Есть ли в турецких шкафах «сирийские скелеты»  

Есть
18 сентября 2013  00:40 Отправить по email
Печать

Как предполагало ИА REX, после достижения соглашения между Россией и США о передаче химического арсенала под международный контроль, западная дипломатия приступила к использованию тактику подмены понятий. Париж, Лондон и Вашингтон, вопреки условиям договоренностей в Женеве с Россией, приступили к процедуре разработки проекта резолюции СБ ООН по Сирии с использованием жестких формулировок, вынося при этом во главу угла проблему химического разоружения Дамаска, сохраняя опцию военного удара по Сирии «в случае нарушения договоренности». При этом приглашенный госсекретарем США Джоном Керии для консультаций в Париж глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что «соглашение, достигнутое между Россией и США по уничтожению химического оружия в Сирии, воспринято Турцией как положительный шаг, но оговоренные в соглашении сроки достаточно продолжительны и могут быть использованы сирийскими властями для злоупотреблений».

Если отслеживать развитие событий хронологически, то вырисовывается некий сценарий. Перед встречей в Париже с главами МИД Франции, Англии и Турции госсекретарь Керри побывал в Израиле, где провел переговоры с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Как сообщала «Радио Франс Интернасьональ», израильский премьер отметил, что судить об успехе или провале соглашения можно только по результату — полному уничтожению запасов химического оружия и что «должны быть заданы точные сроки уничтожения сирийского арсенала химических вооружений». Эта позиция Израиля, кстати, совпадающая с турецкой, выглядит странной. Она создает впечатление, что будто бы Россия и США, согласовавшие предварительную «Дорожную карту» по уничтожению химического арсенала Сирии, либо сознательно «занягивают» время осуществления этого проекта, либо госсекретарь Керри «проиграл» дипломатическую дуэль своему российскому коллеге Сергею Лаврову, и теперь его западные партнеры пытаются отыграть "очки«.Напомним, что Керри назвал конкретную дату ликвидации химического арсенала Сирии- март 2014 года. Она взята не с «потолка», и просчитывалась американской и российской сторонами на основе стандартных процедур, прописанных в положениях Организации по Запрещению Химического Оружия /ОЗХО/, созданной при поддержке ООН. Для этого Сирия должна была заявить о присоединении в Конвенции о запрещении химического оружия. Это уже сделано, и документ вступает в силу 14 октября. В этой связи ОЗХОО, которую, кстати, возглавляет турецкий дипломат Ахмет Узюмджу, уже озвучила коммюнике: «эксперты ОЗХО уже начали работу, а «исполнительный совет организации должен в ближайшее время провести совещание и направить своих инспекторов в Сирию».

Дамаск до сих пор не нарушил ни один из пунктов российско-американского соглашения. Поэтому, когда звучат заявления о каких-то новых сроках утилизации химического арсенала Сирии, в этом усматривается уже другая цель — повести мировую дипломатию по пути демонтажа каркаса утвержденных ООН положений международного права. Неслучайно глава МИД России Сергей Лавров сразу предупредил: "Заявления о необходимости жесткой резолюции СБ ООН — это искаженная реальность. ...Сначала решение должна принять Организация по запрещению химического оружия«.Но дело не только в этом. Российско-американское соглашение по Сирии рассматривает уничтожение химического оружия в Сирии как часть женевского процесса, направленного на политико-дипломатическое урегулирование сирийского кризиса. Процедура утилизации этого оружия становится той самой цепочкой , через которую вытягиваются иные проблемы. Необходимо решать проблемы вооруженных сил сирийской оппозиции, выдавливания с территории Сирии радикальных исламистских группировок, чтобы обеспечить безопасность инспекторов ООН, обеспечить контроль над транспортировкой химического оружия для последующего его уничтожения. Поэтому тактика подмены понятий, отказ от намеченных пошаговых действий, используемая партнерами США, ведет к возникновению очередной тупиковой ситуации. В таком случае насмарку пойдет российско-американский опыт, наработанный на урегулировании сирийского кризиса , который можно будет использовать и на других кризисных направлениях. Объективно интересы России, США и Израиля тут должны совпадать, особенно на иранском направлении.

Что касается Турции, то она продолжает оставаться настроенной на отстранение президента Сирии Асада от власти, не желает отказываться от тактики давления на Дамаск. Иной сценарий действий с ее стороны может означать смену ее вектора не только сирийской, но и региональной политики, к чему она, похоже, не готова. Но по ходу событий может выявиться, что в турецких шкафах запрятано немало «сирийских скелетов». На днях были обнародованы документы американских спецслужб, из которых следует, что весной этого года в сирийском районе Алеппо нервно-паралитический газ зарин был применен силами вооруженной сирийской оппозицией. В докладе утверждается, что газ зарин «Аль-Каида» производила в лабораториях в Ираке, а затем отправляла его в Турцию, а оттуда в Сирию. Отметим, что в последнее время такие «утечки» появляются все чаще и чаще и исходят от американских источников.

Москва — по сути — взяла обязательства в отношении действий Дамаска, а Вашингтон — в отношении действий своих союзников, включая и Турцию. От Турции ждут иного. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сирийскую оппозицию «нужно убедить или заставить принять участие в мирной конференции в Женеве» . В этом отношении Анкара могла бы принять конструктивное участие. В наметившемся мирном процессе. В противном случае ей придется смириться с тем, что ее задвинут на обочину мировой политики и решать проблемы, затрагивающие ее национальные интересы, будут без ее участия.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть