ГТС Украины ожидает долгая и мучительная смерть

Украина еще не поняла изысканного и тонкого издевательства Миллера
4 апреля 2018  20:00 Отправить по email
Печать

В эфире "Первого канала" председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер сделал неоднозначное высказывание, ставшее основой для множества противоречивых заключений. В том числе со стороны Украины, увидевшей в них признаки большой дипломатической и экономической победы. На фоне заявлений о полном прекращении газового транзита через Украину после 2019 года, слова Миллера, что он все же сохранится, выглядят серьезной российской уступкой. Однако ближайшее рассмотрение всей складывающейся картины приводит к совершенно другим выводам.

Формально западным странам, в особенности, США и Польше, действительно удалось добиться некоторых успехов в противодействии российской газовой экспансии в Европу. Судя по тому, что "Газпром" начал консервацию уже построенных в рамках "Южного потока" насосных подстанций и демонтаж более 500 километров газопровода, проект магистрали в Турцию реализуется только наполовину. Стороны строят одну ветку вместо двух, ориентируясь только на потребности внутреннего рынка Турции. Судьба второй, предназначавшейся для захода в ЕС с юго-востока, на данный момент непонятна.

Таким образом, признание Миллера о сохранении транзитной нагрузки через ГТС Украины, пусть и сниженном в десять раз (с 93 млрд. м3 в 2017 до 9-12 млрд. м3 после 2019 года), действительно можно трактовать как тактическое поражение России. Однако это не верно, если учитывать прочие факторы.

Уже очевидно, что проект «Северный поток-2» будет успешно реализован и порядка 50 млрд. м3 газа пойдут в Европу, минуя проблемную Украину. Без второй ветки "Турецкого потока" на газовом рынке ЕС неизбежно возникновение некоторого дефицита. Не критичного в системном смысле, в пределах 3-5% спроса, но достаточного для заметного роста цен. Особенно спотовых и особенно в холодный сезон. Что, безусловно, добавит прибыльности российским газовым поставкам.

В то же время сокращение объемов транзита через Украину гарантированно опустит доходы ее ГТС ниже уровня ее эксплуатационных расходов. Тем самым Киев окажется вынужден либо доплачивать на поддержание работоспособности ГТС из других источников, а в них он сильно ограничен, либо решительно, не исключено что и в разы, поднимать стоимость транзита, делая свое направление явно невыгодным для европейских потребителей.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Скорее всего, за очевидным отсутствием альтернативы, Украина выберет второй путь, тем самым еще больше повышая для ЕС актуальность расширения прямых газовых поставок из России. Во что они выльются - в возврат "Турецкого потока-2" к исходному объему, в расширение поставок СПГ с Ямала или в «Северный поток-3», - становится вопросом сугубо техническим. Для ГТС Украины это все равно означает смерть. Просто более долгую и мучительную.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть