«Единой России» далеко даже до КПСС

Пророческие слова Сталина относительно коммунистической партии власти актуальны и для «Единой России»
27 ноября 2019  10:00 Отправить по email
Печать

Считается, что исторические параллели неуместны. Но подчас они неизбежно возникают, хочется этого кому-то или нет. Именно такой эффект, по крайней мере на меня, произвели бравурные реляции, которыми на протяжении нескольких последних дней государственное российское телевидение бомбардировало сознание зрителей.

«Очередной съезда правящей партии», «все для народа и ради народа», «народ и партия едины» - все эти до боли знакомые старшему, да и среднему поколению, лозунги у одних вызвали чувство некоей ностальгии по прошлому, у других – недоумение, а еще у многих – и откровенное раздражение.

Как вы уже поняли, речь идет об искусно и искусственно выведенном на первую строчку новостной повестки этих дней XIX съезде «Единой России», который состоялся на прошлой неделе. В связи с шумихой вокруг его проведения я вспомнил о другом – тоже XIX съезде, и тоже правящей партии, правда, на тот момент коммунистической.

По иронии истории он проходил примерно в то же самое время в Москве, всего месяцем раньше, но 67 лет назад в октябре 1952 года. Он стал, пожалуй, самым странным из всех съездов советской компартии. То, что на нем и за кулисами, а также на состоявшемся затем по традиции пленуме ЦК, происходило, до сих пор в значительной степени окружено неким ореолом таинственности.

Большинство из тех, кто еще помнит историю нашей страны, если и упоминают этот съезд, то потому, что на нем звонкое название ВКП (б) было заменено на более привычное для нашего уха КПСС.

Это был первый после 12-ти летнего перерывы съезд партии и, вполне естественно, от него ожидали неких эпохальных решений, которых, впрочем, не случилось. Впервые за историю партии его материалы даже не были опубликованы в виде единого сборника, что, судя по всему, стало отражением закулисной схватки в «банке с пауками» за будущее лидерство.

Тем не менее, его без сомнения можно рассматривать как достаточно знаменательное, в некоторой степени даже «рубежное», извините за такое неблагозвучное слово, событие, поскольку он, как позднее стало понятно, поставил точку затянувшейся и кровавой сталинской эпохе. А приговор ей был уже оглашен, как известно, на следующем ХХ съезде КПСС.

Именно с трибуны XIX и затем на Пленуме прозвучали последние публичные выступления «вождя всех времен и народов». Словно предчувствуя свою скорую смерть, которую встретит в полном одиночестве на своей Ближней даче спустя четыре месяца, он попросил освободить его от обязанностей Генерального секретаря, что, естественно, было воспринято соратниками, уже на самом деле делившими за его спиной высокие посты, как проявление некоего кокетства. Но он все же настоял на своем, и по итогам пленума его фамилия скромно числилась в общем списке «простых» секретарей ЦК.

Последним программным выступлением Сталина, стала его речь на пленуме ЦК, стенограммы которой – опять же по совершенно непонятным и немыслимым для советской партийной системы причинам – не сохранилось. Так что в основном историкам приходится полагаться только на воспоминания участников того заседания.

Так, хорошо известный, по крайней мере, старшему поколению писатель Константин Симонов вспоминает, что Сталин говорил около полутора часов без перерыва. Он не читал заранее написанный текст, а именно говорил, тяжелым взглядом всматриваясь в лица собравшихся. Главное в его речи сводилось к тому, что он стар, приближается то время, когда другим придется продолжить делать то, что он делал.

«Некоторые выражают несогласие с нашими решениями. Говорят, для чего мы расширили состав ЦК? Но разве не ясно, что в ЦК потребовалось влить новые силы? Мы, старики, все перемрем, но нужно подумать, кому, в чьи руки вручим эстафету нашего великого дела, кто ее понесет вперед?», - цитирует его слова другой свидетель.

Объясняя причину кадровых перестановок и замену ряда ключевых министров, Сталин сказал: «Работа министра – мужицкая работа. Она требует больших сил, конкретных знаний и здоровья. Вот почему мы освободили некоторых заслуженных товарищей от занимаемых постов и назначили на их место новых, более квалифицированных, инициативных работников. Они молодые люди, полны сил и энергии. Мы их должны поддержать в ответственной работе».

Я привожу эти цитаты, потому что они самым прямым образом перекликаются с тем, что происходит в нашей стране сегодня. И чтобы закончить с историческими реминисценциями, напомню еще о речи на том съезде Хрущева, который выступил с докладом о «партийном обновлении».

Будущий Генсек сообщил, что отныне членам партии предписывалось исполнение новых обязанностей: критика и самокритика; запрет любых форм «двойной дисциплины», одной — для руководителей, другой — для рядовых членов; обязанность докладывать наверх о местных «недостатках», «невзирая на лица»; подбор руководителей без каких-либо соображений дружбы, родства или землячества.

Если забыть, что это было сказано 67 лет, то вполне может показаться, что это – выдержка из выступления на нынешнем XIX съезде «Единой России». Времена идут, но в России ничего не меняется? И да, и нет. Потому как, если провести неизбежное сравнение между нынешней «правящей партией» и КПСС, то это будет, как говорится, две большие разницы.

КПСС действительно была единственной «руководящей и направляющей» силой в стране. Вся власть исходила из Политбюро и ЦК, установки которых затем спускали по партийной структуре, через партийные органы, своего рода «кровеносной системе» всего организма страны.

Все остальные общественно-политические и государственные структуры выполняли роль исполнителя, которому следовало четко и неукоснительно проводить в жизнь решения партии. У КПСС была четкая и точно сформулированная программа и идея, пусть иллюзорная и утопическая, но в которую свято верило подавляющее большинство населения страны, готовое ради ее выполнения даже идти на жертвы.

А что мы имеем сегодня. Как бы это обидно и прискорбно ни звучало, но «Единая Россия» за свои 18 лет существования так и не стала ни «правящей», ни «партией». Хотя в человеческом понимании – это возраст перехода во взрослую жизнь, но она по-прежнему является неким аморфным образованием, без четкой структуры и ясно сформулированных задач, а, что самое главное, с некоей расплывчатой программой, в которой отсутствует какая-либо притягательная идея, ради которой стоило бы голосовать за ее представителей.

Но парадокс состоит в том, что это – не вина, а беда «Единой России», которой, как, впрочем, и другими общественно-политическим структурам, изначально в нынешней системе координат предписана роль исполнителя при власти, вся полнота которой в соответствии с многовековыми российскими традициями единовластия сейчас сконцентрирована в Кремле.

Это ее место, по сути дела, подтвердил и выступивший на съезде президент Путин, который, как представляется вполне очевидным, всячески дистанцируется от партии, позиционируя себя в качестве независимого «надпартийного лидера». А вот «Единая Россия», рейтинг которой среди избирателей не поднимается выше 30 процентов, напротив, удерживается на плаву, исключительно прикрываясь его авторитетом и объявляя себя миру в качестве «партии власти», которой на самом деле у нее нет.

Если продолжить сравнение двух XIX съездов, то точно так же, как от того, что состоялся в прошлом столетии, от нового ждали гораздо большего, в том числе, радикальных кадровых перестановок и новых свежих идей. Но в итоге, если очистить зерна от плевел, то нынешний съезд прошел вяло и показушно.

Его оживила лишь прочитанная президентом нотация тем, кто готов сдать страну, да критика Медведевым тех членов партии, которые осмеливаются выходить на выборы в качестве независимых кандидатов.

В основном его итоги свелись к тому, что было объявлено о начале подготовки к следующим парламентским выборам 2021 года, на которых «единороссы» в соответствии с поставленной перед ними задачей должны получить конституционное большинство в Госдуме.

Им и в прошлый раз с большим трудом удалось это сделать, но, учитывая произошедшие в настоящее время перемены в настроениях людей, совершенно не факт, что даже использование административного ресурса поможет им опять единолично контролировать парламент. А без него «Единая Россия» теряет свой флер «партии власти» и становится лишь одной из «партий при власти».

В последние годы, как показывают многочисленные опросы общественного мнения, усилился процесс накопления общественного недовольства властными структурами. Только в этом месяце были опубликованы результаты нескольких исследований.

Так, по сообщению газеты «Ведомости», ссылающейся на совместное исследование Московского центра Карнеги и «Левада-центра», доля россиян, выступающих за решительные перемены в стране, выросла за последние два года с 42 до 59%, за «незначительные изменения» выступают 31% опрошенных, и лишь 8% респондентов не хотят, чтобы что-то менялось. При этом 53% россиян ожидают системных изменений в политике.

А другой опрос статусного ВЦИОМ зафиксировал, что доля тех, кто считает, что в России нет единства, по сравнению с 2017 годом подскочила с 40 до 54%. На фоне этих цифр название партии звучит довольно странно, не так ли? А причина – в колоссальном разрыве в уровне жизни между богатыми и бедными. Так, согласно опросу, 76% считают, что в обществе наличествуют противоречия между «богатыми и бедными».

И это только опросы, касающиеся глобальных проблем, а если вспомнить те исследования, которые касаются отношения россиян к различным органам власти, нынешнему правительству и его руководителю, а по совместительству «вождю» единороссов, то они давно уже упали ниже плинтуса.

Так что сигнал старта избирательной кампании вполне может оказаться очередным фальстартом. В этом главная беда наших общественных объединений, которые вспоминают о том, что они носят гордое название «партия» только накануне выборов.

А на самом деле партия свою нужность и полезность обществу или хотя бы его значительной части должна доказывать постоянно, каждый день, каждый час и даже каждую минуту. А ни одна из наших системных «партий», включая «Единую Россию», подобного рвения не демонстрирует.

Если она в чем-то и преуспела, так это в количестве скандалов, связанных с воровством бюджетных денег, которыми славятся ее члены, занимающие различные высокие посты, и в том числе в регионах. И вряд ли будет преувеличением сказать, что для многих, если не большинства, членство в партии является лишь пропуском в сытую жизнь, билетом на тепленькие местечки во властных структурах.

На этом фоне довольно странными выглядят призывы к тому, чтобы ее главной задачей стал контроль за деятельностью местных и прочих органов власти, которыми в большинстве своем руководят представители все той же «Единой России».

К тому же непонятно, а зачем тогда ОНФ, который, впрочем, создан «по образу и подобию» той же «Единой России» и по принципу русской классики - «Ба! Знакомые все лица!» И как они собираются сами себя контролировать? Честно скажу, ну, не верю я в такой самоконтроль с учетом наших исторических традиций, прерванных только Сталиным благодаря жестким чисткам. Как только они закончились, даже советский вроде идеологически подкованный аппарат мгновенно зажил прежней жизнью, идущей еще с царских кормлений и вотчин.

На самом деле, вопрос совсем не праздный. Россия сегодня вплотную подошла к очень опасному рубежу, когда народное недовольство выросло. Запрос на коренные реформы, и в том числе избирательной системы, очевиден. И закрывать на это глаза могут только самоубийцы, либо те, кому совершенно безразлична судьба России.

Хотел уже было поставить точку, но вот только что по агентствам прошли результаты еще одного, свежего исследования. По его данным, каждый пятый россиянин готов хоть завтра переехать в другую страну. Цифра – шокирующая. Но что еще более страшно - к этому склоняется более половины – 53 % молодых людей. Иными словами, они не верят в то, что здесь на Родине, у них есть будущее.

Так что, может закроем границы, снова возведем «железный занавес» по всему периметру? Или все же задумаемся, наконец, но не о том, как победить на бессмысленных выборах, а о том, что действительно нужно этой стране и ее народу, чтобы они хотели жить и работать там, где они родились.

Никогда не думал даже в страшном сне, что это сделаю, но все же еще раз процитирую слова Иосифа Сталина, которые уже привел выше: «Мы, старики, все перемрем, но нужно подумать, кому, в чьи руки вручим эстафету нашего великого дела, кто ее понесет вперед?». Действительно, кому, если никого в стране не останется.

Золотые слова говорил Сталин. Они не утратили своей актуальности и 70 лет спустя, так как не изменилось практически ничего, а «ЕР» до КПСС еще расти и расти.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Mstislav
Карма: 999
28.11.2019 03:45, #38933
«Единая Россия» за свои 18 лет существования так и не стала ни «правящей», ни «партией»
Это точно, потому что Едро изначально представляла и представляет до сих пор ПРОФСОЮЗ безпринципных бюрократов по интересам, а какие интересы у бюрократов? Отсюда и результаты
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть