Египет между демократией и развалом государственности

Египетский сценарий может быть применен и в Турции, роль и значение военных на Ближнем Востоке будет возрастать
8 августа 2013  22:54 Отправить по email
Печать

Как заявил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, Турция работает с международным сообществом над дорожной картой по урегулированию политического кризиса в Египте. При этом, по сообщению газеты Hürriyet Daily News, эта работа осуществляется ею в контакте с Вашингтоном, Брюсселем и Африканским союзом.

Стало известно, что сценарий так называемого каирского урегулирования включает несколько позиций: освобождение политических заключенных, в том числе бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси, создание совета в составе гражданских лиц с участием всех политических партий, включая «Братьев-мусульман». Плюс еще одна «карта» - гражданская. Она предусматривает назначение исполняющего обязанности премьер-министра и формирование правительства. Далее прописаны действия по разработке новой конституции и избрание президента.

Положение в Египте действительно остается напряженным. И если раньше экспертов немного обнадеживало то, что главные события происходят все же в Каире и в некоторых других крупных городах Египта, то сейчас, по поступающим сведениям, нестабильность охватывает практически всю страну. На севере Синайского полуострова, как сообщает Reuters, идут бои между египетскими силами безопасности и боевиками. Новые власти Египта ввели запрет на передвижение морских судов у побережья Средиземного моря возле северной части полуострова. Мировые финансовые структуры, в частности, крупнейший инвестиционный банк Merrill Lynch прогнозирует, что Египет, подобно Ливии, как государство может развалиться уже через шесть месяцев.

Поэтому дальнейший ход событий в этой стране зависит от способности контролируемых военными временных властей передать полномочия избранному руководству. Но какому, ведь далеко не факт, что оно исправит ситуацию, особенно если в новых структурах власти вновь окажутся «Братья-мусульмане». Их недолгий период пребывания у власти показал, что среди них нет людей, которые в должной мере владели бы навыками государственного управления. А сейчас, после военного переворота, у них, по словам руководителя берлинского фонда «Наука и политика» Фолькера Пертеса, «накопился гигантский потенциал ярости и разочарования, поэтому они сейчас неспособны осознать свои собственные ошибки». Все их требования, которые стали находить поддержку на Западе, сводятся к освобождению экс-президента Мурси и арестованных некоторых других лидеров исламистов.

И тут сразу появляется несколько парадоксов.

Первый: египетские военные, которым сейчас активно навязывают различные «дорожные карты», понимают, что таким образом их лишают возможности самостоятельно провести необходимые политические маневры. К тому же получение ими помощи от Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта в размере 12 миллиардов долларов дает некоторый запас прочности и выигрыш времени

Второй: как ни крути, но сейчас в Египте практически невозможно выстроить устойчивую политическую систему. С одной стороны, нет прочного и сплоченного светского лагеря. После новых выборов «Братья-мусульмане» будут продолжать занимать заметное место в политическом пространстве страны. Теоретически выход для египетских военных просматривается в возможности создания новой, современной типа турецкой Республиканско-народной партии, которая примет и станет осуществлять демократические правила игры. Но для этого нужно время и немалое, чего пытается лишить египетских военных Запад.

Но вернемся к альянсу Вашингтон-Анкара-ЕС –Африканский союз, который сейчас разрабатывает для Египта «дорожные карты». По ходу «египетской революции», в результате которой был отстранен от власти Мубарак, ЕС и Африканский союз практически выступали в роли сторонних наблюдателей. Активную игру на этом направлении вели только Вашингтон и Анкара. США, как пишет The New York Times, «повели себя таким образом, что у каждого из враждующих лагерей создалось убеждение, что они помогают их оппонентам». В ситуации, когда два крупных лагеря в Египте - религиозные и светские силы - отказываются от контактов, американская дипломатия имеет возможность для политического маневра. Опять-таки теоретически.

Практические главные решения Вашингтона в отношении Каира еще впереди. При получении известий об устранении от власти президента Мурси, президент США Барак Обама устно выразил «обеспокоенность», а в письменном заявлении призвал Египет «как можно скорее вернуться к гражданской форме правления и к правительству, избранному в ходе демократических выборов». В то же время он не квалифицировал устранение от власти Мурси как «военный переворот». Эксперты связывают это с тем, что США есть закон, который запрещает оказывать помощь стране, правительство которой было свергнуто в ходе военного переворота. Вашингтон ежегодно выделяет Египту больше 5 миллиардов долларов и его отказ от оказания помощи Египту лишил бы всех рычагов воздействия на эту страну. Заметим, что в то же время Белый Дом через бывшего спецпомощника президента США Денниса Росса в эфире британской вещательной корпорации ВВС выставил египетским военным готовящуюся западную программу: «поставить под контроль египетские вооруженные силы, сформулировать ясные принципы переходного процесса и в течение полугода провести президентские и парламентские выборы».

Что же касается Турции, то она выступила с резкой критикой в адрес инициаторов военного переворота в Египте, потребовала вернуть к власти «Братьев-мусульман» и освободить Мурси. Анкара считает, что в Египте «к власти вернулись сторонники Мубарака». Это лишает ее каких-либо возможностей практически участвовать в посреднических усилиях в Египте. Маловероятно, что в течение ближайших 1-2 лет кто-либо из высших должностных лиц Турции вообще посетит эту страну. Но она пытается использовать механизм «дорожной карты» для иных целей. Дело в том, что лидеры правящей Партии справедливости и развития опасаются того, что египетский сценарий будет применен и в Турции, да и вообще роль и значение военных на Ближнем Востоке станет возрастать.

Более того, все понимают, что в сложившейся ситуации пока одни только военные способны сохранить территориальную целостность страны. Поэтому у новых властей Египта вызывает серьезные подозрения инициатива Запада по выстраиванию различных «дорожных карт». Как заявил советник временного президента Египта по работе со СМИ Ахмед аль-Муслимани, «Каир в состоянии защитить свою революцию и государственность». Причем, как сообщили ИТАР-ТАСС источники в канцелярии главы государства, заявление аль-Муслимани обращено, в первую очередь, к США, Германии, Африканскому союзу, ряду арабских государств и Турции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть