Газпром против Еврокомиссии: три из шести

Газпром в суде ВТО как бы проиграл, добившись удовлетворения лишь половины пунктов, но по факту, в действительности, у Еврокомиссии оглушительно выиграл
27 сентября 2018  18:00 Отправить по email
Печать

Если рассуждать юридически, тяжба российской газовой госкорпорации против Еврокомиссии, начатая еще 30 апреля 2014 года, формально сыграна вничью. Из шести ключевых пунктов иска Третейская группа Всемирной торговой организации в нашу пользу признала всего три. За исключением одного, относительного Европы все они строго внешние. Тогда как остальные три, касающиеся внутренней кухни ЕС, ею отклонены.

В результате, получилось почти как в известном афоризме про стакан, которые наполовину пуст и в такой же степени полон одновременно. Хороший разбор на сей счет сделал Борис Марцинкевич.

Уже там видно, что в доставшейся нам половине в основном находится именно для нас ключевые преимущества. Снято важнейшее ограничение на доступ к трубопроводу OPAL, обойти который на входе в ГТС Евросоюза мы не имели технической возможности. Отменены специально придуманные сложности персонально для "Газпрома" по юридической сертификации в качестве поставщика и столь же тенденциозный запрет на его доступ к внутриевропейской газопроводной сети. А это как раз все то, что требовалось для запуска «Северного потока-2».

Вторые три решения, принятые Третейской группой в пользу ЕС тоже в известной степени смахивают на медвежью услугу. Сохранив условие диверсификации поставщиков для трансъевропейских сетей, ВТО фактически обязало Европу допустить к ним Россию. Кстати, не исключено, что в Европу "Газпром" начнет поставки не только трубопроводного, как сейчас, но и сжиженного газа со строящегося завода в Ленинградской области.

Но это лишь первый, самый поверхностный уровень.

У принятого решения существует другая, гораздо более важная, но, как у айсберга, подводная часть. Фактически на наших глазах закончился занявший четыре года процесс дележа долгосрочной финансовой перспективы всего энергетического рынка Европы. Как минимум, на ближайшие тридцать лет, если считать реализуемой и достижимой стратегическую цель местных энергетиков к 2050 году полностью исключить использование любого ископаемого топлива. А скорее всего лет на 50-70, так как закон пилы ВИЭ никто не отменял, и пока он компенсируется только газовой генерацией. Теоретически проблема может решаться созданием новых видов промышленных аккумуляторов, но пока ожидать их массового появления раньше конца третьей четверти текущего века оснований нет.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В любом случае речь идет о соглашении по разделу денег. Мы не лезем во внутреннюю кухню розничных продаж газа. Там себе "копейку малую" зарабатывают европейские компании сами. В свою очередь они фактически подписались под полувековым абонементом по приобретению основного объема нужного им газа, в первую очередь, у нас. Вне зависимости от ценовой конъюнктуры в будущем. При любых перипетиях российский газ, что сжиженный, что трубопроводный, продолжит оставаться дешевле американского или ближневосточного.

В этом есть свой плюс и свой минус. Плюс заключается в очевидном российско-европейском сближении, сила которого оказалась гораздо выше всего американского влияния на Европу, как прямого политического, так и непрямого финансового. В конце концов Вашингтон признал невозможность остановить «СП-2», а когда Трамп в своей ООНовской речи попытался предостеречь Германию от критичной зависимости от российского газа, делегация ФРГ иронично улыбалась.

Так что наши 195 (по итогам прошлого года) - 210 (по прогнозам за 2018) млрд кубометров в год экспортных объемов в Европу гарантированы. Равно как уже можно считать уверенно достижимым их наращивание еще на 50-70 млрд к 2022 - 2025 годам. Особенно в свете начавшегося сворачивания собственной добычи в Норвегии и Нидерландах.

А любое расширение торговли всегда неизбежно выливается в сближение геополитическое. Ставка на единственного поставщика, безусловно, чревата, но законы рынка, даже с поправками на невидимые руки, все равно суровы. Побеждает, в конечном итоге, экономическая целесообразность. А она в данном случае однозначно за сближение. Это неизбежно заставит европейскую правящую элиту менять свое отношение к русофобии. И к статусу России как партнеру западной Цивилизации однозначно равному. Сегодня они пока продолжают полагать себя существенно выше, что прогрессу в отношениях заметно мешает. Но процесс нормализации уже идет.

С другой стороны, отказ от допуска к внутреннему рынку и даже выталкивание с него там, где мы такой уже имели, говорит о наличии ограничений в приемлемости темпов этой нормализации. Европейские изоляционисты, глобалисты и "проамериканская партия" еще достаточно сильны для оказания заметного сопротивления естественным процессам.

Это плохо, но раз приемлемый компромисс с ними в итоге оказался все же найден, значит, по большому счету в целом общая динамика процесса демонстрирует стабильный позитивный тренд. При всех подводных камнях и проблемах, при всем былом антироссийском наследии, сближение все равно набирает обороты.

А значит, идея общего единого пространства от Владивостока до Лиссабона стала еще на один шаг ближе к реализации. Что не может не радовать. Потому что без такого укрупнения, что Европу, что Россию поодиночке, в третьей четверти нынешнего века Китай просто задавит массой. Тогда как в едином пространстве мы окажемся в одной весовой категории, сохраняющей нам перспективу на сохранение геополитической субъектности. Хотя этот момент у нас, да и в Европе, пока еще понятен далеко не всем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть