Саул Алинский: наука о революции

Когда речь заходит о ненасильственном сопротивлении, его стратегии и тактике, то у большинства возникает ассоциация с Махатмой Ганди и Джином Шарпом, либо всплывают пропагандистские штампы о «цветных» и иных революциях
15 августа 2015  09:18 Отправить по email
Печать

В середине ХХ века произошла кардинальная трансформация средств политической борьбы. Эпоха «холодной войны» требовала диверсификации средств воздействия на противника. Органичным дополнением к традиционному военному разрешению конфликтов стали ненасильственные протесты, зачастую приносящие более эффективные результаты, нежели традиционные методы борьбы. Религиозно-этическая составляющая философии ненасилия, которая ассоциируется с именем Льва Толстого и Махатмы Ганди, ушла на второй план. Сама идея превратилась в метод политической борьбы, четко разработанную систему политических действий, позволяющих гражданам не только отстаивать свои права и свободы, но и свергать политические режимы по всему миру, меняя политико-географический ландшафт целых континентов.

Саул Дэвид Алинский: становление личности

Когда речь заходит о ненасильственном сопротивлении, его стратегии и тактике, то у большинства возникает ассоциация с Махатмой Ганди и Джином Шарпом, либо всплывают пропагандистские штампы о «цветных» и иных революциях. В этой связи незаслуженно обходят стороной Саула Алинского – человека, создавшего четкую систему действий для протеста, описавшего образ мышления революционера. Его идеи и сегодня продолжают оказывать значительное влияние не только на внутриамериканскую политику, но и на международные процессы – президент США Б. Обама и экс-госсекретарь Х. Клинтон в разное время прошли «школу Алинского».

Сын евреев-иммигрантов из Российской империи потратил сорок лет своей жизни на организационную и общественную деятельность. Его часто называют «американским Макиавелли», хотя эти слова не совсем точно отражают предложенную им философию и образ действий. Более точно именовать его «антимакиавелли», деятельность которого направлена не на удержание власти, а, наоборот, на ее захват.

Жизнь в еврейском гетто и развод родителей в раннем возрасте оказали значительное влияние на формирование Алинского, а полученное образование в Чикагском университете в области социологии, археологии и криминологии отразилось на мировоззрении. Однако наибольшее влияние оказал опыт его работы в неблагоприятных районах Чикаго. Именно здесь началось становление Алинского, как организатора комьюнити/ общественного организатора. Значительное влияние на его личность оказал один из главарей чикагской мафии Френк Нитти. По словам самого Алинского: «Он взял покровительство надо мной. Я называл его профессором и стал его учеником». Итог многолетнего опыта работы – создание эффективной методики воздействия на власть через организацию людей и проведение различных акций протеста.

«Правила для радикалов» или секреты успешной революции

Свой опыт Алинский описал в работах «Пробуждение для радикалов» и «Правила для радикалов: практический пример для реальных радикалов». Остановимся подробнее на идеях, изложенных в упомянутых трудах. Опыт работы с 1938 по 1946 годы получил свое отражение в его первой книге, где уделено особое внимание вопросам создания и развития общественных организаций. Для распространения своих идей и подготовки организаторов в 1940 году создан Фонд (The Industrial Areas Foundation), ставший школой для многих активистов по всей стране.

В 1971 году Алинский дописал «Правило для радикалов». Автор сравнил свой труд с книгой Макиавелли - «Государь». Разница заключается в том, что работа именитого итальянца написана для людей, обладающих властью, методами ее удержания, а в «Правилах» говорится о том, «как отвоевать власть у тех, кто ей обладает». Более точно отражало содержание книги ее рабочее название «Правила для революции». В книге рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с созданием, функционированием и методами захвата власти организованной группой людей. Изложена философия и образ мышления людей, «у которых нет иллюзий о сложившейся властной системе, но преисполненных желания изменить мир».

Алинский преследовал несколько целей. Во-первых, выявить набор базовых правил в политике, знание которых позволит выстроить прагматичную стратегию для атаки на систему. Во-вторых, вопросы создания массовой организации с целью захвата власти и установления реального народовластия. В-третьих, сделаны первые шаги к созданию науки о революции.

Революция! С чего начинать?

Первый шаг на революционном поприще – анализ и признание реального положения дел в системе. Выделение слабых и сильных сторон как своих, так и противника. Важное условие для начала перемен – подготовка общественного сознания, поскольку «любым революционным изменениям должны предшествовать пассивные, позитивные, не вызывающие негативного отношения в массах шаги. Люди должны чувствовать разочарование в существующей системе, чтобы они не жалели о ее развале, а стремились к построению будущего». После воздействия на эмоциональное состояние, необходимо вызывать постоянное недовольство и разочарование текущим положением дел и чем чаще, тем лучше. Подобные манипуляции приводят «если не к активному участию широких масс в переменах, то по крайней мере, пассивно-позитивному отношению к ним». Алинский определяет власть, «как генератор жизни, главный источник функционирования которого являются деньги и люди».

По мнению, Алинского, в любой системе существуют три класса:

  • имущие – люди, обладающие властью, деньгами и стремящиеся сохранить существующий порядок. Ярые противники изменений системы;
  • неимущие – ненавидят истеблишмент и обладают единственной силой – количество;
  • имеющие мало, но желающие больше (средний класс) – готовы к переменам, лишь при условии отсутствия риска потерять свои незначительные богатства.

Из предложенной системы очевидно, что главный ресурс для борьбы с власть имущими – люди и они должны быть хорошо организованы. Именно эта миссия возлагается на организаторов. Их работа нацелена на собирание разобщенных сообществ, тренировку и активную борьбу за права и свободы. Важное условие для создания организации – способ коммуникации с людьми, следует говорить с ними опираясь на их жизненный и профессиональный опыт, в противном случае, любая попытка наладить взаимоотношения обречена на провал. Главная задача организатора - «дать людям веру в то, что они могут достигнуть своих идеалов и лишь объединившись представляют реальную силу».

Цель оправдывает средства? Революционная этика.

Алинский уделяет значительное внимание вечному вопросу о соотношении целей и средств. По его мнению, сама постановка вопроса «Оправдывает ли цель средства?» – бессмысленна. Отвечать нужно искать на иной вопрос: «Оправдывает ли конкретная цель конкретное средство?». В ответе на этот вопрос были сформулированы правила этики средств и целей:

  1. Чем сильнее человек лично заинтересован в решении проблемы, тем меньше он беспокоится об этике «целей и средств»;
  2. Всякое суждение зависит от политической позиции судьи:
  3. На войне цель оправдывает практически все средства;
  4. Приговор должен быть вынесен во временном контексте произошедшего события, а не в какой-либо другой выгодный момент;
  5. Интерес к проблеме этики возрастает по мере увеличения доступных средств и наоборот;
  6. Чем ничтожнее достигаемая цель, тем больше усилий предпринимается для этического обоснования средств ее достижения;
  7. Обычно успех либо провал в деле определяет его этическую оценку;
  8. Моральная оценка средств зависит от того, используют их во время приближения неминуемого поражения или неминуемой победы;
  9. Эффективное средство противник автоматически оценивает, как неэтичное;
  10. Делай свою работу любыми доступными средствами и облачай их в «моральную оболочку»;
  11. Цели должны выражать общими фразами и лозунгами.

Применение изложенных принципов действия встречаются не только в политической борьбе, на разных стадиях развития конфликта, но и в повседневной жизни.

13 правил политической борьбы

Политическая борьба, не имеющая выстроенной тактики и стратегии действий, обречена на провал. Тактика означает «делать то, что вы можете, исходя из имеющихся у вас ресурсов». Ключевой вопрос политики – власть, ее достижение и удержание. Следовательно, главная задача тактики – каким образом неимущие могут отобрать власть у истеблишмента. Алинскому удалось, опираясь на исторический и личный опыт, выделить основополагающие принципы тактики, применяемой в борьбе за власть:

Правило 1. Власть не только то, чем вы обладаете, но и то, что враг думает, что у вас есть.

Правило 2. Никогда не выходите за рамки опытал ваших людей.

Правило 3. Максимально возможно выходите за рамки вашего противника.

Правило 4. Заставь противника играть по своим правилам.

Правило 5. Насмешка - мощнейшее оружее, которое невозможно контратаковать.

Правило 6. Хорошая тактика приносит наслаждение вашим людям.

Правило 7. Долгосрочная тактика становится обузой.

Правило 8. Держать соперника в напряжении, оказывать постоянное давление, проводить различные акции, приближаясь к намеренной цели.

Правило 9. Обычно, угроза более эффективна, чем её приведение в жизнь.

Правило 10. Предпосылкой успешной тактики служит развитие тех акций, которые поддерживают постоянное давление на оппонента.

Правило 11. Слишком много негатива к противнику может привести к обратным результатам. Публика всегда симпатизирует обиженным.

Правило 12. Цена успешной атаки - появление конструктивной альтернативы.

Правило 13. Выберите цель, заморозьте и поляризуйте её.

Резюмируя, можно сказать, что в своих трудах Алинскому удалось создать психологический портрет революционера либо человека, желающего к активному изменению системы, в которой ему выпало жить. Предпринята одна из первых максимально деидеологизированных попыток дать старт науке о революции. Многие идеи, изложенные в упомянутых работах, нашли свое продолжение в трудах более известных теоретиков и практиков ненасилия - Д. Шарпа и С. Поповича. Дело Алинского живет и новый виток исторических событий требует актуализации и нового осмысления его наследия.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 13:27, #29187
Я не знаю, кто писал этот текст, но точно знаю что этот человек - шулер. Причем шулер не меньший, чем описываемый им субъект. Подмена понятий происходит в тексте, чуть не в каждом абзаце.
Да, Алинский создал теорию и предложил набор тактических решений ЗАХВАТА ВЛАСТИ, но не надо это называть теорией и тактикой РЕВОЛЮЦИИ. Революций (в том числе контрреволюций) и революционеров в истории было намного меньше тех, кто самоназвался "рЭволюциями" и "рЭволюционЭрами". И это факт. Не так много событий приводили к смене форм собственности и/или государственного устройства. Смена внешне политической ориентации - это по определению НЕ революция. Это иначе называется.
Наоборот, Алинский и его последователи используют тот факт, что вследствие появившейся с 19-го века парадигмы у "мыслящих"- "активистов"-"креаклов" возникло страстное желание СЛЫТЬ революционерами. Эта социально-политическая ЛЕСТЬ используется обсуждаемыми пройдохами для рекрутирования среднего и нижнего звена рЭволюционЭров - усЕ хоЧУТь быть рЭволюционЭрами! Твою дивизию.
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 13:27, #29188
Теперь о "НЕНАСИЛИИ".
Редкий жлоб и уж, тем более, редкий ЫнтЭлЫгЭнт не сочтет себя польщенным, если какая-нибудь хитрая бестия с честным выражением лица вслух поставит этого жлоба и/или ЫнтЭлЫгЭнт в один ряд с Махатмой и Львом Толстым (хотя, как утверждают некоторые в семье Лев Николаевич был еще тем перцем, т.е. тем еще непротивленцем). И этот факт также используется "нашими" пройдохами для рекрутирования "мяса". Но двух лет не прошло, как мы с Вами прямо на экранах своих телеков, а иногда и в живую, видели "непротивленцев" в самом, так сказать, процессе их "непротивления" в Киеве. И смею Вас заверить, в Тегереане-1953 и Будапеште-1956, Бухаресте-1989 и во многих других рЭволюционных местах "непротивление" имело тот же самый вид.
Мырный протэстувальнык - это бренд.
И как всякий бренд, ЭТО может быть как угодно далеко от своего настоящего значения. Не спорю, может быть когда-то компания "Шелл" торговала перлами или даже ракушками, но сейчас ракушка на её логотипе говорит вовсе не о молюсках.
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 13:27, #29189
ПОЭТОМУ.
Давайте называть вещи своими именами. Алинский, Шарп и иже с ними разбработали вовсе НЕ "деидеологизированную теорию революции", как пишет нам "наш" аФтар, а ТЕОРИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ТОЛПОЙ. Именно толпой, даже если отдельные её (толпы) члены (члены в хорошем смысле, а может быть и не очень) сидят по норам за клавами и долбужат благоглупости. А иногда не только благоглупости.

Это теория "КАЗАТЬСЯ", а не "БЫТЬ".
Это СИМУЛЯЦИЯ.

А если Вы со мной НЕ согласны, то Вам придется вслух сказать, что самыми революционными организациями являются ЦРУ и МИ-5/6
ВАК
Карма: 47
15.08.2015 14:07, #29191
В ответ на комментарий Кукушонок #29189 (15.08.2015 13:27)
Манипуляции со стороны т.н. политиков носят перманентный характер, но далеко не всегда приносят желаемый результат.

"По мнению, Алинского, в любой системе существуют три класса..."
Одновременно существуют шесть типов парциальных социокультурных поколений, пропорции которых с течением времени меняются естественным образом. Представители этих поколений присутствуют во всех социальных классах. Однако это обстоятельство властьимущими совершенно не учитывается и они предпочитают действовать по наитию, что подметил еще Г.Лебон.
Pavlenko.V
Карма: 132
15.08.2015 15:52, #29194
В ответ на комментарий ВАК #29191 (15.08.2015 14:07)
Только тут Вас не хватало со своими "5-ю копейками". Конфликт поколений не возникает естественным путем, он провоцируется и подогревается. На это работали все школы на Западе. Больше других - Франкфуртская (особенно Маркузе и Адорно), но еще до нее спеццентры типа Тавистока при Сассексе. А еще раньше фабианцы, Уэллс со своей "социальной биологией" и "Открытым заговором - Мировой революцией" и т.д. После же "встряли" Белл, Ростоу, Бжезинский. Эпигонством к ним Вы и гордитесь. Как некрасовский герой - "барской болезнью подагрой".
1975 г. - доклад Трехсторонней комиссии "Кризис демократии". Почитайте, если владеете английским, если нет - могу прислать свой перевод. Если хорошо попросите.
1) Кукушонок прав, хотя не думаю, чтобы автор вкладывал в слово "революция" марксистское ее толкование. Речь у него идет о технологиях "цветных" революций. В чем автора можно упрекнуть - так в том, что обо всем это давно написано Кириллом Мямлиным. И именно в этом же ракурсе и с этими же деталями.
2) Марксистская теория ОЭФ - тоже не бином Ньютона. Применима только в комплекте с неомарксистской глобально-стадиальной концепцией Ю.И. Семенова.
3) Алинский - не сам по себе, а подельник Аль Капоне - прошел школу его профсоюзов. Аль Капоне - "партнер" Сороса.
4) Хиллари Родэм (ныне Клинтон) писала диплом в школе Алинского по организации беспорядков в негритянских гетто. Говорят, в 1992 году потребовалось в Лос-Анджелесе.
5) Шарп - эпигон Алинского, "развернувший" его 13 правил в 198.
Pavlenko.V
Карма: 132
15.08.2015 16:10, #29195
P.S. С учетом имени автора - только сейчас обратил внимание - м.б. мы имеем дело с псевдонимом?
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 16:22, #29196
В ответ на комментарий ВАК #29191 (15.08.2015 14:07)
ВАК, не порошите мне мозги своими парциальными давлениями-поколениями.
В данном конкретном случае (в этой статье) под видом "теории революции" преподносится простое применение системного анализа и средств моделирования (аналогового моделирования) для достижения конкретных, узко утилитарных целей - свержение режимов, неугодных свергателям. А еще у этих свергателей есть широкая палитра средств подкупа и/или шантажа таких режимов. Если пройдет, то и свергать не надо. Так проще и дешевле. И так чаще всего и происходит.
Так что? Будем этот комплекс средств называть "теорией эволюции"?
Меня бесит, когда в угоду подонкам вроде описанных, журнашлюшки называют эти процессы революциями-эволюциями, а не их настоящим именем - СПЕЦОПЕРАЦИЯ.
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 16:23, #29197
В ответ на комментарий ВАК #29191 (15.08.2015 14:07)
Теперь о классах.
У того три класса, у этого - 6 классов.
Это ЦПШ, а это реальное училище. Хорошо, хоть не гимназия.
Ради бога, если уж мы живём при богом спасаемом капитализме, то есть всего 2 класса - собственники средств производства и наемные работники. 2 класса и одна аморфная прослойка переменной величины - те кто не относится к этим классам или недоволен своим классовым местом пребывания. Можете называть их лицами свободных профессий, можете деклассированными элементами, можете творческой интеллигенцией.
Как и во всех классовых обществах деление не является полностью детерминированным. Существуют способы и факты перехода из одного состояния (класса, прослойки) в другое. И эти переходы осуществляются. Но разве дело в этом? Классов ДВА! 2 класса и 1 пограничная прослойка. Остальное от лукавого. Это остальное призвано припорошить классовую природу общества.
Лучше бы Вы, ВАК, называли свои классы как-то иначе - фракции, там, фратрии, группы…
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 16:23, #29198
В ответ на комментарий ВАК #29191 (15.08.2015 14:07)
Теперь о Ваших, ВАК, модельках.
Я даже могу поверить в то, что Вам удалось разработать мат-модели, позволяющие по некоторой совокупности показателей, предсказывать поведение сложных систем, состоящих из большого числа людей. Но меня это не интересует. Я не хочу в этом разбираться. Я не хочу проверять насколько верны или не верны Ваши формулы и критерии. Для меня это "слишком многА букАФ" и не понятно зачем. Может Вы даже развили концепцию, параллельную этому Алинскому. У него ведь тоже подход чисто формальный и, как показала практика, весьма конструктивный. Конструктивный в том смысле, что приносит применителю желаемый результат.
Кстати, приносит ли желаемый результат Ваша теория?
Алинский в отличие от Вас разработал не только критерии оценки и предсказания, но и практические средства проведения (провоцирования) желательных изменений. Этим он сильно обходит Вас. Так что, вспоминая "Одесские рассказы", "и потому он - Король, а мы с Вами сидим здесь, на стене еврейского кладбища, и на носу у нас очки, а в душе - осень".
Кукушонок
Карма: 434
15.08.2015 16:41, #29199
В ответ на комментарий Pavlenko.V #29195 (15.08.2015 16:10)
Нет, Владимир Борисович, КИРИЛЛ ДЖАВЛАХ - это, похоже, НЕ псевдоним. Дядюшка Гугл подсказывает, что это реальный человек с таким именем. Посмотрите сами :::

https://twitter.com/kdzhavlakh
https://ru-ru.facebook.com/public/Кирилл-Джавлах
https://vk.com/dzhavlakhk

Это всё работающие ссылки. Кстати, молодой человек. Возраст, вероятно, как у Камрана Гасанова или Ермека Тайчибекова. Молодая, можно сказать, поросль.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть