Украинские метастазы Османской империи и Речи Посполитой

Зачем Киеву и Варшаве нужен берег турецкий
29 мая 2014  00:57 Отправить по email
Печать

Известный бизнесмен Пётр Порошенко, которого на Украине называют победителем избирательной кампании по внеочередным выборам президента, сообщил о намерении расстаться с частью своего имущества.

По словам Порошенко, он готов выполнить своё обещание продать кондитерскую корпорацию Roshen. «Сразу после оглашения результата выборов мы заключим контракт с инвестиционной компанией и будем продавать», заявил предприниматель. Однако вопрос не только в том, за сколько, но и кому. Ведь это будет не просто бизнес-сделка, потребуется учитывать возможные политические последствия от принятия решения. Украинский портал «Дело.ua» анализирует потенциальных покупателей и приходит к выводу, что ими могут стать иностранные компании, имеющие универсальную продуктовую линейку. В интервью изданию аналитик Сергей Будкин в числе таковых называет американскую Wrigley и турецкую Ulker. И далее вывод: «Не исключено, что переговорный процесс с последней компанией уже начался. В середине апреля Порошенко летал в Турцию, где обсуждал права крымских татар с премьер-министром Эрдоганом. Не исключено, что вопрос покупки Roshen также поднимался во время этого визита».

Это если говорить «кому». Теперь поговорим о «сколько». Если бы Roshen работал в Турции или в другой развивающейся стране, его можно было продать по цене, равной примерно двум годовым выручкам, пишет портал Hubs. То есть, за сумму около 2 млрд. долларов. Однако привлекательность активов кондитерской корпорации, по мнению экспертов, не столь очевидна. Представитель компании DragonCapital Тамара Левченко считает, что дисконт для Roshen должен составлять не менее 40%, а это уже снижает его стоимость до 1,2 млрд. долларов. Причиной тому непрозрачная долговая нагрузка корпорации и проблемы с работой двух фабрик, входящих в неё. С другой стороны, потенциальный покупатель Roshen, который решится заплатить её владельцу двойную цену, проиграв в малом, выигрывает во многом – ведь он станет другом человека, которого в ряде стран признают сегодня президентом Украины.

Потому таким интригующим выглядит визит бизнесмена в Турцию в середине апреля этого года. Как отмечала в те дни украинская пресса, «интересно, что Пётр Порошенко не занимает сейчас государственных должностей, но его принимали в Турции на наивысшем уровне». В Анкаре он встретился с президентом страны Абдуллой Гюлем и Эрдоганом. По словам заместителя генерального директора по международным вопросам Центра Разумкова Валерия Чалого, «критически важно именно сейчас вести переговоры с Турцией, особенно относительно безопасности, энергоснабжения, обеспечения прав крымских татар как коренного народа Крыма на автономию». Это было сказано тогда. После подведения итогов избирательной кампании по выборам президента Порошенко уже в новом качестве выступает с заявлением о новой «энергетической политике» Украины. Он говорит, что его страна должна стать энергетически независимой, а добиться этой цели он намерен, сотрудничая с Польшей, Болгарией и Турцией.

И снова Турция. Но первыми отреагировали не в Варшаве, Софии или Анкаре, а в Ереване. Армянский политолог, руководитель аналитического центра «Восканапат» Левон Мелик-Шахназарян увидел у украинского политика «турецкие клыки». Трудно не согласиться с Порошенко, считающим, что без участия России стабилизировать обстановку на Украине просто невозможно, заметил аналитик, «однако сразу после этого он полностью дезавуировал положительный, на первый взгляд, эффект своих слов, обозначив союзником Украины в проблемах с Россией Турцию». Эксперт припомнил Анкаре и идеологов пантюркизма, и неосманизм правящей партии, и публикации в турецкой прессе с упоминанием Кучук-Кайнарджийского договора между Российской и Османской империями от 19 апреля 1783 года. Случайно ли гянджинец Мелик-Шахназарян вспомнил о событиях давно минувшего XVIII века или нет, но дата прозвучала, что заставляет обратить внимание на ещё одну инициативу весны этого года, только уже не Киева, а Варшавы.

Турция воспринимается в Польше через отдельные исторические события, киоски с шаурмой и туры туристических агентств, написал недавно польский журнал Herito, решив посвятить один из своих номеров показу этой страны во «всем ее экономическом, социальном и культурном многообразии». А в феврале министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский напомнил туркам, сколь много связывает Анкару и Варшаву. Сделал это дипломат в интервью турецкой газете Hurriyet Daily News. Польша и Турция отмечают ныне 600-летие со дня установления дипломатических отношений. Как заявил глава МИД турецким журналистам, каждый поляк «помнит, что Турция отказалась признать разделы Польши в конце XVIII века». То было время, когда Речь Посполита Обоих Народов постепенно теряла свои территории, в том числе, Правобережную Украину.

4 июня, как ожидается, Порошенко посетит Варшаву с визитом. Он примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 25-летия «первых частично свободных выборов в коммунистическом блоке», где, возможно, проведёт переговоры с президентом США Бараком Обамой и лидерами стран Центральной и Восточной Европы. После этого он готов приехать в Россию. С чем прибудет Порошенко, на чём станут строиться его предложения? Если в итоге новый план окажется попыткой реванша в духе геополитических реалий XVIII века, хорошего борща из этого не сваришь. Это понимают в Москве. Однако не грех над этим задуматься и Анкаре.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть