Кто в ЕС принесёт Украину в зубах, как трофей?

Польша? Против кого?
11 сентября 2013  21:42 Отправить по email
Печать

Посол Евросоюза на Украине, польский дипломат Ян Томбиньский на днях опубликовал в «Украинской правде» статью-манифест о значении подписания Соглашения об ассоциации с ЕС для Киева. На протяжении последних пяти лет, когда разворачивалась эта интрига, Варшава была главным «локомотивом» втягивания Украины в европейское пространство. Сегодня, похоже, она осталась и единственным лоббистом, если вспомнить, с чего все начиналось.

В мае 2008 года в Праге на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел Польша и Швеция выступили с инициативой создания «Восточного партнерства» (считается все же, что идея принадлежала лично министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому). Руку «помощи» протягивали шести восточноевропейским странам – Азербайджану, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине. Первоначально предполагалось, что «Восточное партнерство» станет продолжением программы «Европейская политика соседства», в которой Киев соседствовал со странами Африки. Но зачем в таком случае нужно было плодить сущности?

На это Варшава приводила пример стран «Вышеградской четверки», которые вместе вступали в ЕС. Поэтому, утверждали поляки, объединение из шести стран в рамках «Восточного партнерства» быстрее поможет Украине в деле евроинтеграции, нежели попытки Киева по отдельности сыграть на этом направлении. «Очень хорошо, что такая инициатива была представлена, - констатировал в мае 2008 года вице-президент Европейского парламента Марек Сивец. - Хорошо, что ее до этого обсуждали и что она не является только польским предложением. Раньше нас часто заставали врасплох некоторые идеи, которые сразу были предопределены на неудачу. В случае «Восточного партнерства» все может быть иначе».

В Киеве намек Варшавы был быстро понят и расшифрован. По итогам Пражского саммита заместитель руководителя секретариата президента Украины (на тот момент – Виктора Ющенко) Андрей Гончарук утверждал: «Будет справедливым отметить, что для Украины большинство предложений и инициатив «Восточного партнерства» не является принципиально новым. Скажу даже больше — много чего ВП позаимствовала из достижений двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС. И именно благодаря этому Украина обретает статус важного источника информации и опыта для других партнеров. Украина — лидер, но «Восточное партнерство» не заставляет других партнеров достигать уровня Украины, если они не готовы или не желают этого. С другой стороны, «Восточное партнерство» не требует от Украины ждать, пока другие достигнут успехов в реализации новой инициативы. Благодаря этому лидерству, Украина всегда будет первым реципиентом новых элементов «Восточного партнерства», которые будут возникать в процессе его эволюции».

Тем не менее, предложение Польши и Швеции вполне могло быть отвергнуто, Берлин и страны Бенилюкса выступали против того, чтобы открыть процесс подготовки подписания Соглашения об Ассоциации с Украиной, не считая ее «европейским государством». На помощь пришел Париж. «Я буду иметь возможность как председатель ЕС организовать саммит ЕС-Украина в следующем сентябре и предложить амбициозное партнерство нашим украинским друзьям, – заявил президент Франции Николя Саркози на пресс-конференции в Варшаве в конце мая 2008 года. – Принципиально, чтобы Украина принадлежала Европе в географическом, культурном плане». Слова президента нашли «одобрительный отзыв в кулуарах ЕС, где сближение с Киевом является одной из актуальных тем. И приблизят еще одну тему, дорогую Елисейскому дворцу – тему Средиземноморского союза», писала в те дни Le Journal du dimanche au quotidien.

Идею создания Средиземноморского союза Николя Саркози пробивал для стран Северной Африки и Ближнего Востока. Европейская комиссия должна была разработать предложения относительно него до декабря 2008 года, и только к марту 2009 года представить планы по «Восточному партнерству». Однако в августе 2008 года своим вторжением в Южную Осетию Грузия дестабилизировала обстановку в Закавказье. В результате французская дипломатия обратила пристальное внимание на регион, что послужило причиной переноса заседания по «Восточному партнерству» на декабрь 2008 года. Учитывая, что закавказские республики шли в одном «прицепе» с Украиной, действия Парижа сыграли на руку Киеву. Как отмечал еженедельник «Зеркало недели» в октябре 2008 года, «теперь в истории украинской евроинтеграции будет зафиксировано: решение о заключении Соглашения об ассоциации Украины с ЕС было принято во время французского председательствования в Евросоюзе и в значительной степени благодаря французскому президенту».

Однако оставался важный вопрос о параметрах Соглашения. В конце ноября 2008 года информационное агентство УНИАН дало утечку. По сведениям издания, в проекте документа подчеркивалось, что отношения с восточными партнерами будут оставаться дополнением к российско-европейским отношениям, в рамках которых ЕС ведет диалог о «пересекающихся перифериях». Как сообщил УНИАН чиновник из Еврокомиссии, данная фраза была включена в преамбулу документа для того, чтобы «нейтрализовать возможную негативную реакцию со стороны российских симпатиков ЕС и самой России, которая довольно болезненно воспринимает все региональные инициативы на постсоветском пространстве, если они не обсуждались с Москвой». В итоговый вариант этот тезис не вошел. 11 ноября 2008 года вице-премьер Украины по делам европейской и международной интеграции Григорий Немыря констатировал: «Мы с удовольствием отметили факт, что в окончательном варианте коммюнике Еврокомиссии «Восточное партнерство» позиционируется не как дополнительное к отношениям ЕС с Россией, а как параллельные процессы». К удовольствию Варшавы.

Четыре последующие года движения Украины по пути евроинтеграции не были ровными, однако в целом Киев не выбивался из «польской узкоколейки». Где сегодня те французские или шведские энтузиасты, осталась одна Польша. Так что если в ноябре в Вильнюсе на саммите «Восточного партнерства» Киев и Брюссель подпишут Соглашение об ассоциации, можно будет сказать, что Варшава выиграла бой за Украину не только у России, но и у всего Европейского союза. Другой вопрос, кому в итоге достанутся плоды этой победы. Президент США Билл Клинтон выиграл свою первую президентскую кампанию под лозунгом «Это экономика, дурачок». Ныне в Европе ведущая экономика есть и остается немецкая.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть