Шовинизм по-эстонски и «оккупационное» ЭТВ+

До сих пор властям, эстонским партиям и СМИ удавалось заставить русскую общину молчать. Сегодня поставлена новая задача – «перевоспитать» русских, переформатировать их сознание в западное, протестантское.
26 августа 2015  11:28 Отправить по email
Печать

Накануне скорого запуска русскоязычного ЭТВ+ оживилась дискуссия в его необходимости, прежде всего, как способа окунуть местных русских/ русскоязычных жителей в эстонское информационное поле. Жару добавило сомнения в успешности этого проекта профессора этнолингвистики Тартуского университета Урмаса Сутропа.

Меня мало волнуют его даже справедливые опасения насчет ЭТВ+. В который раз меня задел дремучий национализм, объяснимый специфическим местным трайбализмом. Он хорошо скрывается за мантрами о независимости, словоблудием о правах человека и западных ценностях, наконец, за действительно не фальшивой образованностью, но которая, однако обесценивается за счет духовного провинциализма культурной элиты, а также убогости государственной идеологии и практики моноэтнизма. Этот порок государства режет глаз особенно на фоне цивилизационных достижений в мире, например, мультикультурализмa, хотя в нынешних условиях и осуждаемый из-за социально-экономического кризиса в Евросоюзе и нравственно-духовного упадка Запада.

Этот, выдаваемый за патриотизм национализм сформулирован тремя фразами профессора из его публикации на портале rus.Delfi.ee (11 августа 2015):

«Создатели русскоязычного ЭТВ должны выбрать сторону, с кем и для кого они будут делать передачи», «В любом случае программа, что выйдем все в центр студии, станем друзьями и обо всем договоримся, в эстонской культуре не работает» и «Если за столом будут Кленский и НКО Русская школа в Эстонии, а также всевозможные антифашисты, борцы за особые права человека русских, якунинцы и импрессумцы, то эстонцы просто откажутся от выступления на этом канале».

Прежде всего, поражает откровенность вульгарного шовиниста, рассуждающего, как язычник (кто не с нами, тот против нас, прав только сильный). Увы, так рассуждает и эстонская элита и СМИ, и это все труднее скрыть от общества.

Спешу успокоить сторонников профессора Сутропа: решился ответить вовсе не из-за того, что он упомянул и автора этих строк. Не в моей фамилии дело. Досаду вызывает то, что и мне, предки которых жили в Эстонии еще до 1917 года, так и не удалось в течение последние 25 лет наладить контакты с представителями эстонской интеллигенции, в том числе с журналистами. Поражает, что среди них многие известные в Эстонии лидеры общественного мнения, которых и сегодня я считаю высокообразованными и по-настоящему культурными людьми, достойными всяческого уважения, превращались в обывателей-националистов, как только речь заходила о межэтническом равноправии.

Можно возразить, что я не до конца воспринимаю историческую боль веками лишенного независимости и государственности эстонского народа, не считаюсь с комплексами национальной неполноценности, которые признают даже идеологи эстонского национализма. Но это не так, по матери (бабушка – эстонка) наш род живет в Эстонии с испокон века, по отцу – уже более века, моя сестра – актриса эстонского театра, моим первым языком был эстонский. Конечно, и в эти доводы можно не верить, но каждый честный эстонец, общавшийся со мной, признает и мою правоту. Кто-то,по-моему, метко сказал, что

«в советское время Кленский защищал эстонцев, в восстановившей независимость Эстонии – русских и русскоязычных, он всегда на стороне обиженных».

Увы, отвергалось все, и не только мною, предлагаемое. Например, это – телепередача с участием неангажированных академиков Эстонии, которые разобрали бы «русский вопрос» по косточкам, но исходя из научных принципов, а не политики и демагогии. Президентская канцелярия проигнорировала призыв создать Общество эстонско-русской дружбы. Не захотели даже подумать о ликбезе, рассказывающем о русских Эстонии с древнейших времен и эстонцев, отставивших след в истории Российской империи и СССР. Причина проста: русских заставляют забыть Россию. Именно потому, образно говоря, новый телеканал можно называть «оккупационным» для трети населения Эстонии.

Объяснение с русской стороны – простое: все упирается в несправедливость, в межэтническое неравноправие. Но бороться-то с этим в пределах закона имеет право каждый. Нравится это Сутропу или нет. Впрочем, такое возможно в правовом государстве с глубокими демократическими корнями, которых Эстония не имеет по определению. Культура Эстонии несоизмерима с культурами той же Франции или даже Швеции не только из-за своего естественно скромных масштабов и вклада в мировую копилку, но и потому, что не было у нас своего дворянства, а национальные интеллигенция и офицерство появились на свет менее ста лет назад. Именно поэтому Сутроп, как нувориш, в данном случае представитель науки и культуры, как возомнивший себя остзейским бароном, но ментально остающийся им в XIX веке, не стесняется декларировать то, что заложено в авторитарном управлении, предполагает полицейское государство, нетерпимость и ксенофобию, то, что наводит параллели порой даже с пронацизмом.

Иначе говоря, профессор отрицает демократию,невольно призывает к сегрегации, апартеиду, а, говоря по-житейски, унижает людей по их национальному признаку, задевает их национальное достоинство, особенно, если речь идет о русских и русскости («Русский мир»). Спрашивается, кто такой Сутроп (а он не один такой), чтобы призывать закрывать рот тому же, тем более, правопреемному гражданину ЭРКленскому? Или «Русской школе», тем, кто защищает права русских и так далее? Кто дал ему такое право публично заявлять «Не пущать!» Никто, в том числе эстонский закон! Возмутительно требование Сутропа, чтобы СМИ выбирали в своей работе лишь «одну сторону» – а как же плюрализм? Или он только для эстонцев и угодливых лояльных русских угодников и почитаемых ими всеми англосаксов?

От того, что такое стремление к приоритету титульной нации достаточно объективно, и как уже было сказано, являет собой культурологический атавизм – трайбализм, а значит, и примитивизм в национальном вопросе, такой своеобразный языческий эстонский шовинизм не может иметь никакого оправдания. И потому, что завуалированный апартеид – прекрасная почва для такого явления, которое приводит к национальному превосходству, кстати, приведшему к власти нацистов Германии. Оправдания несостоятельны и потому, что в 2004 году Эстония вступила в Европейский Союз. Так что, взяв на себя письменные обязательства, в том числе по решению этнических проблем, сторонники оправдания своего национального эго не должны искать оправдания в исторически запоздалом формировании гражданской нации и государственности. Наоборот, должны гарантировать незыблемость европейских ценностей в области межэтнического общения.

Но очевидно, что и последние десять лет продолжается ущемление прав русского и русскоязычного населения, причем речь идет не о каких-то, как пишет Сутроп, «особых правах человека русских», а об обеспечении равноправия (даже не равенства!) Их дискриминация очевидна, но к ней привыкли, инородцы вынуждены были при молчаливом согласии Евросоюза и Запада принять ее, как данность, образно говоря, как это безропотно делают заключенные концлагеря, пусть он в данном случае больше «духовный». В Эстонии из пяти русских жителей голосовать на парламентских выборах могут только двое. Налицо социально-экономическое неравноправие, языковой терроризм (что признают ведущие прозападные правозащитные организации), дискриминация в карьерном росте и получении среднего образования (причем государство игнорирует свои законы!) Это и отказ вернуть приходам православных храмов Эстонской Православной Церкви (Московский Патриархат)их довоенной недвижимости. Службы проходят в храмах, арендованных у государства?!

А чему удивляться, если профессор Сутроп в газете EestiPäevaleht заявил, что «двуязычное образование», это «самое натуральное наследие оккупационного времени».И это говорит представитель «культурного народа», как любили называть себя эстонцы в годы той самой «советской оккупации». Более того, всю эту несправедливость в отношении крусскимэстонская интеллигенция не видит, считает нормой, принимает, как само собой разумеющееся, считает это справедливым в представлении эстонцев – мол, речь идет о компенсации за многовековое иноземное господство (датчане, шведы, немцы, русские, советские), хотя претензии предъявляются почему-то исключительноРоссии. Тотальная русофобиястала составной государственной пропаганды. Причем она становится все непристойней.

Не так давно российского академика РАН, этнолога Валерия Тишкова, прилетевшего в Эстонию по приглашению местного международного медиа-клуба «Импрессум» выступить перед общественностью, эстонские власти не пустили в Эстонию – вернули из аэропорта обратно в Москву. Ученый с мировым именем, будто бы, опасен,по мнению Полиции безопасности ЭРдля страны и эстонского народа. И какова была реакция нашего профессора на решение охранки? Урмас Сутроп: «Если теперь какую-то скотину не пускают на это мероприятие, то Бог с ним!»Более того, ни один эстонец не осудил это мерзопакостное хамство! Что понять можно – такого тут же объявили бы «другом Москвы» или «рупором Кремля».

Но это вовсе не значит, что в обществе царит молчание. Наоборот, выступать в СМИ все чаще разрешают всем, кого можно считать союзником профессора Сутропа. Например, министр культуры, социал-демократ Индрек Саар предложил облегчить языковые требования при получении эстонского гражданства. Но тут же заявил, что его не так поняли, когда по этому поводу с отповедью выступил член правящей Реформистской партии, председатель Конституционной комиссии парламента КаллеЛаанет: «… мы создадим ситуацию, когда наши новые граждане будут понимать еще меньше из того, что происходит в эстонском обществе, или будут неверно трактовать полученную информацию». Это – демагогия, так как дело не в новостях и информационных полях. Русские и русскоязычные имеют вполне адекватную (переводную) информацию о событиях в стране и политике государства. Более того, они имеют, куда больший диапазон источников СМИ, а потому имеют более объективную картину мира, чем эстонцы, которые находятся под абсолютным информационным колпаком Запада.

Проблема в другом. Не в том, что не совпадают информационные поля эстонцев и остальных жителей страны, которые поэтому не понимают, что «происходит в эстонском обществе». Всё они как раз понимали и понимают. И в силу разной ментальности и иного мировосприятия, разрыв между ними только обострялсяв связи с упомянутой выше дискриминацией и русофобией. Этнократию, взявшую в 1991 году власть в стране, это не устраивало, поскольку ее цель – единомыслие, а в основу национальной идеи был положен моноэтнизм, то есть в перспективе – ассимиляция русских/русскоязычных, в близкой – подневольная демонстрация лояльности к властям. С этой целью сначала провели зачистку русского политического поля, вслед за ней – русскоязычного информационного. Давно уже нет самостоятельных партий русских, нет ежедневной русскоязычной общинной газеты, все СМИ, которые власти сохранили, превращены, кто больше, кто меньше, в рупорыэтнократической, проамериканской власти.

До сих пор властям, эстонским партиям и СМИ удавалось заставить русскую общину молчать. Сегодня поставлена новая задача – «перевоспитать» русских, переформатировать их сознание в западное, протестантское. Для этого и нужны новые, придворные СМИ (создаваемые телеканал ЭТВ+ и Интерент-портал «Вечерка»).Но для этого нужны кадры. Большинство профессиональных русских журналистов было элиминировано, поскольку они не желали шагать в ногу с этнократами. И вот посольства США в Прибалтике вызвались срочно подготовить карманных профессиональных русских журналистов-русофобов. Модератор процесса – американское диппредставительство в Вильнюсе. Кадры отбирают дипломаты США.

Вмешательство США стало открытым. Еще недавно после публичного обстоятельного обсуждения было решено отказаться от проекта ЭТВ+, как неконкурентоспособного рядом с российскими телеканалами. Но Вашингтонский обком решил иначе.Пункт (19) Резолюции 758 Конгресса, принятой осенью прошлого года, призывает

«Президента и Госдепартамент США выработать всестороннюю стратегию по координации производства, доставки и распространения новостей и информации на русском языке для стран со значительной долей русскоязычного населения при максимальном использовании таких существующих информационных платформ, как «Голос Америки» и «Радио Свобода/Свободная Европа» (RFE/RL), привлечении местных частно-государственных партнерств по производству контента и аналогичном вкладе правительств региональных государств».

Таллин, 14-23 августа 2015

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть