Профилактика самоуправства

31 августа 2016  15:56 Отправить по email
Печать

Спрашивается, что (или кто) может помешать вырождению местного самоуправления в местное... самоуправство? Пока никаких препятствий этому не видно. Тем не менее, профилактика этого уродства возможна. Обеспечить ее могут общественные советы муниципальных образований (ОСМО). Но, прежде чем продолжить разговор эту, безусловно, актуальную тему, несколько слов об общественных советах при федеральных органах исполнительной власти.

Общественность и ранее принимала участие в формировании таких советов. Правительство расширив эту возможность, постановило, что состав общественного совета федеральным органом исполнительной власти должен формироваться совместно с Общественной палатой РФ. Остается заметить, что постановление № 480 от 6 июня 2013 года было издано правительством во исполнение Указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

С ОСМО дело обстоит гораздо хуже, поскольку единого для России нормативно-правового обеспечения их деятельности попросту не существует. В Казани, например, общественность попыталась создать ОСМО, но эта попытка не была реализована даже при том, что идею ОСМО одобрили участники представительного круглого стола. Вот что об этом 25 января 2007 года писало региональное информационное агентство Татар-информ.

«Общественность Казани выступила с инициативой создания общественно-муниципального совета

Сегодня в мэрии Казани состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению форм сотрудничества общественных организаций с городскими властями в сфере ЖКХ и общественного самоуправления, сообщает информационно-аналитический отдел столичного исполкома.

С инициативой проведения «круглого стола», которая была поддержана Казанской городской Думой и комитетом благоустройства и ЖКХ исполкома МО Казани, выступил председатель Общественного комитета по реформированию ЖКХ РТ Ефим Андурский.

В работе «круглого стола» приняли участие заместитель главы МО Казани Людмила Андреева, председатель Комитета благоустройства и ЖКХ столичного исполкома Андрей Егоров, представители постоянной комиссии по градостроительству и ЖКХ Казанской городской Думы, Ассоциации собственников жилья, руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ, общественные деятели.

На «круглом столе» обсуждался вопрос о создании общественно-муниципального совета, в функции которого могли бы быть включены вопросы правового просвещения населения, сбора и обработки предложений, консультирования заинтересованных организаций и учреждений в вопросах ЖКХ и местного самоуправления.

В состав совета войдут представители Казанской городской Думы и исполкома МО Казани, специалисты ЖКХ и активисты общественных объединений.

В ходе обсуждения вопроса некоторые из участников предложили в перспективе расширить сферу вопросов общественно-муниципального совета, не ограничиваясь только проблемами ЖКХ.

Как отметила Людмила Андреева, «создание совета по инициативе общественности — дело хорошее и необходимое». По ее словам, мнение совета по тем или иным вопросам может существенно влиять при обсуждении и принятии законопроектов, но до создания этого совета необходимо пройти еще несколько этапов его формирования: определить состав совета, утвердить принципы и порядок деятельности совета, подготовить обращение к жителям Казани».

Однако последнее слово как и всегда оставалось за чиновниками. А они решили ограничиться Общественным советом по вопросам развития городского хозяйства, создав его при исполкоме муниципального образования города Казани (ИКМО).

Общественный совет был образован Постановлением руководителя ИКМО Казани от 5 декабря 2008 года (в настоящее время действует редакции от 29 декабря 2011 года). Согласно Постановлению его функция сводилась к обеспечению участия общественности Казани в решении вопросов развития городского хозяйства. Она, впрочем, так и не была реализована. Более того, 17 мая 2012 года, в виду отсутствия какой-либо поддержки со стороны ИКМО, Общественный совет свою деятельность приостановил.

Спустя четыре года – 28 июля 2016 года – члены Общественного совета собрались на внеочередное заседание, на котором было принято решение о возобновлении его деятельности. Однако никакой ясности ни по структуре, ни по функциям Общественного совета пока не достигнуто...

Как полагает автор этих строк — председатель Общественного совета, его можно было бы преобразовать в ОСМО, содействующий контактам населения с властями города, выявлению проблем муниципального образования и организации их разработки. По крайней мере, разработать подходящее Положение — это не проблема. За основу можно взять, например, Положение, утвержденное Указом №1-У от 12 января 2015 года главы Республики Крым. Можно также использовать проект Положения, в еще 2008 году подготовленного Рабочей группой под управлением автора этих строк.

Следует, однако, учесть, что, с одной стороны, население Казани интереса к ОСМО так и не проявило, а с другой — что чиновников не обеспокоило то, что Общественный совет бездействовал четыре года. Да и можно ли всерьез рассчитывать на то, что муниципальные чиновники будут содействовать созданию ОСМО?

Между тем, во многих российских городах и районах ОСМО уже действуют. Так, не пора ли, обобщив их опыт, разработать типовое Положение об ОСМО, которое российское правительство могло бы рекомендовать в качестве типового?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (5):

Efim
Карма: 86
03.09.2016 09:10, #30521
Можно было бы, обобщив опыт российских городов и районов, где ОСМО уже действуют, разработать типовое Положение. Не ясно, однако, нужно ли это российскому правительству...
sergeev
Карма: 999
07.09.2016 01:23, #30530
Можно ли извлечь что-нибудь рациональное из этой вечно актуальной и вечно безнадёжной темы?
Ленин вот не смог (не успел?) наладить контроль за чиновниками, хотя ведь реально победила идеология трудящихся. Потом пришлось готовиться к войне - какой уж тут "контроль"?
Нынче чиновники охотно отдают населению контроль за соблюдением чистоты улиц и дворов, но контроль за чистотой своих рядов, помыслов и доходов не допустят, хоть зарежся..
А ведь населению, задумаемся, это и не надо. Исключения в виде отдельных "чудаков" погоды не делают. Таких чиновники просто не замечают. "Институт отписок, проволочек и круговой поруки" действует безукоризненно. А население при случае и "Распни его" потребует. "Институт зомбирования" ведь также работает безотказно. Страшно смотреть, что сделали с некогда гордым советским народом.
Население
sergeev
Карма: 999
07.09.2016 01:25, #30531
Население только трёх городов сдало однажды Россию на полное разрушение и разграбление и до сих пор не понимает, что сделало это своими руками. Просто нет такого органа, которым можно это понимать. Население не способно уловить причинно-следственную связь между своим униженным положением и своим выбором на выборах.
Да и "избранные" ведут себя ничем не лучше - наштамповали кучу партий с заманчивыми патриотическими лозунгами, отчего становится просто жутко: при таком раскладе партия чиновников, олигархов и прочих чубайсов и табуреткиных побеждает автоматически.
Президент РФ не может ничего с такими сделать. Лучше сказать - не хочет и не собирается.
Готов обозвать себя прилюдно самыми нехорошими словами, если кто-нибудь докажет, что это не так, что всё наоборот.
Эх, "контроль", - то ли прекрасная мечта о коммунистическом будущем, то ли несусветная глупость в нынешних условиях?
Efim
Карма: 86
12.09.2016 14:35, #30551
В ответ на комментарий sergeev #30531 (07.09.2016 01:25)
Постараюсь на деле доказать, что только общественный контроль может послужить средством профилактики самоуправства. И не только местного...
sergeev
Карма: 999
12.09.2016 17:05, #30558
В ответ на комментарий Efim #30551 (12.09.2016 14:35)
Что "может" - верю.
Хорошо бы показать, как веру превратить в практически-значимое знание - "как?"
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть