Беларусь на полном ходу вползает в застой

10 сентября 2014  00:50 Отправить по email
Печать

Сформированная за последние двадцать лет (с 1994 года) в республике политическая вертикаль власти, основанная на силовом контроле над политическим пространством республики и отсутствии оппонентов в публичном информационном пространстве, доказала свою эффективность.

Население, чиновники, бизнес-элита, средний класс, гуманитарная интеллигенция и, в принципе, даже значительная часть прозападной оппозиции смирилась с той политической реальностью, которую президент республики и его администрация выстраивала все последние годы. Сегодня не видно ни одного направления, с которого для правящего клана могли бы исходить какие-либо именно политические риски внутри республики.

Население аморфно и политически индиферрентно. Перестало проявлять интерес к выборам всех уровней, включая президентские. Гражданская война на Украине с тысячами погибших, отразилась и на общественном мнении в республике. Сегодня подавляющая часть населения готова проголосовать за все, что угодно, лишь бы не было войны. Тем не менее, политическая апатия и неверие в то, что выборы могут что-то изменить со стороны той части населения, которая моложе 40-45 лет, скорее всего, приведет к тому, что эта часть населения вообще не придет на выборы в 2015 году. Сказывается и отсутствие любой вменяемой политической альтернативы Лукашенко.

Значительная, наиболее экономически активная часть населения, которая могла бы стать движущей силой каких-либо протестов или даже просто перемен в обществе, политике и экономике, вообще выдавлена из республики в Россию и на Запад по причинам политической и экономической стагнации, а также низкого уровня доходов, который может обеспечить нынешняя экономическая политика властей.

Сказывается также и то, что население запугано той репрессивной машиной, которая действует в республике в отношении несогласных. Поэтому желающих активно протестовать с каждым годом все меньше и меньше.

Чиновники также запуганы действующей системой надзора и подавления любых самостоятельных шагов. Если сопоставить степень свободы первых министров Лукашенко и нынешних, то она снизилась в разы. Сегодня министр — не самостоятельное лицо, принимающее решение по подведомственной отрасли, а лишь исполнитель поручений администрации президента и правительства.

В результате двадцати лет внутри системы произошел отрицательный отбор с активных и могущих самостоятельно принимать решения лидеров на безынициативных и лишенных любых лидерских и волевых качеств исполнителей. С одной стороны, это хорошо сказалось на стабильности и предсказуемости системы. С другой стороны, в республике жесткий кадровый кризис. На всех уровнях выше среднего отсутствуют новые молодые амбициозные кадры, а тасуется старая кадровая колода, которая с каждым годом становится все старше и старше. Поэтому в условиях прессинга сверху система работает, однако, как только прессинг исчезнет, система начнет разваливаться и очень быстро.

Бизнес-элита также научена горьким опытом тех своих коллег, у которых отняли бизнес по политическим и иным причинам, поэтому на сегодня можно сказать, что практически весь крупный и средний бизнес, который функционирует в республике, сегодня завязан на вертикаль власти.

Остается средний класс и интеллигенция, однако этим двум социальным стратам для активизации необходимы публичные лидеры, которые готовы будут действовать активно. Однако именно лидеров сегодня в белорусском обществе и не наблюдается, в результате чего ожидать каких-либо активных движений со стороны среднего класса и интеллигенции не приходится.

Не в лучшей ситуации и оппозиция. В ней также, как и в госаппарате происходят весьма показательные процессы деградации. Во-первых, значительная часть лидеров в силу возрастных причин вышла из разряда политиков первого уровня. Во-вторых, другая часть зрелых политиков в силу безынициативности и отсутствия лидерских качеств также сняла с себя в общественном мнении претензии на большую политическую игру. В-третьих, молодые лидеры не известны белорусскому обществу. Молодежь также разочаровалась в возможности что-то изменить через силовые акции и протест, и в силу целого ряда экономических причин сконцентрировалась на обеспечении элементарного выживания.

В результате тенденций деградации общественной жизни, власть даже вынуждена была немного допустить представителей оппозиции на телеканалы, чтобы показать народу хоть какую-то видимость дискуссии и «политического процесса». На этом фоне администрация президента с помощью силовых структур тотально и довольно эффективно в рамках созданной системы контролирует все политические процессы, протекающие в республике. Тем не менее, сложившуюся в общественно-политической и социально-экономической системе республики ситуацию можно вполне охарактеризовать по аналогии с такими же процессами в 70-е годы в Советском Союза и получившими название «застой».

Напомню, что период застоя в истории СССР, не имеет четких границ, однако, чаще всего, под ним историки понимают период правления Ленида Брежнева. Каковы характеристики этого периода и что общего в советском и белорусском застое?

Консервация политической системы. Отсутствие серьезных изменений в структуре правящего аппарата, привело к его заморозке. Если в начале своего правления Лукашенко еще пытался найти новые кадры, то за последние десять-четырнадцать лет никаких значительных кадровых изменений в системе нет. Чиновники передвигаются с одной должности на другую, не выпадая из системы, даже после отсидки в тюрьме.

Притчей во языцех стал пример вице-премьера Петра Прокоповича, который в свои 70 с лишним лет занимает 21 должность в правительстве: 1. Заместителя премьер-министра Республики Беларусь; 2. Представителя Правительства Республики Беларусь для участия в заседаниях Правления Национального банка; 3. Председателя Совета по развитию предпринимательства в Беларуси; 4. Председателя Межведомственного совета по государственной статистике; 5. Председателя комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров и т.д.

В результате, в настоящее время средний возраст членов структуры высшего государственного управления в Беларуси, как и во времена Брежнева, составляет 60-70 лет.

Возрастание роли силовых структур. Если в СССР это была армия и КГБ, то в Беларуси, в силу отсутствия серьезных внешних угроз и отсутствия необходимого финансирования армии, эта роль перешла к силовых структурам, призванным обеспечить политическую и экономическую стабильность режима: КГБ, Комитет государственного контроля (КГК), Следственный комитет, МВД.

Упадок аграрной промышленности. Несмотря на огромные дотации из бюджета (около 40 млрд. долларов за последние 10 лет) и бурный рост последние 2-3 года экспорта сельскохозяйственной продукции республики в Россию (достиг 2-3 млрд. долларов), сельское хозяйство республики остается глубоко убыточным. Система осталась прежней, в основании ее лежат совхозы и колхозы, которым, как и в советские времена, спускают разнарядки на урожайность, время посевов и уборки и т.д. Даже по официальным данным, около 60% всех предприятий Минсельхозпрода убыточны.

Нефть — основа экономики и валютных поступлений. Основные средства СССР получал от продажи нефти и газа за границу. В Беларуси аналогичная ситуация — около 50% валютной выручки идет в страну от продажи нефти и нефтепродуктов из российской нефти на Запад. С введением Россией нефтяных пошлин этот ручеек в разы сократился, в результате чего для продления агонии той экономической системы, что существует в Беларуси, Россия вынуждена каждый год дотировать белорусскую экономику кредитами. Конечно, это более короткий поводок, чем бесконтрольная продажа нефти и нефтепродуктов за границу, организованная белорусскими властями вместе с нефтяными компаниями России. В результате значительная часть валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов через белорусский нефтяной оффшор стала возвращаться в Россию.

Загнивание общественной жизни и социальной активности населения. Эти явления мы также в полной мере наблюдаем в республике в виде оттока активного населения из республики и маргинализации общественно-политической жизни в стране. Можно сказать, что на сегодня период общественно-политического застоя в республике вполне оформился. И если не будет форс-мажоров, то продлится следующие пять лет до президентских выборов 2020 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Zoom15
Карма: 112
10.09.2014 10:52, #24618
На самом деле, подобны методу управления страной весьма подходит Белоруссии на данном этапе её развития. Белоруссия, наверно, единственная страна бывшего СССР, которую последние 20 лет не сотрясали никакие волнения. Пока Лукашенко будет находиться у власти, ей не грозит повторить судьбу Украины.
sergeev
Карма: 999
10.09.2014 21:00, #24675
В ответ на комментарий Zoom15 #24618 (10.09.2014 10:52)
Соглашусь. Только в таком "авторитарном" варианте Белоруссия способна как-то сохраниться и не отдать на растерзание себя - мировым финансовым центрам, а население - мошенникам и ненасытному чреву чиновников, чем мы, "дорогие россияне", сыты по горло.
Будем надеяться на успех Русского восстания, а там, дай Бог, - всё образуется.
Nehigo
Карма: 38
10.09.2014 22:24, #24680
Только наличие Лукашенко придаёт хоть какой-то смысл существованию независимой Белоруссии .
Уйдёт он и появится Белорусский ФО,а ещё уместней- генерал-губернаторство.
Подавляющее большинство наших людей будут только за.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть