«Выбор»: политическая элита Польши о Путине, его страхах и поведении. Часть 1

А ведь никто не верит, что смена власти в Кремле могла бы выглядеть так как на Майдане.
4 декабря 2021  14:11 Отправить по email
Печать

Авторитетное, оппозиционное в Польше издание Gazeta Wyborcza анонсировало презентацию книги «Выбор», авторами которой являются экс-премьер Польши Дональд Туск и Энн Эплбаум, супруга польского и европейского политика Радослава Сикорского, писательница, автор книги о ГУЛАГе.

Gazeta Wyborcza опубликовала отрывок из книги – беседу Эплбаум и Дональда Туска о президенте России Владимире Путине.

Дональд Туск: Руководители сильных или же богатых государств вызывают объяснимое уважение или интерес, хотя как люди бывают нудными, никакими. Короче говоря, как правило они бывают чересчур прорекламироваными. Что интересно, как и веками ранее, чем больше они безжалостны, авторитарны, богаты, бесконтрольны, тем больше к ним уважение.

Энн Эплбаум: Ты имеешь в виду Путина? Я никогда с ним лично не встречалась, но наблюдаю много лет. На меня он всегда оставлял впечатление настоящего кагэбэшника. «Все вокруг – потенциальные враги, мир враждебный, значит следует его воспринимать с наибольшим подозрением. Постоянно где-то на Западе какие-то враги работают над ослаблениям России», - с таким мышлением он был воспитан о натренирован. Его настоящие эмоции можно увидеть тогда, когда говорит о вражеском внешнем мире. Например, в 2011 и 2012 года были масштабные демонстрации в Москве, а он рассказывал о происках государств и агентов Запада, которые проникают в российское общество. У него в глазах стояли слезы.

Дональд Туск: Видимо это ветер…

Энн Эплбаум: Или игра. Но я не думаю, чтобы это полностью было инсценировкой. У меня такое впечатление, что на определенном уровне это были истинные эмоции. Так же как и его холодность и дистанция, когда он находится за пределами России. Думаю, что за границей у Путина ощущение, что он находится на вражеской территории и должен действовать с большой осторожностью.

Дональд Туск: Меня всегда поражала его странная несмелость и отсутствие уверенности в себе в отношениях с другими лидерами. Впервые я встретился с ним во время моего первого и до сих пор единственного визита в Москву в 2008 году. Большая делегация, множество переговоров в различных форматах, но лучше всего мне запомнился завтрак в Кремле. В девять утра, с шампанским и водкой, как Господь Бог приказал в той части света. Хозяином завтрака был тогдашний президент Медведев, но когда я пытался с ним разговаривать на серьезные темы, он отвечал: «Извините, но об этом прошу с шефом». Я думал, что с Путиным у нас будет серьезный, содержательный разговор. Ничего подобного. Монотонный, мрачный и утомительный монолог. Заученное, наверное повторяемое многократно выступление о том, как мощна Россия и как быстро может уничтожить любого соседа. Темный, клаустрофобический кабинет, приглушенный свет, внутренне убранство как из фильмов про Сталина. Больше десятка старых телефонных аппаратов, красно-коричнево-черная обшивка и обивка, мрачная мебель и Путин, достающий каждые несколько минут какие-то карты и диаграммы, иллюстрирующие военное преимущество России над Европой.

Но в его голосе слышны были и претензии, может даже сожаление, что у него столько ракет, а вокруг и так все против. Я видел по другую сторону стола имитацию диктатора, человека без харизмы, без внутреннего огня, а также абсолютно без дистанции и чувства юмора. Я не встречал никого, кто бы мог сказать, что подружился с Путиным или построил с ним какие-то личные отношения. Причиной этому кажется не является выученная намеренная ассертивность, а глубокая отчужденность и отсутствие естественной эмпатии. А это в сочетании с ракетами может легко тревожить.

Даже Меркель, которая по обыкновению готова была часами с ним разговаривать и вести переговоры, кокетничая своими школьными знаниями русского не нашла ключа к его эмоциям.

Энн Эплбаум: А в политике ?

Дональд Туск: Для него существует игра интересов и потенциалов. Если у тебя преимущество, из этого должны следовать конкретные последствия. Поэтому на Западе у него вызывают отвращение не только культурное различие, свободы, права человека. Он чувствует что-то наподобие презрения в отношении политической цивилизации, в которой голая сила не является единственным критерием. В сущности, вся современная политическая культура Запада заключается в том, чтобы нивелировать значение потенциала и силы в отношениях между народами и странами. Конечно, очень часто политика остается бездушной и безжалостной игрой сил. Но именно поэтому нашей обязанностью является предпринять усилия, чтобы она не была решающей во всех вопросах. Чтобы была ограничена соглашениями, культурой, правилами христианской, либеральной этики или просто этики. Совсем иначе, чем это видят российские идеологи.

Но не исключено, что Путин иногда поддается более глубоким и настоящим чувствам. Я помню его встречу с семьями моряков подводной лодки «Курск». Он тогда оставлял впечатление сильно потрясенного. Только не знаю, сложностью ситуации, в которой оказался столкнувший с семьями жертв или сочувствием. Но выглядел так, как будто на секунду снял маску.

Энн Эплбаум: Собственно, это был в последний раз. Катастрофа «Курска» произошла в самом начале его правления и уже тогда Путин понял, что публичная демонстрация слабости вовсе невыгодна.

Дональд Туск: Позднее он всегда уже носил маску пренебрегающего все сложные ситуации до боли циничного политика. Помнишь его известные ответы на вопросы о «зеленых человечках» в Крыму: «такую форму можно купить в любом военном магазине". Или об отравлении Навального, что если бы это Кремль хотел его убить, то он бы «не выжил». Как бы он взял на вооружение стратегию: «Буду бесстыдным, циничным и никогда слабым. А что вы мне сделаете?»

Энн Эплбаум: В этом единственном узком смысле Путин оказался очень влиятельным – разрекламировал циничный, троллинговский стиль, который потом стали наследовать другие руководители. Но сам он немногим изменился. Зато за последние два десятилетия изменилась путинская пропаганда и отношение к Западу. Поначалу его теория правления сводилась к использованию и приписыванию себе заслуг за постепенно улучшающуюся экономическую ситуацию в России. Когда экономика перестала расти, эта пропаганда перестала работать. Следом за ослабевающей экономикой произошел поворот. С этих пор он проводит политику, основанную на волнении и гневе. Новый принцип гласит: «Запад хочет уничтожить Россию. Говорят о демократии, но имеют ввиду хаос и насилие». Для Путина не было проблемой такое смещение проблем, ведь он так воспринимает мир.

Мы привыкли думать, что люди такие как Путин никогда не говорят правды. Есть искушение сказать себе: не верю ни единому его слову, потому что это все цинизм и холодный расчет. Но это слишком просто. Мы должны внимательно слушать что Путин говорит и как подбирает слова.

Дональд Туск : На встречах, даже тех, с глазу на глаз, Путин оставляет впечатление немного обескураженного и настороженного. Так, если бы обременяло его осознание, что у него репутация простого силовика с КГБ-ским прошлым. Но если даже это так, то по нему не видно этих комплексов, по крайней мере, хорошо прикрывает их вышколенное высокомерие.

Еще несколько лет назад на каждой встрече тет-а тет перед камерами он сидел в весьма характеризующей его позе. Я бы сказал, что он сидит со своеобразным преувеличением. Помню встречу перед Давосом, ведь как мы знаем, Давос составлен из докладов и выступлений, которые…

Энн Эплбаум: … Несущественны…

Дональд Туск: … кроме одного или двух выступлений самых важных гостей. Но в кулуарах происходят встречи лицом к лицу, и они придают смысл такого рода мероприятиям. В таких обстоятельствах я встретил как-то Путина и был в легком шоке, когда мы уселись на каких-то стульях. То есть я сел, а он чуть ли не разлегся. Одновременно с этим его лицо и его руки говорили: чувствую себя нехорошо, неуверенно. Таким я всегда его видел. Внутри скованного, а снаружи неестественно расслабленного, выдавая себя за кого-то совсем другого, нежели того, кем является.

Энн Эплбаум: Но этот страх перед утратой позиции в Кремле должен удивлять. Ведь никто не поверит, что в сегодняшней России возможно народное восстание, которое могло бы его свергнуть. Власть слишком сильна, слишком сильно охраняема, слишком много людей ее поддерживают. Но вопреки этому Путин больше всего боится людей на улицах, скандирующих продемократические и антикоррупционные лозунги. Когда увидел это на Украине, а потом и в Белоруссии впал в ярость.

Лукашенко под давлением улицы был близок к отказу от власти. И тогда, 18 августа 2020 года, в Минск прилетел самолет полный функционеров ФСБ. Белорусских журналистов поменяли на российских, белорусских полицейских на российских и режим был восстановлен. Вдобавок к тому, сразу же после бунтов в Белоруссии Путин начал крупномасштабные преследования в России. Начались аресты журналистов и А ведь оппозиционеров, а представителям третьего сектора, то есть гражданского общества, начали давать статус «иностранного агента». А ведь никто не верит, что смена власти в Кремле могла бы выглядеть так как на Майдане.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Calm47
Карма: 59
05.12.2021 12:02, #46881
каждый народ достоин тех политиков, которых он имеет. И поляки тут не исключение. Только при чем тут Путин?? Два спесивых фигляра рассказали о собственных вавках в голове и не более. Возможная причина - потому как мысли в их черепно йкоробке не водятся. Эти пустышки даже не догадываются, что обсуждать политика - это обсуждать его дела и взгляды, а не размер его обуви и цвет пиджака. Польские политики - это оксюморон.
mashtaba33
Карма: 790
05.12.2021 12:53, #46883
В ответ на комментарий Calm47 #46881 (05.12.2021 12:02)
Это Энн Эплбаум польский политик, что ли? Эта кошерная журналистка даже родилась где-то заграницей... Gazeta Wyborcza - известна как кошерная газета даже за пределами Польши... Туск :

http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2015/1/likoshina3.pdf
"дома у него звучала не только польская, но и немецкая речь: бабушка Туска по материнской линии была немкой. “Непольскость” будущего премьера усиливалась ещё одним “отягчающим обстоятельством”: среди его предков были кашубы ‒ коренные жители Поморья". Некоторые характеристики, которые приписывают Путину, неуверенность, например, разделяют и некоторые российские политики, например, Стрелков... так это или нет - скоро выяснится

Заметно, однако, что Gazeta Wyborcza-кошерная газета - очень любимое и авторитетное издание для иарекс.ру
Calm47
Карма: 59
05.12.2021 17:52, #46887
В ответ на комментарий mashtaba33 #46883 (05.12.2021 12:53)
Кошерная газета в антисемитской Польше?? Такое может придумать только голова ляха расово правильного на всю голову.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть