Сланцевая контрреволюция: Павел Шипилин

Газпром не проспал сланцевую революцию — её причины лежат не в области технологий, а в области большой политики
20 августа 2013  11:40 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX Павел Шипилин рассуждает о перспективах и рисках развития добычи сланцевого газа.

В воскресенье, 18 августа, в Великобритании прошла акция протеста против добычи сланцевого газа. Два года назад здесь был введен мораторий на разработку — после того, как в районе бурения на северо-западе Англии были зафиксированы два небольших подземных толчка. После того как срок моратория истек, правительство приступило к выдаче лицензий. В июле объявлено о налоговых льготах для компаний, инвестирующих в этот бизнес. Газпром со всех сторон подпирают любители дешевой энергии. Однако есть надежный способ отбить охоту конкурировать с нашим народным достоянием. И разъяснительная работа среди местного населения, раскрывающая пагубность воздействия химикатов на природу, здесь ни при чем. К счастью для нас, британцев мало волнует, что сланцевый газ мог бы в течение ста лет полностью обеспечивать потребности национальной экономики в энергоресурсах.

О сланцевом газе сейчас известно все. Мы знаем о хитростях американцев, которые сделали рентабельной добычу, потому что государство взяло на себя затраты на геологоразведку, о пирамиде Chesapeake Energy Corp., акции которой сначала бойко торговались, а потом резко упали в цене, и, разумеется, мы в курсе экологических проблем, связанных с гидроразрывом.

Мы слышали аргументы Михаила Леонтьева, этого непримиримого борца с беспечным Алексеем Миллером, проспавшем сланцевую революцию. Фактически, сегодня эти два персонажа олицетворяют собой два противоположных мнения — за-сланцев и против-сланцев.

Оба неправы! Почему вообще стала возможной добыча сланцевого газа? Да-да, потому что американцы придумали технологию горизонтального бурения, объясняют нам за-сланцы. Произошло это, правда, в 1929 году, когда был получен первый патент. Но все дальнейшие опыты были неудачными, так что первой приличной скважиной с девятью ответвлениями в разные стороны вполне можно считать нашу, которую пробурили в 1953 году в Башкирии.

Словом, ничего прорывного Chesapeake Energy не изобрела. Тогда откуда же взялась сланцевая революция? Как ни странно, простимулировал ее сам Алексей Миллер. Именно он в 2008 году гордо заявил, что цена газа может превысить тысячу долларов за тысячу кубометров. И тем самым включил зеленый сигнал светофора любым самым невероятным проектам, которые совсем недавно серьезными игроками-энергетиками даже не рассматривались. В том числе, была реанимирована старая идея — добывать газ из сланцев. Его себестоимость действительно очень высока — больше 200 долларов за тысячу кубометров. Собственно, поэтому сланцами раньше пренебрегали. Но ведь 200 долларов — сущие пустяки, если газовый монополист объявляет безумную цену. Тут уж не до экологии.

Газ хорош не только тем, что экологически безвреден. Самое главное его преимущество — дешевизна. Сланцевая революция рассосется сама собой, если цена за газпромовскую продукцию упадет, например, до 300 долларов. Но обязательно возобновится с новой силой, если превысит критическую отметку в 400 долларов. Миллер, разумеется, оговорился: тысячедолларовая цена возможна, если нефть будет стоить по 250 долларов за баррель. Ведь именно от этой «печки» пляшут в Газпроме. Но теперь ясно: у газовой цены есть свой потолок. Сколько бы ни стоила нефть. Если выше — альтернативные источники энергии начинают наступать на пятки.

А значит, от цены нефти как от переменной в формуле нужно отказываться как можно быстрее. Ибо любые народные волнения на Ближнем Востоке, или в Северной Африке заставляют нефтяные индексы ползти вверх, вслед за ними ползут вверх цены на газ и автоматически — акции Chesapeake Energy. То есть, мы не назначаем цену за собственный товар — ее по-прежнему назначают те, кто регулирует стоимость нефти на мировых рынках. Без «газового ОПЕК» , контролирующего добычу и реализацию «голубого топлива» разыми странами, конкуренции со сланцевым газом, ветряками, солнечными батареями и проч. можно и не выдержать. А вот его-то создать у нас никак не получается. Михаил Леонтьев неправ: Газпром не проспал сланцевую революцию — ее причины лежат не в области технологий, а в области большой политики. Неправ и Алексей Миллер: никогда газ не будет стоить тысячу долларов. Для Газпрома такая цена разорительна.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть