Как консерватор консерваторам…

Слово духовным лидерам Ирана
18 октября 2013  15:31 Отправить по email
Печать

Настигнувшие наш регион потрясения включают так много иррациональных и непредсказуемых обстоятельств, что даже самые прожженные прагматики и реалисты вынуждены признать: нынешний событийный каскад можно понять только через углубление в теологические категории. Наши политики будут, как и прежде, заниматься просчётом возможных событийных вариантов в поисках немедленной и зримой выгоды. Нам же надлежит остановиться и задуматься вместе об отношениях между нашими народами, но с позиции зыбкой сиюминутности, но с высоты охвата всей нашей истории и традиции.

Наше знакомство с народом Ирана началось не со дня обретения Израилем вновь независимости и не с момента падения в Иране власти шаха. Величайший библейский пророк Исаия увековечивает память о великом императоре Кире в конце сорок четвертой главы и в начале сорок пятой: «Говорит Он Киру: пастырь ты Мой, и он весь замысел Мой исполнит и скажет Иерусалиму „восстройся“, и Храму — „основан будь“. Так говорит Господь помазаннику Его, Киру: Держу Я тебя за десницу, чтобы покорить тебе языцы, и сниму Я пояса со чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери и ворота не затворялись».

Персидский император возвеличивается пророком Израиля до мессианского уровня, ибо помазанник и Мессия одним словом обозначаются. А величайший из иудейских авторитетов нового времени, Виленский Гаон, учил нас особо важной роли Кира в исправлении мира и наставлял искать в наше время его подобие среди народов мира. Подобно великому персидскому самодержцу древности, его духовный потомок тоже окажет содействие в восстроении Храма, но также будет способствовать очищению Святой Земли от нечистот. Каждый еврейский ребёнок, получивший традиционное воспитание, знает об особой роли великой персидской империи в судьбе и её вождя в сакральной истории Израиля. Империя Кира представляется нам антиподом Греции и Риму: не подавляющая традицию и веру других народов диктаторская структура, но объединяющая политическая власть, способствующая развитию самобытности всех соучастников.

Две с половиной тысяч лет вместе не были безоблачными, но обобщающий настрой еврейских выходцев из Ирана свидетельствует об особом гостеприимстве и о глубинном чувстве справедливости, неизменно витающем в иранской среде. Пару лет назад самый праворадикальный депутат Кнессета Михаэль Бен-Ари выступал по радио по международным вопросам. Когда речь зашла об Иране, то он удивил всех очень тёплыми словами в адрес жителей вашей страны. Увидев удивление в глазах ведущего программы, он пояснил: «Моя мама приехала оттуда, и она прекрасно знает нрав этих людей». Надо заметить, что Бен-Ари выражал настрой очень многих израильтян. Симпатии и уважение к потомкам Кира хранят не только выходцы из Ирана в Израиле, но и те, кто познакомился с вашей империей в годы дружбы между нашими странами: с момента воссоздания Израиля и до 1979 года.

Однако не только Иран является продолжателем древней традиции, но и сегодняшний Израиль, который несёт на плечах четыре тысячи лет истории еврейского народа. Важным фактором является бесперечное еврейское присутствие на Земле Израиля и после разрушения Храма, вплоть до начала массового возвращения еврейского народа на свою землю.

Похоже, некоторые мусульманские теологи отнеслись к этому событию как обычному политическому событию. Надо сказать, что даже в нашей иудейской среде были люди, воспринявшие образование Израиля как некий исторический эпизод, будущее которого находится под вопросом. Шестьдесят пять лет назад многие люди не увидели особого теологического смысла в появлении на свет небольшого европейского государства с социалистическим уклоном на Ближнем Востоке. Этим людям не дано было проникнуть в глубинный смысл пророка Амоса: «И насажу их на земле их, и не будут исторгнуты более из земли своей».

Наказание и изгнание Израиля с его земли проходит красной нитью сквозь все библейские пророчества, начиная с Завета Аврааму. Более того, изгнание Адама из рая и последующее его возвращение туда через мессианский процесс символизируется тем же изгнанием и возвращением Израиля. Иными словами, речь идёт не об «исторической ошибке» и не о «дорожно-транспортном происшествии в замыслах Творца», а о реализации древнего плана человеческого развития, о котором повествуют Библия и Коран. При углублённом изучении эсхатологической темы каждый признает Божественную закономерность как в изгнании Израиля, так и в его возвращении.

Надо сказать, что все доводы скептиков оказались несостоятельными. Читаем у некоторых европейских мыслителей и теологов прошлого века, что Израиль обречён на микроскопичность, а еврейство продолжит жить в странах рассеяния. Но вот прошло 65 лет, и более половины еврейского народа находится на территории Израиля.

Не только мусульманские теологи, но и наши собственные духовные лидеры справедливо упрекали Израиль в неуклонном следовании западным принципам, чуждым для ближневосточного образа мысли. Это давало многим основание ставить под вопрос само право этого государства на существование. Но прошло 65 лет, и новый свет над Сионом зрим повсеместно. Достаточно сказать, что более половины наших младшеклассников ходят уже в религиозные школы. Правящие элиты преимущественно относятся к старой светской закваске, но демографические изменения сказываются и на состоянии верхушки государства. Более трети еврейских депутатов Кнессета — религиозные люди.

Также нам приходится слышать от разных мусульманских теологов, что они не могут смириться с существованием государства, созданного вследствие оккупации земель, принадлежавших мусульманам. Здесь требуется уточнение: после ухода евреев в изгнание Святая Земля переходила из рук в руки, а нам она досталась после ухода английских оккупантов, а вовсе не мусульманских властителей. Иначе обстоит дело с Иудеей, Самарией и Голанскими высотами. Напомним, что ни одна мусульманская страна кроме Пакистана не признала правомочности захвата Иорданией Иудеи и Самарии в 1948 году, поэтому переход их к Израилю едва ли должен стать предметом вечной распри между нами. Важно особо отметить гибкость иранских лидеров и теологов в обсуждаемых вопросах. Иранский партнер и фаворит на Кавказе, Армения, уже более двадцати лет оккупирует двадцать процентов территории Азербайджана, который населен не просто мусульманами, а именно шиитами. Вследствие той войны не менее восьмисот тысяч азербайджанцев превратились в беженцев.

Иными словами, в основе вражды между нашими странами и народами лежат не глубинные причины, зиждущиеся на традиции и теологии, а преходящие политические интересы. Я могу себе представить горячий спор с кем-то из иранских идеологов и могу заранее представить себе аргументы обеих сторон. При всей их актуальности и наболевшей остроте они отступают перед громадиной нашего позитивного исторического опыта и перед реальными интересами этих дней.

Сегодня подавляющее большинство иранских аналитиков признают, что ставка на палестинцев была ошибочной. Именно Иран помог Хамасу укрепиться и стать ведущей силой в палестинской среде, вытеснив ООП. И какую пользу извлекли из этой дружбы, обошедшейся Ирану в миллиарды долларов, простые граждане страны? Эта дружба закончилась недавно открытой поддержкой движением Хамас террористической оппозиции в Сирии. Отныне это антиизраильское движение кормится за счёт Катара.

Что мешает сегодня Израилю и Ирану повернуть вектор отношений на сто восемьдесят градусов? Обе страны оказались под прицелом «арабской весны», обе стороны заинтересованы в сохранении режима Асада в Сирии. Очевидно, что у Израиля нет никаких территориальных претензий к Ирану и никаких требований к нему по вопросам его внутренних дел. Можно ожидать, что в ответ и Иран откажется от каких-либо претензий к Израилю. Напомним, что сегодня весь Израиль с «оккупированными территориями» занимает всего 27 тысяч кв. километров...

Более того, сближение с Израилем гарантирует Ирану ослабление санкций со стороны Запада. Это может стать предметом реальной политики, если в процесс включится Москва.

Сегодняшнее руководство Ирана взяло курс на реформы внутри страны и на сближение с окружающим миром. Такова воля иранского народа. Однако политика реформ небезопасна, как мы знаем на примере Горбачёва. Западным странам свойственны попытки вмешательства во внутренние дела других стран и навязывание им чуждой культуры упадничества и смерти с парадами смерти (гей-парады) и введением однополых браков. Немедленной задачей иранского руководства является расширение гражданских свобод. Но не ценой утери своего традиционализма.

Если мы обозначили верно немедленные векторы иранской политики, то именно сближение с Израилем является для него оптимальным ходом, ибо Иерусалим никак не будет пытаться использовать контакты с Тегераном для подрыва основ существования иранского общества. В этом контексте очень важен прошлый опыт отношений между нашими странами. Мы имеем в виду не только близкое стратегическое и экономическое сотрудничество с 1950 года по 1979 год. В года войны с Ираком Израиль поставил Ирану вооружения не менее, чем на три миллиарда долларов. Если бы не вмешательство сверхдержав того времени, то можно себе представить сценарий сближения между двумя странами ещё в годы жизни аятоллы Хомейни.

Иранское руководство также хорошо осознаёт, что сланцевая революция в США неизбежно приведёт не просто к падению цен на нефть, но и к превращению нефти и газа в обычное сырьё наподобие угля. Это реальная угроза экономике всех нефтедобывающих стран. Арабские соседи Ирана стоят перед близящимся крахом. Благодаря уровню образования и ориентацией на широкое производство Иран имеет шансы пережить этот кризис, но для этого ему потребуется заняться высокими технологиями. И в этом ему потребуется сотрудничество с Израилем, являющимся вторым в мире игроком в сфере высоких технологий.

Похоже, все обстоятельства, как и зов традиции, ведут нас к выводу о необходимости начала сближения между Тегераном и Иерусалимом. Однако путь этот не будет простым. Есть инерция враждебности и недоверия с обеих сторон. Есть немало крупных международных сил, которые попытаются воспрепятствовать такому развитию событий. Поэтому следует начать с контактов между духовными лидерами наших стран. Они должны начать диалог, будучи свободными от давления со стороны обоих правительств. Вслед за этим будет уместно устроить несколько крупных встреч представителей деловых кругов. Это не изменит немедленно политики обоих правительств, но может существенно улучшить атмосферу. А параллельно начнутся контакты на уровне спецслужб и военных ведомств. И так мы начнем решать все спорные вопросы и устраним противоестественную вражду, которая мешает благополучию и развитию обеих наших стран. Благословит Господь тех, кто встанет на этот путь мира!

Авигдор Эскин, политолог, Израиль.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть