Кому нужен «Южный поток»: эксперты

На Украине большинство политиков считают, что этот проект направлен против её независимости и 20 марта депутаты приняли в парламенте в первом чтении закон, разрешающий приватизацию украинских трубопроводов. Стоит ли продолжать проект «Южный поток» или может договориться с Януковичем о приватизации газопровода? Эксперты ИА REX ответили на этот вопрос.
22 марта 2012  11:26 Отправить по email
Печать

Нужен ли России «Южный поток»: мнения

Ввод в действие «Южного потока» приведёт к серьёзнейшим проблемам в использовании украинской газотранспортной системы (ГТС), считает директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. «Газпром» в феврале заявил, что значение Украины для экспорта российского газа после запуска «Южного потока» и расширения «Северного потока» упадёт до нуля. Сейчас Украина является основным транзитером российского газа в Европу.

По мнению Толстова, ГТС действительно нельзя будет использовать в том функциональном режиме, в котором она используется сегодня. Пускать по трубе, диаметр которой рассчитан на 160 миллиардов кубометров (газа) в год, 20 или 30 миллиардов он назвал убийством с точки зрения технологии.

На Украине большинство политиков считают, что этот проект направлен против её независимости и 20 марта депутаты приняли в парламенте в первом чтении закон, разрешающий приватизацию украинских трубопроводов. Стоит ли продолжать проект «Южный поток» или может договориться с Януковичем о приватизации газопровода? ИА REX публикует мнение экспертов по данному вопросу.

Фёдор Яковлев, эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям:

Ни в строительстве «Южного потока», ни в строительстве «Северного потока» для России нет абсолютно никакой экономической, финансовой либо политической целесообразности. Всё обстоит с точностью до наоборот. Если «Газпрому» необходимо увеличивать поставки газа в Европу, что весьма сомнительно с точки зрения перспективы, с учётом роста использования европейскими государствами альтернативных источников энергии, то даже в этом случае гораздо дешевле, причём в несколько раз, увеличивать возможности газопроводов, идущих через территорию Украины и Беларуси. При этом, при обосновании необходимости строительства «Южного потока», очень много спекуляций на тему «украинской трубы» и её пресловутой «нэзалэжности», но ведь «белорусская труба» полностью принадлежит «Газпрому»! Тогда зачем «Северный поток»?

Ларчик открывается очень просто, если посмотреть на суммы затрат на проектирование и строительство этих «потоков» и понимать при этом, что, как минимум, 30% от этих сумм останется в карманах хозяев компаний, причастных к «претворению в жизнь» этих проектов. В том, что эти хозяева «не чужие» нынешнему кремлёвскому руководству, сомневаться не приходится. Вот потому, например, и может себе позволить Светлана Медведева снимать для себя лично пятизвёздочные отели в Италии.

Есть два способа «тырить» деньги из бюджета, один совсем жлобский и наглый, хотя и быстрый, когда деньги из бюджета уходят напрямую на подставные фирмы и там «пропадают», но это слишком заметно и даже, возможно, наказуемо. А второй, более долгий, но зато, практически, безопасный, когда деньги из бюджета выделяются на различные «проекты», а затем при их «реализации», выделенные деньги «распиливают» особо доверенные фирмы и лица. Задача власти, сделать выделение денег на эти «проекты» максимально обоснованным. Результат таких проектов хорошо виден на примере строительства автомобильной дороги до Сколково — дорога протяжённостью 5,34 километра, построенная за 5,75 миллиарда рублей... начала разрушаться менее чем через год!?

При себестоимости добычи «Газпромом» 1000 кубов газа за $23 за и ставки прокачки по территории России в $1,78 за 1000 кубов на 100 километров, понятно, что на границе Российской Федерации его реальная себестоимость не может быть более $60 за 1000 кубов. Но ведь продаётся-то он в диапазоне от $350 до $400!? При такой рентабельности газового бизнеса газ для россиян должен быть вообще бесплатным! А что в реальности, — как только закончились парламентские и президентские выборы, «Газпром» объявил о необходимости... повышения стоимости газа для населения!? Это означает, что ответственность за финансовую несостоятельность строительства всех этих «потоков» будет переложена на карманы россиян!

Притом, что «квалификация» менеджмента «Газпрома» давно вызывает определённые сомнения. В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев лично в ультимативно-жёсткой форме потребовал погасить задолженность Белоруссии за поставки газа в размере около $200 миллионов, причём дело даже дошло до сокращения поставок газа в республику на 60%, которые белорусы незамедлительно компенсировали недопоставками по транзиту, в результате чего, в скандал была втянута лишившаяся газа Европа. Но при этом, Беларусь, причём совершенно неожиданно для российской стороны (!?), выставила встречную претензию на $260 миллионов, которые задолжал ей «Газпром» за транзит газа!

Таким образом, высокооплачиваемый топ-менеджмент государственного газового гиганта оказался неспособным даже к элементарному сведению дебета с кредитом. В результате чего весь мир с нескрываемым изумлением смотрел на президента России, который совершенно по-детски требовал от Белоруссии заплатить её долг и в полном объёме, фактически, только на том основании, что Россия первой потребовала его заплатить. Белоруссия заплатила, правда, не $200 миллионов, а $187 миллионов и, кроме этого, незамедлительно подписала дополнительное соглашение с «Газпромом» о повышении ставки транзита газа по её территории на этот же 2010 год, от прежней ставки $1,45 за 1 тысячу кубометров до $1,88. После чего «Газпром» перечислил полученные от Белоруссии деньги обратно, дополнительно доплатив ей ещё несколько десятков миллионов долларов своего долга.

После такого позора, президент, кстати, до своего избрания на этот пост, «трудившийся» председателем совета директоров «Газпрома», должен был разогнать, как минимум половину всего руководства этой компании, начиная с Алексея Миллера, выставившего его на посмешище перед всем миром! Однако в действительности все остались на своих местах и, надо полагать, «при своих интересах», а они, судя по платёжеспособности Светланы Медведевой, весьма немаленькие!

Что касается политического аспекта, то и дураку понятно, что за возможность прокладки «потоков» в территориальных водах других государств, Россия должна была идти на определённые уступки каждой из этих стран и только для того, чтобы определённый круг «особо приближённых» мог «заработать» на реализации этих «проектов». Последние три года Россия ремонтирует корабли своего Черноморского флота в Болгарии, кстати, члена блока НАТО, и это в то время, когда в Севастополе невостребованы мощности «Севастопольского морского завода».

По мнению генерал-полковника Леонида Ивашова, возглавлявшего в 1996-2000 годах Главное управление международного военного сотрудничества Генерального штаба российской армии, это «нонсенс, когда российские корабли, дислоцированные в Севастополе, ремонтируются в Болгарии», поскольку «это не только рабочие места, но и политика укрепления дружбы и сотрудничества, сближение Украины и России». Но, как правильно отметил глава Севастопольского горсовета Юрий Дойников по поводу ремонта российских кораблей на «Севморзаводе»: «это экономически выгодно для россиян, если смотреть на себестоимость, а не на политику», а в Болгарии «Южный поток» объявлен «объектом национального значения»! А то, что при этом жители «города русской славы» остаются без работы, российских «бизнес-политиков», по видимому, мало интересует. Так же, как и то, что даже севастопольцам, при таких «приоритетах» России, сложно объяснить, что курс украинского руководства на вступление Украины в НАТО направлен против России.

Так что, строительство «Южного потока» будет продолжено даже в том случае, если Украина вообще подарит России свою газотранспортную систему, поскольку дело абсолютно не в ней и не в украинской «независимости». Слова Карла Маркса о том, что при 100% прибыли капитал попирает все человеческие законы, не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на то, что с той поры минуло почти 150 лет.

Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса»:

Строительство газопровода «Южный поток» важно не только для России, но для многих других стран, участвующих в этом проекте. В первую очередь, это члены Евросоюза, которым тем самым гарантируется бесперебойная доставка контрактного газа, а также Турция, которая не только будет получать газ «Южному потоку», но ей еще разрешен его транзит в Европу. Помимо того, «Южный поток» в целом имеет геополитическое значение для России с точки зрения представления ее интересов в макрорегионе Южного Кавказа — Ближнего Востока.

Поэтому же меньше всего данный газопровод несет какие-то угрозы непосредственно Украине, более вероятным кажется, что Киев, таким образом, пытается решить какие-то проблемы других стран, которых бы он желал видеть в качестве своих стратегических партнеров. Другой вопрос, считают ли сами эти страны своим союзником Украину и намерены ли они прибегать к ее помощи в данных вопросах, я не уверен в этом. Таким образом, на мой взгляд, к решению украинского парламента принять закон, разрешающий приватизацию национального достояния — трубы, следует относиться как к внутреннему делу суверенного государства Украины, которое не может быть предметом интереса России.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Газопровод по дну Черного моря уже существует несколько лет и поставляет газ в Турцию. Но — маленький в сравнении с «Большим Южным Потоком». России Южный Поток желателен, поскольку он ликвидирует Nabucco и ставит Европу в зависимость от России, заодно способствуя мирной обстановке в Евразии. Относительно законопроекта то пока не вполне понятно, как именно законопроект соотносится с двумя важнейшими характеристиками «трубы», а именно — её бесперебойности и её приватизации. В Раде идут бесчисленные прения с точки зрения приватизации «трубы», но для наполняющих трубу и пользующихся ею в Европе — наиболее важна бесперебойность работы. И конкретных мероприятий пока не видно, есть лишь текст закона, увеличивающий полномочия и без того собственника «трубы» — государства.

Если же смотреть на ситуацию «абстрактно», то не суть важно, частный или государственный «путь из Варяг в Греки». Если его закупорить по любой причине или шантажировать его перекрытием — то может прибыть Орда из заинтересованных в собственно торговле без преград.

Поскольку полномочия государства увеличены, то сущность дальнейших событий будет рождаться в недрах Кабмина без согласования с законодателями. А значит — возможны любые сюрпризы для общества, поскольку решения будут приниматься быстро и без согласования с народом. Как и в том случае, если бы «трубу» подарили «донецким» персонально.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть