Большие французские, турецкие и диаспоральные неожиданности для Еревана

Христиано-мусульманская Армения и Шарль Азнавур
4 октября 2013  13:43 Отправить по email
Печать

Всемирно известный шансонье, армянин по происхождению, Шарль Азнавур встретился в Париже с президентом Армении Сержем Саргсяном. Он родился в семье армянских эмигрантов, уехавших во Францию в 1922 году. Его отец родился в Ахалцихе Тифлисской губернии Российской империи, мать происходила из армянской купеческой семьи, жившей в Турции. На Западе Азванур добился многого - богатства и известности. Его часто называют «всемирным послом французской песни».

И не только это. У Азнавура особые отношения с главой Армении Саргсяном. В мае 2009 года Саргсян назначил его своим указом послом Армении в Женеве, представляющим ее интересы в ООН и во всех международных организациях, штаб-квартиры которых располагаются в Швейцарии. После этого шансонье стал своего рода культовой фигурой для армянской диаспоры, но уже в политическом обрамлении. Каждое его заявление по армянскому вопросу быстро тиражировалось мировыми СМИ.

После подписания 10 октября 2009 года известных Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытие границ, Азнавур выступил в эфире итальянского телеканала RAI-3. Тогда он заявил следующее: «Приятно будет увидеть открытие границы в последний период жизни. В 1924 году, когда я родился, турки обещали вернуть земли армянам, но этого так и не случилось. Я всё это время ждал, и не могу ждать ещё 85 лет. В 1924 году Сталин обещал, что армянам будут возвращёны Эрзерум, Ерзнка, Агри, Себастия (Сивас на современных картах - прим.), Харберд (Элязыг), Тигранакерт (Диярбекир), Битлис, Сиирт, Муш, Ван и Хаккари. А согласно Севрскому договору, «Армения Вильсона» включала бы в себя и губернии Трабзона, Вана, Битлиса и Эрзерума».

Скажем откровенно: обнаружить документ, в котором содержалось бы указанное обещание Сталина, нам не удалось. Тем не менее с того момента за Азнавуром прочно укрепилась репутация защитника прав и интересов армянской диаспоры. Но в последующем его взгляды на ситуацию стали - неожиданно для Еревана - меняться. В своих заявлениях для печати Азнавур, подтверждая, что его «единственным желанием является открытие армяно-турецких границ, которое позволит Армении немного «подышать», стал призывать Ереван вернуться «к духу Цюриха». Дело в том, что Армения, пописывая Цюрихские протоколы, согласилась вывести проблему Геноцида армян за скобки большой политики и перевести ее на уровень компетенции историков двух стран.«Куда же идем мы? Армения в серьезной опасности, и все претыкаются на слове «Геноцид», - говорил Азнавур в интервью французскому Nouvelles d`Armеnie. - Я не вижу, в чем это помогает стране идти вперед. Куда ведет нас эта логика?». Кстати, тогда он впервые обозначил проблему исламизированных армян. По его словам, «эти люди, отверженные повсюду, они несчастны, им нужно помочь», и задался вопросом: « Что значит быть армянином диаспоры? Хорошо есть, хорошо пить? Иметь свой магазин и говорить о «Геноциде»? Это ли означает быть армянином? Этого мало».

Более того, Азнавур стал остро реагировать на факт массовой миграции армянской молодежи из Армении, выступил с прогнозом превращения страны «в пустую ракушку». И, как выход из ситуации, на состоявшейся встрече с президентом Саргсяном, шансонье предложил, чтобы Армения «открыла свои двери для представителей армянской диаспоры, принявших ислам». Что же касается открытия армяно-турецкой границы, то, по его мнению, это «вопрос более серьезный, на который нужно обратить внимание».

По нашим наблюдениям, крипто-армяне стали заметно активизироваться в Турции в связи с открывающимися перспективами ее членства в ЕС. Но после жесткого подавления турецкой полицией протестного движения в связи с реконструкцией парка Гази, переговорный процесс Брюсселя и Анкары на этом направлении застопорился. Накануне принятия объявленного правительством Реджепа Тайипа Эрдогана «Пакета демократических преобразований, в котором обещалось дарование свобод проживающим в стране этническим меньшинствам, власти приступили к выявлению крипто-армян, которых называют по –турецки «денме»- «обращенные». Официально таковых в Турции насчитывается около 70 тысяч, неофициально - свыше 300 тысяч. Как пишет в этой связи французский еженедельние Le Nouvel Observateur, «крипто-армяне стали с осторожностью раскрывать свое происхождение».

Но в озвученном Эрдоганом «Пакете» определенные свободы предоставляются только курдам, алавитам, цыганам, но никак не армянам. При этом существуют прогнозы, согласно которым власти станут вводить ограничения для крипто-армян при приеме их в определенные высшие учебные заведения, на работу или при продвижении по службе. Более того, как пишут некоторые армянские политологи, положение еще усугубляется тем, что часть крипто-армян интегрирована в различные курдские политические организации.

Вот почему Шарль Азнавур решил отправиться в Турцию, выбрав в качестве сопровождающего известного турецкого писателя Надима Гюрселя. При этом шансонье намекнул, что он попытается осуществить свои «своеобразные идеи». Если речь идет о начале компании в Турции по переселению крипто-армян в Армению, то это может заметно изменить демографическую ситуацию в этой стране, более тесно интегрировать ее в проект «Большого Ближнего Востока», открыть новые перспективы для сближения с Турцией.

Официальный Ереван по этому поводу молчит, а Анкара может выступить «с пониманием» устремлений Азнавура, поскольку это выводит ее на новый сценарий нормализации отношений с Ереваном.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (7):

ajbolit
Карма: 205
05.10.2013 08:54, #9667
...«единственным желанием является открытие армяно-турецких границ, которое позволит Армении немного «подышать», стал призывать Ереван вернуться «к духу Цюриха»...

Поезд ушел. Открытие турецкой границы уже не актуально.
Турки со своим тупым упрямством в очередной раз "сели в калошу".

Глава базирующейся в Дубае инвестиционной компании «Расиа» Джозеф Борковски во время Всемирного экономического форума в Даляне (Китай) предоставил отчет исследования, по которому строительство ж/д «Южная железная дорога Армении» (Армения-Иран) экономическую выгодно и имеет важное региональное значение.

О своей заинтересованности в строительстве этой дороги уже заявили Китай, Иран, Россия и др.

Пы.Сы.
Впрочем, если Шарлю это интересно - пусть попытается.
Лишняя дорога не помешает.
Sarkisian
Карма: 5
06.10.2013 00:48, #9674
Инфа для С. Тарасова, кто позволил такую картинку с черепами для статьи:

Если-бы такая или подобная картинка появилась-бы в серьёзном журнале, где идёт речь о Еврейском Холокосте, Геноциде Америко-индейцев, или уничтожении миллионa Руских Большевиками, то общественность цивилизованных стран поднялась-бы "на дыбы". Ини обвиняли-бы издательство не столько в анти-семитизме или анти-руссизме, сколько в варварстве, и в бестактности.

А то и просто - в злорадстве.


СПРАВКА: ВИКИПЕДИЯ "ВАРВАРСТВO" --- " В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей."
sagias
Карма: 34
06.10.2013 11:26, #9676
Безликая, неопределённая статья. С какой целью она написана?
Simurg
Карма: 42
06.10.2013 11:59, #9677
В ответ на комментарий Sarkisian #9674 (06.10.2013 00:48)
Станислав муаллим тут причем ? Просто у оформителя ИА REX своеобразное чувство "юмора" и так почти в каждой статье :)
Владимир
Карма: 15
06.10.2013 15:16, #9679
В ответ на комментарий Sarkisian #9674 (06.10.2013 00:48)
Очень пикантный у вас пост получился, Саркисян.
"Прямо торчу зеленый, как ты ныряешь".

Вы с помощью тёти Вики даже взялись нам, глупым, объяснить, что такое варварство. Но в приведенной вами цитате прямо говорится: "... варвары - невежественные ... люди ...". Так вот, к вашему сведению, Саркисян, сообщаю, что эта как вы говорите "картинка" - это ни мало, ни много репродукция картины Верещагина "Апофеоз войны". Эта работа художника всегда трактовалась чуть не как манифест антивоенного движения, высокая критика милитаризма и одна из вершин гуманистического мировоззрения.
Не берусь говорить, зачем оформителю именно в данном контексте потребовалось такое цитирование Верещагина - это его "творческий замысел", но от себя хочу заявить - "худой мир всегда лучше доброй ссоры". А еще хочу сказать, что уже неоднократно замечаю: у национально озабоченных с антимилитаризмом всегда проблемы. Чужой милитаризм они, конечно, осуждают, а свой родненький даже милитаризмом не считают (племенной подход в чистом виде).
Но в данном контексте меня больше интересует, а кто же тут варвар? Тарасов? Оформитель? Или вы, невежественный?

И еще одно.
Вопрос - "кто позволил?", - предполагает, что, таки да, существует некто, кто может позволить или не позволить. А как же свобода слова? Свобода самовыражения? Европейские ценности? Или всё это - для вас, а другие и так перебьются? Своеобразный демократизм получается, однако, тудыть его в качель. Туда дунь, а оттуда ... .
Алекс
Карма: 123
06.10.2013 17:09, #9681
В ответ на комментарий Владимир #9679 (06.10.2013 15:16)

Мастер! Ну, что ещё сказать? :-)))
karen.pogosan2
Карма: -18
07.10.2013 12:01, #9697
Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которыми они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом.

М. Горький
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть