ЕС может открыть авиасообщение со Степанакертом

Баку в плену ЕС
16 мая 2014  22:28 Отправить по email
Печать

Накануне посещения региона сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле дал интервью журналу The Business Year, в котором высказал ряд интересных позиций оценочного типа, касающиеся карабахского урегулирования. Они настолько любопытны, что нуждаются в специальном анализе.

1. Фюле считает, что только мирное соглашение позволит Южному Кавказу приблизиться к безопасному и процветающему будущему и поможет раскрыть весь потенциал региона, расположенного на пересечении Европы и Азии. Он заявляет, что «Евросоюз обеспокоен отсутствием ощутимого прогресса в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который остается одним из приоритетных вопросов политической повестки дня ЕС».

Что иметь в виду под термином «мирное соглашение» по Карабаху? По оценке американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, в настоящий момент Баку и Ереван «пришли к той точке, где их позиции в отношении дальнейших действий не так уж далеки друг от друга». По его словам, «на столе переговоров уже есть свод принципов, договоренности и документы, и никто не предлагает отказываться от них». На данном этапе Уорлик видит «задачу в том, чтобы найти способ помочь сторонам принять последний смелый шаг, преодолеть оставшиеся разногласия и принести мир и стабильность, которые их народы заслуживают». Почему же еврокомиссар Фюле «не видит ощутимого прогресса в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», тогда как по Уорлику конфликтующие стороны находятся чуть ли в шаге от прорыва на этом направлении?

2. Фюле приветствовал - после долгого перерыва - встречу в Вене в ноябре прошлого года президентов Азербайджана и Армении, и призвал обе стороны конфликта активизировать усилия по достижению соглашения на основе Мадридских принципов, «и в рамках обязательства, взятых в рамках Минской группы ОБСЕ». В его интерпретации Мадридские принципы включают в себя «неиспользование силы или угрозы силой, уважение территориальной целостности, обеспечение права народов на самоопределение».

Уорлик является пока единственным из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который придал гласности ведущийся поиск практических механизмов по реализации Мадридских принципов. Но дело в том, что, когда шла подготовка к подписании. документа об Ассоциации Азербайджана с ЕС, выяснилось, что Брюссель подвесил принцип территориальной целостности Азербайджана, что придает прописанному в Мадридских принципах сценарию «промежуточного статуса Карабаху» особый смысл. При этом на эту базовую позицию нанизываются важные, но все же технические детали: различия статусов Карабаха и «оккупированных территорий», создание стратегического коридора между Степанакертом и Ереваном и т.д. Понятно и то, почему президент Армении Серж Саргсян заявил на пресс-конференции с президентом Франции Оландом в Ереване, что «членство в Таможенном союзе не означает свертывания отношений с ЕС». «Напротив, — пояснил он, — было бы желательно, чтобы поступило особое предложение по ассоциации для Армении».

С другой стороны, к 1 июня должен быть подготовлен проект договора о присоединении Армения к Евразийскому экономическому союзу. В этой связи начальник отдела международного взаимодействия департамента развития и интеграции Евразийской экономической комиссии Антон Азаров заявил, что границы Евразийского союза будут определяться в «пределах воспринимаемых в настоящее время границ Республики Армения», то есть без Карабаха. Это подтвердил и депутат парламента Казахстана Камал Бурханов, считая, что «никакие другие моменты там не могут быть присоединены, иначе мы де-факто признаем границы, которые никто не признал в мире - ни Россия, ни Казахстан, никто в мире». Из этого следует, что если бы Азербайджан рвался бы в Таможенный и в Евразийский союзы, то его приняли бы «в пределах воспринимаемых в настоящее время границ», то есть с Карабахом.

Но Баку в эти экономические сообщества никто не приглашает. В то же время, как справедливо заявил депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Армении, глава постоянной комиссии по внешним сношениям Артак Закарян, «на Закавказье начинает распространяться мощное евразийское экономическое пространство», и по факту Карабах может приобрести статус «особой территории». В этой связи становится понятным, почему американский сопредседатель Уорлик считает, что Степанакерт должен, наряду с Баку и Ереваном, участвовать в переговорном процессе по урегулированию конфликта. Более того, когда еврокомиссар Фюле заявляет о том, что ЕС «видит стратегический интерес в продолжении переговоров с Азербайджаном по авиационному соглашению, поддержке строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и международного торгового порта в Аляте, а также реализации проекта Silk Wind», то это выводит и на вопрос и о возможности в скором будущем налаживания авиасообщения Европы со Степанакертом. Неслучайно и то, что предложение Азербайджана о том, чтобы Минская группа ОБСЕ выступила в Баку на 23-й летней сессии ПА ОБСЕ с отчетом о деятельности по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, не было внесено в повестку «по причине процедурного порядка».

К тому же Запад, с одной стороны, усилил критику Баку за нарушение прав человека, за нарушение принципов демократии, с другой - не скрывает стремления контролировать через Баку его нефтегазовый сектор и Каспий в целом, подключая его ресурсы к проблеме «обеспечении энергетической безопасности Европы». Кстати, это и есть те самые результаты конкретных изменений геополитического контекста в Черноморско-Каспийском регионе, о чем много раз предупреждало ИА REX. Поэтому заблуждаются те эксперты, которые заверяют, что воссоединение Крыма с Россией не окажет существенного влияния на динамику процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Уже оказывает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть