Россия и Иран: Евразийская интеграция в Закавказье не имеет альтернативы

Турция преследует свои интересы, которые мощно подкреплены идеологически, причем сразу двумя проектами: пантюркизмом и паносманизмом.
27 февраля 2021  22:21 Отправить по email
Печать

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с семьями, потерявшими своих близких и родных на войне и инвалидами войны, заявил, что союзники Армении хотят возродить армянскую армию и модернизировать ее. «Почему? Против кого? Война закончилась. Если кто-то живет реваншистскими идеями, он увидит этот кулак, он на месте, и пусть они не испытывают наше терпение» - сказал глава страны.

Глава Азербайджанской Республики подчеркнул, что в Армении нет армии и не должно быть. Сразу после июльского столкновения, начиная с 17 июля и до последнего дня войны, в Армению ежедневно бесплатно доставлялось несколько самолетов с оружием. Ильхам Алиев коснулся и вопроса с «Искандерами». «Эти комплексы «Искандер» Армения купила за деньги? Нет, получила бесплатно. А ОТРК «Эльбрус», «Точка-У», «Скад»? Бесплатно. «С-300 тоже были переданы на безвозмездной основе, и танки, и пушки, и другие противовоздушные системы. Мы уничтожили их всех. Армянской армии больше нет», - подчеркнул он.

О каком союзнике говорит Ильхам Алиев, обвиняя в этих поставках, кого он подразумевает, думается долго размышлять не нужно. Но, в общем, стоит вспомнить слова Президента России Владимира Путина, который подчеркнул в своем интервью, что Азербайджан – это независимое суверенное государство и вправе выбирать себе союзников так, как считает нужным. Все, что происходит на Южном Кавказе глава российского государства, совершенно верно, назвал геополитическими последствиями развала СССР.

Вторая карабахская война, бесспорно, изменила политическую ситуацию на Южном Кавказе. Но в чью пользу она сложилась? Этот вопрос по сей день является дискуссионным между экспертами. Но одно ясно точно, отношения между тремя республиками Закавказья и тремя державами, непосредственно прилегающими к региону - Россией, Турцией и Ираном будут иметь обновленные очертания. Что касается Турции и Азербайджана, то, как и ожидалось, все продолжается в том же духе.

Как сообщали ранее турецкие и азербайджанские СМИ в городе Шуша на церемонии закладки фундамента школы, которую построит Фонд образования и культуры общества идеалистов партии Националистического движения (ПНД) Турции, планируется участие президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и председателя ПНД Девлета Бахчели.

Незадолго до этого глава Националистической партии написал в своем Twitter, что его партия готова построить в Шуше начальную школу с позволения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и при условии, что проект сочтет целесообразным президент Азербайджана Ильхам Алиев. И вот, выступая недавно в парламенте страны, Девлет Бахчели заявил, что Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев согласовали и утвердили проект ПНД по строительству школы в освобожденной Шуше.

Для справки отметим, что Девлет Бахчели стал председателем этой партии после кончины ультрационалиста, пантюркиста Алпарслана Тюркеша, который был ее основателем и создал молодежную боевую организацию этой партии под названием «Серые волки», которая функционирует и в наши дни. Длительное время эта пантюркисткая партия находилась в оппозиции Реджепу Тайипу Эрдогану, но с середины 2010-х годов вступила с ним в союз. Тут следует понимать, что те или иные процессы в Турции также дирижируются с определенных центров, те или иные союзы между партиями также происходят в подходящее время.

Турция при поддержке Великобритании будет продолжать продвигать свои интересы активно, жестко и планомерно, не обращая внимания на интересы других стран насколько это возможно. И естественно, более всего турки преуспели в Азербайджане – важнейшей стране Закавказья, которую в турецких СМИ называют «Золотым мостом» между Турцией и Средней Азией. Ну а когда говорим Турция, подразумеваем и Великобританию. К слову о британцах, отметим, что в Военной академии Вооруженных Сил Азербайджана недавно состоялась встреча экспертов по военному образованию министерств обороны Азербайджана и Великобритании. Стороны подчеркнули важность реализации договоренностей в области военного образования, а также необходимость организации курсов военного английского языка и обмена опытом военнослужащих, участвующих в различных курсах за рубежом, обсуждались также и перспективы сотрудничества двух стран в сфере военного образования. На фоне всего происходящего, на Южном Кавказе такая активность британцев была ожидаемой.

Стоит упомянуть и то, что в начале августа прошлого года новым главой британской внешней разведки MI6 назначили бывшего посла Великобритании в Турции Ричарда Мура. Глава внешней разведки Соединенного Королевства является представителем классической британской политической школы. Начиная с XIX века основным инструментом британской политики считались давление на Россию с помощью Турции, а также организация антирусских выступлений на Кавказе и в Средней Азии. Так вот, Ричард Мур придерживается того же мнения, что если помочь Эрдогану стать главным региональным игроком, то с его помощью можно оказать давление на Москву, пробуя вытеснить ее из региона. Бывший посол Великобритании в Турции — один из активных сторонников реализации идеи «Великого Турана», к разработке которой Великобритания приложила руку. Как известно, суть этой стратегии — в необходимости консолидации тюркских народов на основе культурной, этнической и языковой идентичности.

И во время интервью телеканалу «РБК» министр иностранных дел России Сергей Лавров в свойственной дипломату манере признал то, что турки последовательно продвигают интеграционные проекты. Интересно было слушать Илью Доронова, ведущего интервью с Сергеем Лавровым, который задавая вопрос о возможности создания «Великого Турана», отметил, что эта идея довольно популярна в Азербайджане, где он был во время войны. Но министр иностранных дел России ответил, что Анкара не преследует цель создания «Великого Турана» как наднационального образования. Лавров считает, что бывшие страны СССР вряд-ли это поддержат, наоборот, по его мнению «пафос их внешней политики и практика их деятельности заключается в том, чтобы укреплять свои национальные государства». Да это так! Но это вовсе не мешает поддерживать проект «Великий Туран». И тут мы приведем в пример как раз Азербайджанскую Республику, где под предлогом укрепления национального государства процветает пантюркизм, а государство все еще не отстало от попыток ассимиляции и изменения культурного кода коренных автохтонных народов страны в пользу тюркской идентичности. Эти народы, в особенности талыши и лезгины, потенциально опасны для поддерживаемого в стране пантюркистского проекта.

Кроме того можно перечислить ряд наднациональных проектов, которые вовсе не мешают укреплению национальных государств, а наоборот направляют эти национальные государства на поддержку глобальных проектов. И глава внешнеполитического ведомства России прекрасно это знает. Поэтому он и перечислил во время интервью такие действующие структуры перспективного «Великого Турана», как Совет сотрудничества тюркоязычных государств, Международная организация тюркской культуры, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств. Во все эти структуры входит и многонациональный Азербайджан. Подобные проекты, и структуры, поддерживаемые властями в Азербайджане, вовсе не направлены на обеспечение также и интересов коренных кавказоязычных и ираноязычных народов страны. Эти народы в реальности лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику своей страны со стороны группы людей, обслуживающих интересы пантюркизма, которых называют еще и властной элитой. И вот при содействии подобных властных элит, на протяжении последних 30 лет Турция активно продвигает в некоторых республиках СНГ, в первую очередь в Азербайджане идеи пантюркизма, которые подразумевают интеграцию «тюркского пространства по турецким правилам». Предусматривается и претворяется в жизнь активная интеграция в разных сферах, а для достижения этих целей Анкара чаще использует «мягкую силу» — вооруженные силы, бизнес, образование и науку, формирование лоббистских групп. Но обо всем по порядку.

Более всего турки стараются укрепить свое влияние в вооруженных силах Азербайджана. И поэтому проводятся постоянные совместные учения. Так, и в этом году, в первой декаде февраля вооруженные силы Азербайджана и Турции в Карсе провели очередные совместные военные учения. В этот же период начались пакистано-турецкие учения в Пакистане, а также прошли совместные учения азербайджанских и пакистанских военных. Совместные турецко-азербайджанские военные учения проходят каждый год, причем не один раз. В связи с этим, стоит отметить, что незадолго до этого управление по связям Администрации президента Турции выпустило документальный фильм «Турция-Азербайджан - две страны, одна армия». Где говорится о том, что каждый год, азербайджанские офицеров и бойцы спецназа проходят подготовку в лучших турецких военных академиях, а если учесть еще и общие военные учения Азербайджана с Турцией, то почти нет такого азербайджанского солдата, который не учился бы в Турции.

Давно не секрет, что военно-техническое сотрудничество Азербайджана с Турцией находится на высочайшем уровне и это подкрепляется также, поддерживаемой двумя странами идеологией.

«Наше сотрудничество с Турцией в военной области будет продолжаться. Турецкая армия является второй по силе армией в НАТО. Мы полны решимости создать в Азербайджане малую модель турецкой армии», - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу на пресс-конференции для иностранных и местных СМИ, говоря о перспективах военного сотрудничества двух стран. «Есть документы, в которых фиксируются вопросы взаимной военной помощи. Когда возникнет угроза Азербайджану, за нами будет стоять братская Турция», - сказал глава государства.

Как мы отметили, Турция работает с Азербайджаном по всем возможным и важным направлениям, об этом в последнее время, а именно после второй карабахской войны, все чаще пишет российская пресса. Авторы публикаций отмечают и стараются обосновать стратегические угрозы от действий Турции в отношении России и Ирана.

Конечно же, разговоры об угрозах со стороны Турции на фоне постоянных турецко-российских контактов охватывающий широкий спектр направлений, могут показаться неуместными. Тем более, как стало известно, Россия и Турция начали готовить рамочное соглашение о сотрудничестве по космосу. Еще в 2019 году в ходе авиасалона МАКС глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия готова делиться с Турцией космическими технологиями. «Мы считаем, что отношения с Турцией в космической сфере крайне важны. У нас сейчас складывается сотрудничество в самых разных сферах, в том числе очень чувствительных: обороны, безопасности. Такие отношения должны развиваться и в сфере освоения космического пространства», - сказал глава госкорпорации. Так, российская корпорация по космической деятельности «Роскосмос» заявила, что рассчитывает в ближайшем будущем получить от Турции предложения о сотрудничестве по отправке турецкого космонавта в космос.

Некоторые российские политологи, откровенно стоящие на протурецких позициях, также выступают против демонизации Турции и Эрдогана в российской прессе, отвергая даже то, что видно невооруженным глазом, то есть последовательную работу турецкого государства над продвижением панутранизма и паносманима. Мы не хотим комментировать позицию тех, кто отрицает очевидное, но им стоило бы хорошо прозондировать турецкие и азербайджанские СМИ, послушать их идеологов, особенно членов правящей партии в Турции, а также их местных рупоров в Азербайджане. А чтобы реальнее оценить угрозы, ситуацию надо изучать на местах. Нельзя забывать, что именно Турция в свое время была посредником коллективного Запада для поддержки сепаратизма, как в России, так и в Иране, несмотря на то, что сама сидит на курдской мине, которая также была заложена Западом с дальнобойными планами, как элемент шантажа и дестабилизации страны.

Сегодня часто пишут о том, что Турция — это страна НАТО, которая, по сути своей не может быть союзницей и противостоит России в Ливии, в Сирии, на Украине и на Южном Кавказе, и метит в Среднюю Азию. Вполне возможно, что это противостояние, где-то и демонстративное, а где-то и нет. Ситуация показывает, что у Турции свои планы, но и от сил, которые стоят за ней она отказываться не собирается, да и они турок никуда отпускать не хотят. Турция, как бьющий кулак НАТО продолжает демонстрировать то, что она по природе своей является потенциальным идеологическим и политическим противником России и Ирана. Не будем упускать из виду и то, что Турция возглавляет сегодня силы быстрого реагирования НАТО. Не стоит слишком сильно надеяться на некоторые конфликты Турции с США, в том числе, и из-за российских систем ПВО С-400. Эти внутренние трения в НАТО, быстро отойдут на второй план перед настоящей угрозой России и Ирана. У англосаксов свои виды на турок. И у них есть действенные рычаги давления на них.

Настоящие проекты зачастую скрываются активной информационной, а точнее дезинформационной «дымовой завесой». Поэтому и политические итоги каких-либо военных действий или столкновений совсем иные, чем ожидалось до начала этих действий. Турция особенный игрок на Ближнем Востоке. Эта страна с одной стороны атакует зоны российских интересов, что требует от нее коллективный Запад и при этом не исключено и то, что наверняка Турция подгоняется их политическим прессингом. Порой Турция только демонстрирует прессинг, а с другой стороны активно контактирует с Россией и Ираном, торгуя этим фактором с западными партнерами, а также подстраховывая свое положение на тот случай если ей «вынесут приговор».

Во всяком случае, при любом раскладе Турция преследует свои интересы, которые мощно подкреплены идеологически, причем сразу двумя проектами: пантюркизмом и паносманизмом. У каждого из этих направлений есть своя публика, объединяемая президентом Эрдоганом под единым управлением. Вот тут и вспоминается восточная мудрость: «держи своих друзей близко, а врагов - ещё ближе». И на наш взгляд, как раз такое положение дел и толкает Москву, да и Тегеран на построение с «эрдогановской» Турцией до поры до времени, именно таких отношений, которые сейчас есть.

Отношения России с Турцией развиваются по широкому спектру, и товарооборот двух стран уже переваливает 25 млрд. долларов. Идут также переговоры о поставке второй партии систем ПВО С-400 Турции. Чем больше контактов, соглашений, договоров, чем выше товарооборот, тем меньше опасности и это возможно хороший фундамент для перспективных отношений. Именно так можно понимать те отношения, которые Россия выстраивает с Турцией, хотя приходится сильно рисковать, давая свободу идеологической работе Турции, как на российском Северном Кавказе, так и в Закавказье. Проблема в том, что за отсутствием в самой России идеологии, невозможно предоставить альтернативу. В Иране, к примеру, в отличие от России, есть господствующая шиитская идеология, которая противопоставляется турецкой националистической пропаганде пантюркизма, транслируемой также и из Азербайджана.

Несмотря на противоречия и столкновения интересов России и Турции в разных странах, начиная с Африки и заканчивая Южным Кавказом и Средней Азией, обе стороны будут поддерживать особые, своеобразные отношения, несмотря на все политические риски. В Турции, в свою очередь, понимают, что в стране тяжелое экономическое положение и страна уязвима по ряду направлений. Государство ввязалось в конфликты по всему периметру границ. Помимо этого, Турция усиливает присутствие в Африке, и усиливает свое влияние в пакистанском Кашмире, выходя также к границам Китая, где проживают уйгуры. Кстати не так давно по турецкому ресурсу «ТРТ1 на русском», прошел ролик относительно притеснений уйгуров и тяжелых условиях их содержания в исправительных лагерях. Материал был предоставлен турецкому каналу как раз британским BBC.

Таким образом, мы видим всю зону интересов турок, начиная от Африки и заканчивая уйгурами в Китае. Хватит ли у одной Турции сил и экономики на борьбу за свои интересы по всей этой линии, это большой вопрос. Но очевидно то, что турки действуют не одни. К тому уже у страны есть с каждым годом нарастающая курдская проблема и арабские конкуренты, которые сильно недолюбливают турок, помня османское владычество. На днях также стало известно, что Израиль ведет переговоры с Саудовской Аравией, Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами о создании своего аналога НАТО на Ближнем Востоке. Об этом сообщает израильский телеканал i24NEWS. Отмечается, что страны захотели создать собственный альянс в связи с «растущей угрозой» со стороны Ирана. Но можно предположить, что альянс, если он состоится, может быть направлен и против Турции. Учитывая все эти факторы, Турция пока будет считаться с интересами России, несмотря на все противоречия с Москвой. И в то же время турки не оставят своей политики посредством «мягкой силы» в регионах где есть интересы России и Ирана. А точнее сказать, туркам не позволят менять планы.

Между тем, другой мощный игрок в регионе – Иран, в преддверии президентских выборов, которые как ожидается, приведут к власти консервативные силы страны, начал новую фазу активных контактов с Российской Федерацией и это не просто совпадение.

Председатель Меджлиса – парламента Ирана Мохаммад-Багер Галибаф побывал в России и на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным передал ему письмо от Верховного лидера – Рахбара Ирана Аятоллы Али Хаменеи Президенту России Владимиру Путину. На встрече пришли к согласию о том, что будет проведено заседание Комиссии высокого уровня парламентов России и Ирана. Вячеслав Володин отметил, что страны начнут реально развивать отношения в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта и бизнеса.

С председателем иранского парламента встречу провел и Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Были обсуждены вопросы дальнейшего развития российско-иранских отношений в различных сферах, в том числе в области безопасности. Собеседники подтвердили готовность к расширению взаимодействия Москвы и Тегерана как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.

Еще в 2015 и в 2018 годах Президент России Владимир Путин принимал советника Верховного руководителя Ирана по международным вопросам Али Акбара Велаяти. Али Акбар Велаяти тогда также передавал главе российского государства послания от Верховного лидера страны Аятоллы Али Хаменеи. Тогда, по мнению ряда аналитиков, главное во встрече российского Президента с Али Акбаром Велаяти заключалось не столько в экономических, сколько в политических аспектах. И своим посланием, и выбором кандидатуры посланника Тегеран и тогда сигнализировал Москве, что не испытывает иллюзий в отношении переговоров с США и подтверждает свой выбор в пользу стратегического партнерства с Россией, предоставляя в качестве гарантий подобного выбора серьезные экономические преференции. Москва по мнению аналитиков вновь получила шанс совершить прорыв на «восточном» направлении своей политики. И ожидалось, чтобы вопреки сопротивлению российского антииранского лобби этот шанс наконец-то будет использован. Для справки напомним, что Али Акбар Велаяти, один из «тяжеловесов» иранской политики, с 1981 по 1997 год занимавший пост министра иностранных дел Ирана.

В данном контексте уместным было бы отметить и большую роль в укреплении отношений и сближении России и Ирана мученически погибшего генерала Касема Сулеймани. Как отмечал тот же Али Акбар Велаяти бывший командующий силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции покойный генерал Касем Сулеймани сделал многое для укрепления стратегического сотрудничества с Россией. «Сулеймани был ключевой фигурой в нашем двустороннем партнерстве с Россией и относился с большим уважением к президенту РФ Владимиру Путину, с которым у него была тесная связь» - отметил иранский политик.

Возвращаясь к визиту в Москву спикера иранского парламента Галибафа, нельзя не отметить важнейшее его заявление о намерениях Ирана вступить в Евразийском экономическом союз (ЕАЭС). Если просто сказать, что появление столь весомого регионального игрока в ЕАЭС всерьез повысит роль организации и ее экономический, да и геополитический вес – значит, ничего не сказать. Тем более, что работа ЕАЭС, да и ОДКБ саботировалась. И ожидается, что со вступлением регионального тяжеловеса Ирана в эту организацию, многое изменится в лучшую сторону. Между Ираном и ЕАЭС еще октябре 2019 года в Ереване был подписан договор о зоне свободной торговли. Но теперь, Иран рассчитывает пойти еще дальше в направлении интеграции с Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном.

Думается, что на сей раз отношения Ирана и России преодолеют помехи со стороны сил, который все эти годы мешали их углублению и улучшению, так как ранее проекты российско-иранского сотрудничества на деле не реализовывались. При этом помехи были, как в Иране, так и в России.

Между тем, американцы, как и в прошлый раз перед президентскими выборами начали пасовать в сторону либерально-реформистских сил, отзывая требования санкций против Ирана и при этом маскируя свой ход выводом проиранской йеменской организации «Ансарулла» из списка террористических организаций. Интересно, что поменялось в политике «Ансаруллы», что они перестали быть для американцев террористами? К чему все эти ходы в Тегеране хорошо понимают.

Ведь когда новый президент США Джозеф Байден отметил, что намерен обсудить «план переговоров с Ираном», иранская сторона ответила, что переговоры с Вашингтоном в планы Тегерана не входят, пока не будут отменены санкции. Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи заявил в своем Twitter, что Вашингтон не может ставить Тегерану условия в отношении выполнения условий ядерной сделки. И это стало ответом иранской стороны на сделанное ранее заявление Америки, что Ирану следует вернуться к соблюдению своих обязательств по заключенному в 2015 году Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), тогда и США сделают то же самое. Аятолла Али Хаменеи заявил, что «Иран является той стороной, которая имеет право ставить условия в Совместном всеобъемлющем плане действий, поскольку именно он действовал в соответствии с обязательствами, а не США и не три европейских страны (Британия, Франция, Германия), которые растоптали все обязательства». Поэтому, как отметил Верховный лидер, если Вашингтон хочет, чтобы Иран вернулся к условиям сделки, он должен снять с него все санкции, причем снять их не на словах, а на деле. Таким образом, иранцы во главе с партией консерваторов отказываются садиться за стол переговоров по «ядерной сделке» с американцами, выдвинув в ответ ультиматум – должны быть сняты вообще все санкции!

Да и министр разведки Ирана Махмуд Алави 9 февраля заявил, что постоянное давление Запада может подтолкнуть Тегеран к ответным действиям. «Верховный руководитель прямо заявил в своей фетве, что ядерное оружие противоречит законам шариата, и Исламская Республика считает его запрещённым по религиозным соображениям, и не преследует подобных целей», — заявил государственному телевидению Махмуд Алави. «Но загнанный в угол кот может вести себя иначе, чем кот на свободе. И если они (западные государства) подталкивают Иран в этом направлении, то это уже не вина Ирана», — многозначительно добавил он. Это означает, что Иран может принять решение о создании собственного ядерного потенциала.

Надо понимать, что исламским шариатом предусмотрены исключительные случаи, когда дозволяется действовать в разрез с фетвой, так как к этому принуждают исключительные обстоятельства, которые могут быть непосредственно связаны с безопасностью Исламской Республики и его населения.

Другим интересным событием стало то, что в середине февраля стартовали совместные военно-морские учения России и Ирана в Оманском заливе и северо-западной части Индийского океана – как демонстрация мощи и единства нового стратегического союза. До этого в конце декабря 2019 года Иран и Россия уже проводили военно-морские учения в Индийском океане и Оманском заливе с привлечением военных Китая. Кстати вернувшийся в Тегеран из Москвы глава иранского парламента Мохаммад-Багер Галибаф поздравлял Китай с Новым лунным китайским годом и подчеркнул, что Китай является первым экономическим партнёром и главным стратегическим направлением иранской внешней политики. Таким образом, по мнению ряда аналитиков, вырисовывается новый перспективный, стратегический важный союзный треугольник Россия-Иран-Китай.

Возвращаясь к региону Южного Кавказа, стоит упомянуть и то, что незадолго до визита спикера иранского парламента, в Москве побывал и министр иностранных дел Ирана, которого принял министр иностранных дел России. «Россия и Иран заинтересованы в углублении диалога по ряду вопросов регионального значения, включая ситуацию в Нагорном Карабахе» - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время открытия переговоров в Москве, со своим иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом.

Это очень важно заявление, так как давно пришло время России и Ирану совместно решать вопросы относительно Южного Кавказа. Об этом заявлял и Али Акбар Велаяти во время своих визитов в Москву. Но с тех пор, по сути, ничего не менялось и тем самым было упущено ценное время, что дало Турции, ее открытым и скрытым союзникам, и покровителям еще больше времени укрепиться политически, экономически и идеологически в важнейшем регионе российско-иранских интересов.

Но теперь есть большие надежды, что на сей раз стороны видимо будут настроены решительно, и от слов перейдут к действиям, что, конечно же, подразумевает восстановление справедливого баланса сил и влияния в регионе.

Действия Ирана в отношении России, говорят о том, что эта страна также, как и другой важный региональный игрок как Турция, хочет понять, как именно будут учтены ее интересы и на Южном Кавказе. Так как на протяжении четверти века интересы Ирана тут торпедировались. Иран постоянно выталкивался на обочину политического расклада в этом регионе. И до второй войны в Нагорном Карабахе это было ясно видно из посылов, исходящих от властей Турции и Азербайджана, а также их лоббистов, которые периодчески продвигали платформу Турция-Азербайджан-Россия, исключая союзника России – Иран.

В принципе нет ничего плохого в хороших деловых отношениях на платформе Турция-Азербайджан-Россия, если это не направлено на усыпление бдительности российского государства и дальнейшему ослаблению позиций России в этом регионе. Но и Иран как видим, уже не будет соглашаться на роль зрителя и ожидает к себе от России особого отношения, так как является, в прямом смысле слова, единственным боевым союзником на Ближнем Востоке, доказавшим себя на деле. Турцию боевым союзником России ну никак не назвать. Турция всегда работает на выдавливание России и Ирана из Южного Кавказа по всем направлениям, а еще точнее сказать, этого от нее требует коллективный Запад. Поэтому можно предположить, что Верховный лидер Ирана, Аятолла Али Хаменеи в своем послании Президенту России Владимиру Путину изложил те направления, по которым неукоснительно будет двигаться страна, таким образом, поставив в известность Президента России о будущих планах и призвав к совместным действиям во благо обеих стран.

А пока в Азербайджане, Россия и Иран, проигрывают Турции по ряду направлений, и это происходило не без содействия местных властей. Турция здесь играет скорее роль контролёра для коллективного Запада. У Эрдогана свои установки, задачи и функции, которые он пытается выполнить, но избежать жестких контрдействий со стороны России и Ирана, для чего он и идет на контакты по всякому удобному случаю и приемлемому проекту. Ему нужно выиграть время. Кроме того, это государство постоянно старается доказать свою необходимость по сдерживанию влияния Ирана на мусульманский мир, выступая альтернативной мусульманской державой, а также как единственную державу, которая может сдерживать и даже давить на Россию на главных стратегических направлениях. Глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган выполняет тут одновременно как роль альтернативного политического лидера для мусульманской уммы, так и светского лидера для тюркского мира. И ему в этом помогает коллективный Запад, оказывая поддержку также в разработке новых наступательных вооружений. Турции передают новейшие технологии и необходимые комплектующие для сборки новых вооружений. Турецкий ВПК сделал заметный скачок вперед. В качестве примера отметим, что Турция планирует расширить сотрудничество с Германией в сфере разработок по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Турецкое государственное информагентство Anadolu сообщало в начале февраля, что министр обороны Турции Хулуси Акар в минувший обсудил сферы военного сотрудничества с немецкой коллегой Аннегрет Крамп-Карренбауэр в Берлине.

Эрдоган также замахивается на создание ядерного оружия с помощью Пакистана. Учитывая то, что у Турции нет необходимой научной базы для этого, как у Ирана, все необходимое туркам могут просто передать, выставляя это как достижение местного ВПК.

При всем этом, странно то, что есть политологи склонные думать, что Россия должна проводить свою политику в регионе именно через Турцию, и на сегодня необходим турецко-российский союз, так как Запад давит на Турцию, чем России следует воспользоваться. Но нельзя упускать из виду, что Запад может всего лишь имитировать давление на Турцию, а держа ее экономику в лихорадочном состоянии, еще и заставляет делать определенные шаги. Особую роль в этом раскладе играет и Израиль. Подсовывание Турции как союзника России, преследует цель выиграть время и усыпить бдительность российского государства. При этом кто-то даже надеется на то, что Россия при помощи Турции вновь вернет контроль над Южным Кавказом, как это было в 20-х годах XX столетия.

Это или глубочайшее заблуждение, или попытка ввести в заблуждение, так как сейчас Турция, это не страна Ататюрка, а страна, которая является центром двух переплетающихся глобальных проектов: пантюркизма и паносманиза, через которую двигает свою политику коллективный Запад. Реалии совершенно другие. И Россия сегодня не коммунистическая держава, с четко определенной идеологией, желающая распространять через Турцию эту свою идеологию на мусульманский или тюркский мир.

Вместе с тем, определенный тактический союз с Турцией, на определенных участках, конечно же, очерчивается. И такой временный ситуативный союз где-то оправдан. Возможно, на данном этапе это нужно обеим странам, так как остаются все еще нерешенные и болезненные вопросы внутри этих государств.

Однако Турция, находясь в тяжелом экономическом положении, все же не останавливает свое наступление на Южном Кавказе, а именно в Азербайджане. Временами оно тактически приутихает, но потом оно продолжается с новой силой и с новыми проектами. Это можно наблюдать на протяжении последних трех десятков лет после развала Советского Союза.

Ведь Турция сегодня это по сути это еще одна Польша или еще хуже, гитлеровская Германия в рассматриваемых регионах, в частности на Южном Кавказе, где она активно занимает главенствующие позиции не только в мусульманском Азербайджане, где большинство шииты, и где по логике вещей должны были быть сильны позиции шиитского Ирана, но и в православной Грузии, где, казалось бы, именно Россия должна была доминировать, учитывая общее православное вероисповедание и спасительную роль российского государства в истории грузин. Но все произошло наоборот. Коллективному Западу удалось сильно ослабить позиции православной России в православной Грузии, и шиитского Ирана, в большинстве своем шиитском Азербайджане, усилив там присутствие Османской Империи нового типа – Турции.

Все устроено так, что идеологический напор пантюркизма и паносманизма влияет на все население страны, даже представителей коренных народов Азербайджана, таких как талыши, лезгины, таты, аварцы и т.д. Вообще поставлена задача культурной перекодировки всего азербайджанского народа, который на самом деле в большинстве своем культурно и генетически намного более близок к Ирану, а ментально к России в силу общего пошлого, такая же близость и к кавказским народам.

Но в Азербайджане через информационные и образовательные проекты создается обратный фон. В стране предпочитают не вспоминать то, что предки нынешних азербайджанцев-шиитов в составе Ирана 300 лет яро воевали с предками нынешних турок, османов-суннитов. Турки-османы во время этих войн не раз сжигали города и села где жили предки нынешних азербайджанцев и уводили в плен десятки тысяч людей. Все иранское в Азербайджане напрочь отвергается или замалчивается и подвергается ассимиляции, наоборот проповедуются идеи пантюркизма, солдаты на шевронах носят помимо азербайджанского флага, еще и турецкие флаги. И вся эта идеологическая политика, подпитывается также победой во второй карабахской войне, где как проповедует официальная пропаганда, Турция и Пакистан оказали братскую помощь.

Контроль над идеологией и религией страны дает возможность перенаправлять массы в нужное идеологическое русло и на соответствующие стремления. Для усиления этого дела и задействованы СМИ обеих стран. В рамках этой же политики недавно подписан и меморандум о стратегическом сотрудничестве в области медиа между Азербайджаном и Турцией. Исходя из этого меморандума между Азербайджаном и Турцией создается совместная медиаплатформа. Целью совместной медиаплатформы является установление стратегического медиа-партнерства путем укрепления двусторонних отношений между Азербайджаном и Турцией и сотрудничества в области СМИ и коммуникаций.

Одновременно постепенно уменьшается доля русскоязычного образования. Несмотря на то, что в Баку заявляют, что русский язык под опекой властей, на самом деле в стране русский язык постепенно вытесняется, постепенно уменьшается доля русскоязычного населения и тем самым русскоязычного пространства. Русский язык сохраняется на уровне достаточно для информационной борьбы на русскоязычном пространстве в России и СНГ, то есть для оказания влияния на русскоязычное пространство, на русскоязычных азербайджанцев, кавказцев, да и вообще мусульман России и СНГ в интересах Турции и Запада. Таким образом, Азербайджан фактически превращен в базу русскоязычной пропаганды пантюркизма и паносманизма. В стране сформировалось русскоязычная образованная пантюркистская элита, которая говорит на русском, но думает, образно говоря, «по-турецки». Они и являются передовыми «колдунами и иллюзионистами», создающими для Москвы другую реальность, а точнее иллюзию реальности.

Через протурецки настроенных чиновников и научных работников также осуществляется и контроль над историей Азербайджанской Республики и ее населения, что дает возможность выставлять те или иные исторические события в приемлемом виде для господствующей идеологии в стране, а также для переформатирования культурного кода народов Азербайджана и их мировоззрения. И здесь закладываются корни негативного отношения населения к России и Ирану. Ими же осуществляется контроль над формированием мировоззрения вообще общества и будущих новых «национальных» элит, что воплощается через образовательную систему страны. Так, в учебниках по истории искажаются события, преподносятся не так как те или иные события происходили на самом деле. К примеру, трагические события 20 января в Азербайджане, трагедия в Ходжалы, поражение в первой войне в Нагорном Карабахе всеми правдами и неправдами увязываются с враждебной политикой России и вообще русских в отношении азербайджанцев. За всей этой пропагандой скрывались истинные виновники всех бед азербайджанского народа. Присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе также пропагандируется как угроза территориальной целостности Азербайджана, а слова президента России и других высокопоставленных российских чиновников вопрос о будущем статусе этих территорий раздуваются чуть ли не до уровня российской агрессии. С особым раздражением воспринимается новость о возвращении местного армянского населения в Нагорный Карабах, хотя сам президент Азербайджана Ильхам Алиев гарантировал им безопасное проживание на этих территориях.

Официальная риторика азербайджанских властей, несколько контрастирует с теми настроениями, которые через оппозиционные СМИ задают народу. В Азербайджане активнее озвучивается мысль о переходе с формата отношений «одна нация – два государства» на формат «одна нация – одно государство». В этом процессе, по поддержанию антироссийского тренда, активно участвует азербайджанская оппозиция, через свои СМИ. Складывается такое впечатление, что роли разделены и все это управляется из единого центра. И в самом деле, оппозиция в Азербайджане давно превратилась в своеобразный инструмент настраивания масс против государств, которые могут помешать торжественному идеологическому наступлению Турции по Южному Кавказу.

С того дня как российские миротворцы были введены на территорию Нагорного Карабаха протурецкая и прозападная оппозиция в Азербайджане продолжает осуждать главу государства Ильхама Алиева в том, что тот допустил ввод российских миротворцев на территорию Нагорного Карабаха. С одной стороны, руководство страны демонстрирует Москве свою незаменимость, так как все оппозиционные силы против миротворцев в стране и порой и властям приходится делать резкие популистские заявления, с другой же стороны может подыгрывать коллективному Западу в том, что оставшаяся под контролем миротворцев территория Нагорного Карабаха является очень важным достижением внешней политики России и вот там русским следует остановиться, то есть этого с них достаточно. На самом деле при определенной переигровке процессов это может быть и не так.

Как отмечалось, в Азербайджане все эти процессы поддерживаются как силами из Турции и с Запада, так и властными элитами в самой стране. Сегодня мы видим воплощение этой запланированной на годы работы с распределением ролей среди глав государств, среди оппозиции, среди чиновников и т.д. Параллельно со всем этим, в России, да и в Иране действуют определенные лобби из числа «колдунов и иллюзионистов», которые на местах выставляют совсем другую картину реальности, для отвечающих за государственную безопасность различных структур, в том числе и перед руководством страны, тем самым пытаясь вести в заблуждение, углубить в заблуждении, усыпить бдительность противника и тем самым обезопасить эти турецко-британские проекты от контрмер. Где-то получается, а где-то нет. На это выделяется и соответствующий бюджет. Отрицать все это может только полный невежда или человек, преследующий корыстные цели, на которых и выделяется соответствующий бюджет.

Завершая, хотим еще раз заметить и то, что все эти годы в Азербайджанской Республике также поводится политика не только этнической, но и идеологической ассимиляции местных автохтонных народов. При этом идеологическая и мировоззренческая ассимиляция какого-либо народа намного важнее, чем лишение прав этого народа на культурные и политические права, так как абсолютно нет никакого желания пойти на какие-то уступки и компромисс по самым элементарным проблемам.

В связи с этим, можно особо отметить ассимиляционную политику властей в отношении самого многочисленного народа Азербайджана – талышей, которые несмотря на официальную риторику, лишены каких-либо культурных и политических прав. Из всех народов, населяющих многонациональный Азербайджан, именно ираноязычные талыши, численность которых в этой стране, по меньшей мере, достигает полутора миллиона человек, являются самой большой головной болью для властей, поддерживающих пантюркизм и вообще политику Турции. Одной из причин подобной политики является то, что совершенно естественным образом талыши ориентированы на Россию и Иран, в противовес и вопреки политике властей по ориентации населения на Турцию. Талышский фактор всегда пугал власти, как инородный элемент на теле будущего, как они полагают, чисто тюркского, Азербайджана.

Талыши, бунтари и вояки по своему характеру, – разделённый древний иранский народ, игравший в истории региона, и непосредственно Ирана, важную историческую роль, проживают в стратегически и экономически важном регионе, на юго-западном побережье Каспийского моря, на территории примерно в два раза большей чем Чечня. Влияние России и Ирана на талышей велико.

Поэтому власти в Баку прибегают ко всяким уловкам и фальсификации, чтобы устранить и эту политическую помеху с пути «Великого Турана». Недаром, аэропорт в Ленкорани, столице Талышского региона сразу приглянулся турецким военно-воздушным лицам. Турецкие истребители Ф-16, часто осуществляли там полеты и сопровождали посадки грузовых рейсов именно туда во время войны. Постоянно преследуется цель выставить этот народ таким же последователем турецко-британских интересов, в первую очередь, делается упор на изменение ориентации, симпатий и мировоззрения этого народа. Для этого создаются соответствующие информационные проекты.

Несмотря на все нелегкую ситуацию, есть убежденность в том, что только действенный стратегический союз России и Ирана, двух стран, стоящих под прицелом коллективного Запада, несомненно может изменить ситуацию на Южном Кавказе, став спасительным для многих народов. И только совместно, эти две страны могут восстановить справедливый естественный баланс в этом регионе. Такой баланс, когда интересы всех региональных сторон будут обеспечены, что положительно отразится на безопасности и будущем Закавказья и, в частности, самой Азербайджанской Республики.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть