть не доделавшему главный свой трюк, превращения стабфонда в макулатуру.

Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер:

На мой взгляд, это действо слишком театрализовано, чтобы быть серьёзным. В Америке бывали беспорядки и покруче — в период Вьетнамской войны, и ничего, она их пережила. Сделают какую-то уступку протестующим и всё успокоится.

Напоминаем, что массовые акции протеста под названием «Захвати Уолл-стрит» начались в США в начале осени. Первая демонстрация прошла 17 сентября, когда митингующие разбили палаточный лагерь в финансовом центре Нью-Йорка.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Владимир
Карма: 15
11.11.2011 22:41, #1573
Браво Ищенко !!!
Почему Вы здесь так редко? Каждое слово в точку - и про "сейчас", и про "былое" !!!
Браво Ищенко !!!
Владимир
Карма: 15
11.11.2011 22:46, #1574
А Стремидловскому с его панегириком сытым и чуть-чуть недовольным -
"нашему социуму ещё надо дорасти до участников акции «Захвати Уолл-стрит», ведь там собрались люди романтичные, идеалисты, бескорыстные, с обострённым чувством справедливости. На постсоветском пространстве таких можно по пальцам пересчитать, увы", - отвечу словами Крылова : "чем кумушек считать рядиться, не лучше ль на себя кума оборотиться!".
А от себя добавлю, что лично я не собираюсь расти "до вершин этого нью-йоркского дна" (почти по "Формуле любви"). Небось эти "с обострённым чувством справедливости" не шибко против, когда их "капитаны" как не в себя гребут (воруют) чужое (а ведь это даже не воровство - РАЗБОЙ !). "Романтики" недовольны только тем, что им самим мало перепадает. И все бескорыстие до копейки !!!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть