Ловушка для Трампа: к итогам промежуточных перевыборов

Великое вашингтонское противостояние только начинается
7 ноября 2018  21:00 Отправить по email
Печать

Раскол, разделивший американское общество два года назад после избрания Трампа на пост президента, за это время не только не исчез, но проходит теперь напрямую через конгресс США. Так можно коротко охарактеризовать итоги состоявшихся во вторник выборов в высший законодательный орган страны.

Согласно предварительным результатам, правящая республиканская партия потеряла большинство в нижней палате конгресса – палате представителей, и там теперь оно принадлежит демократической партии, но сохранила «контрольный пакет» в верхней палате – сенате, где у «партии слонов» стало 53 места из 100.

Хотя сам Трамп в своем Твиттере позитивно оценил результаты голосования, на самом деле он просто пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. По сути дела, американцы голосовали не столько против кандидатов-республиканцев, сколько тем самым выражали свое негативное отношение к самому нынешнему главе Белого дома и политике его администрации. То есть выборы стали своего рода референдумом, подтвердившим тот факт, что большинство избирателей как были недовольны Трампом как президентом, так и по-прежнему не изменили своего мнения. Никакой неожиданности в этом нет. Согласно всем опросам, его рейтинг все это время держится на уровне, который значительно ниже, чем у всех его ближайших предшественников.

Что на практике означает для хозяина Белого дома новый расклад сил на Капитолийском холме? Все обозреватели единодушно сходятся во мнении, что его и без того непростые отношения с конгрессом еще более осложнятся.

Что касается сената, то он фактически станет своего рода «подушкой безопасности» для Трампа. У Белого дома может значительно облегчиться процесс утверждения кандидатур на различные посты в администрации, но и, конечно, появится некоторое спокойствие, что верхняя палата не пропустит те или иные антитрамповские законопроекты, требующие одобрения и палаты представителей, и сената. Но это спокойствие весьма условное, поскольку в американской политике понятие партийного единогласия очень относительно. А, зная умение Трампа ссориться даже союзниками и друзей превращать во врагов, нельзя исключать и того, что он может легко потерять при голосовании по тем или вопросам поддержку некоторых своих же однопартийцев. Так что и сенат не даст ему расслабиться.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Пользуясь своим большинством, демократы в палате представителей, несомненно, не пропустят ни одного шанса, чтобы нагадить президенту как по мелочи, так и по крупному, особенно учитывая то, что именно их представители станут во главе всех комитетов и комиссий нижней палаты. На деле это, с одной стороны, приведет к затягиванию и блокировки большинства законодательных инициатив администрации, как в области внутренней, так и внешней политики. А то и вообще может вызвать своего рода паралич исполнительной власти. А, с другой стороны, следует ждать новую волну различного рода «расследований», как по поиску все того же «русского следа», который ищут вот уже около двух лет и никак не могут найти, так и компромата на самого Трампа в связи с его прошлой финансовой деятельностью, да и бурной личной жизнью.

Наверняка, в повестке дня встанет вопрос об импичменте Трампа. Хотя до фактического отстранения его от власти дело не дойдет, поскольку будет в любом случае блокировано республиканским большинством в верхней палате, но неприятностей хозяину Белого дома доставит немало и сегодня, и в будущем. И на деле может привести к подрыву его шансов на переизбрание на следующих президентских выборах.

Администрации Трампа неизбежно придется значительную часть рабочего времени уделять поиску компромиссов – или борьбе - с демократическим большинством. Но всему остальному человечеству легче от этого не станет. К сожалению, последствия нынешнего тектонического сдвига политических пластов в Вашингтоне будут ощущаться во всем мире.

Трампу, как, впрочем, он делал это и раньше, придется доступными ему средствами доказывать, что он является сильным президентом. Или, как он любит повторять, «самым жестким». На практике для Европы это будет означать новое еще более сильное давление с целью заставить бывших союзников США увеличивать свою долю расходов по содержанию НАТО и вообще расширения военной активизации на континенте, а также безоговорочной поддержке всех внешнеполитических «инициатив» Вашингтона.

Конечно же, не обойдется без требований неукоснительно соблюдать уже введенные и будущие антироссийские и антииранские санкции. Иран и Северную Корею также ждут новые залпы из Вашингтона. Торговые войны, которая вашингтонская администрация ведет сегодня практически со всем миром, могут вступить в новую, еще более острую фазу.

Если, конечно, те страны, с которыми воют США, не согласятся сдаться «на милость победителя». В первую очередь это касается Китая, который администрация Трампа ныне активно выводит на первое место в списке главных «соперников» Соединенных Штатов. (Слово «противников» сейчас за океаном перестали использовать, предпочитая иное определение, которое, впрочем, сути отношений не меняет.)

Что касается отношений с России, то было бы наивно предполагать, что могут появиться условия для их улучшения. Палата представителей и в прежнем составе успешно блокировала все попытки Белого дома в этом направлении, а теперь у нее для этого появляется еще больше возможностей. На ноябрь в ее повестке дня уже стоит обсуждение законопроекта, - а вернее сразу нескольких, - которые не только вводят новые санкции против России, но и связывают руки президенту, запрещая ему смягчать санкционный режим без одобрения конгресса.

Нижняя палата и до получения демократами большинства проявила явное стремление в нарушении политических традиций США ограничить свободу рук президента в проведении внешней политики. Наверняка, эти поползновения приобретут еще более конкретные очертания.

Таким образом, Белый дом вынуждают фактически действовать на опережение. Наглядным примером этого стало объявленное недавно намерение США выйти из договора по ракетам средней и меньшей дальности, а также пакет санкций, вводимых под надуманным предлогом «дела Скрипалей» (а, кстати, куда он вообще делся? Кто-нибудь его видел после «отравления»? И вообще, был ли мальчик?).

Вторую часть этого пакета Белый дом пообещал ввести в ноябре, и госдепартамент уже начал обсуждение с конгрессом его содержание, поскольку Россия «не повинилась» и «не дала гарантий отказа от использования химического оружия в будущем».

Тем самым, если использовать столь созвучное фамилии Трампа английской слово «trap» (ловушка), то в результате нынешних промежуточных выборов он оказался в некоей очень неприятной ловушке. По некоторым вопросам он должен быть святее всех святых, а по другим большим ястребом, чем самые злобные ястребы. Иначе, он раньше времени окажется в положении «хромой утки» и не «доковыляет» до переизбрания на второй срок. Так что теперь, имея демократическую оппозицию в палате представителей, для него на первый план выдвигается вопрос политического выживания. А для этого, как считается, любые средства хороши. И, как сказала в свое время маркиза де Помпадур, после нас хоть потоп…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть