Сможет ли Баку выпутаться из геополитических сетей

Некогда существовавший альянс Баку-Тбилиси-Анкара начинает разваливаться.
17 марта 2013  18:52 Отправить по email
Печать

Как и следовало ожидать, сообщение об открытие армяно-турецкого авиарейса Ереван- Ван-Ереван, вызвало серьезное политическое раздражение в Баку. Завотделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Азербайджан расценивает авиарейс между Ваном и Ереваном «как косвенную поддержку оккупационному режиму, официальным кругам Армении».

В то же время это событие выявило огромный комплекс проблем азербайджанской дипломатии, о которых ранее в Баку предпочитали или не говорить вообще, или говорить не очень громко. В наиболее развернутом виде они были озвучены известным политологом, главой Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу. Для полной ясности мы приведем часть его недавнего заявления.

«Ответственность за нерешенность нагорно-карабахского конфликта лежит также на Турции, несмотря на то, что подход Турции к нагорно-карабахскому вопросу отличается от позиции США и Ирана, это пока не позиция Азербайджана, - считает Ахмедоглу. - Предпринимаемые турецким правительством шаги способствуют продолжению оккупации армянами Нагорного Карабаха. Турцию используют как фактор, препятствующий урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Турция поддерживает Азербайджан не до конца. Не существует иного пути решения нагорно-карабахского конфликта, кроме военного».

И еще:

«Для армян карабахский вопрос важнее «геноцида», потому что на кону стоит материальный вопрос, то есть земля. Турция, предложения которой отвергаются, слова которой не слышат на международной арене, говорит Азербайджану, что этот вопрос нужно решить путем мирных переговоров. Давайте решим нагорно-карабахский вопрос военным путем, а потом если даже Турция подарит Армении миллиарды, мы не будем возражать».

Более того, по мнению Ахмедоглу,

«официальная Анкара, которая не сделала вывода из того, как Запад поддерживает Армению, своими неверными шагами в сфере внешней политики косвенно тормозит решение этой проблемы. Ответственность Турции в затягивании урегулирования нагорно-карабахского конфликта также заключается в подписании цюрихских протоколов в октябре 2009 года. В момент, когда Армения задыхалась, Турция дала ей воздух. Азербайджан в большинстве случаев боролся за интересы Турции больше самой Турции. Методы деятельности могут отличаться, но в последние годы борьба, проводимая Азербайджаном, была более эффективной. Азербайджан смог оградить отношения с Турцией от давления, но Турция не смогла даже себя оградить от этого давления».

Наконец, еще одна важная сентенция политолога:

«Президент Турции Абдулла Гюль оказался вторым человеком после Владимира Путина, поздравившим Сержа Саргсяна, избрание которого на пост президента порождает сомнения. При этом Гюль даже не учел того, что до годовщины Ходжалы оставалась одна неделя. Однако, несмотря на то, что президентские выборы на греческом Кипре уже завершились, президент Азербайджана до сих пор не поздравил избранного главу, хотя он мог это сделать. Греческий Кипр стал членом Евросоюза именно из-за ошибок, допущенных нынешним руководством Турции. У Азербайджана также есть энергетические интересы в Греции, но из-за турецкого фактора президент Азербайджана подобного шага не предпринял».

Так вырисовывается любопытная мозаика проблем не только внешней политики Азербайджана, но и формирующейся расстановки сил в регионе.

1. Азербайджан после прихода к власти в Грузии новых политических сил начинает осознавать факт изменения геополитического соотношения сил в Закавказье не в свою пользу. Некогда существовавший альянс Баку-Тбилиси-Анкара начинает разваливаться. Тбилиси и Анкара стали занимать новые позиции.

2. Азербайджан, обозначавший свое участие в альянсе с Турцией в качестве ведущей, а не ведомой силы, понимает, что его союзник Турция, подписавшая в 2009 году Цюрихские протоколы, а сейчас открывшая авиарейс Ереван-Ван-Ереван, продолжает сближение с Арменией. При этом Баку откровенно шантажирует Турцию возможностью провести контригру за счет нормализации отношений с Республикой Кипр.

3. В свою очередь Турция, заявляя о стратегическом партнерстве с Азербайджаном, как считают некоторые европейские эксперты, разыгрывает азербайджанскую «карту». Она стремится создать удобную для себя геополитическую конфигурацию в регионе, максимально использовать преимущества в качестве единственного транспортного коридор для вывода на внешней рынок энергоресурсов Азербайджана в обход России. Проблема карабахского урегулирования для нее является второстепенной.

Когда бакинские политологи подозревают Армению в стремлении обострить противостояние Турции с другими государствами, это намек на то, что Азербайджан тоже способен разыграть турецкую «карту» с другими государствами. До сих пор азербайджанская политика сторонилась тесных интеграционных объединений с участием России, предпочитая тактику неустойчивых региональных альянсов. Сейчас многое может измениться. Речь идет не только о выходе на новые отношения с Россией, но и воссоздании исторической матрицы во взаимоотношениях с Ираном. Это, конечно, только предположение. Но Азербайджану сейчас необходимо проявлять активность, чтобы не запутаться в расставленных в регионе геополитических сетях, и чтобы не оказаться в плену чужих интересов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть