Президент Румынии Никушор Дан сообщил, что он получил приглашение принять участие в первом заседании Совета мира, учреждённом президентом США Дональдом Трампом, которое состоится 19 февраля. Но вначале Дан хочет выяснить у американцев, как совместить членство в Совете мира с международными обязательствами Румынии.
Среди стран Центральной и Восточной Европы аналогичные приглашения поступили Чехии (отказалась) и Венгрия (согласилась). А Польша? Она пока что не упоминается среди тех, кому предложили прибыть на первое заседание Совета мира, хотя ранее Трамп дал понять, что хотел бы видеть среди его членов польского президента Кароля Навроцкого. Однако команда Навроцкого колеблется в ситуации, когда расколотый варшавский салон неоднозначно воспринимает американскую платформу, которая для многих выглядит как попытка замены ООН.
Несколько дней назад глава управления международной политики канцелярии президента Польши Марчин Пшидач отметил, что считает необходимым начать подготовительную работу к вступлению Польши в Совет мира. Но вначале канцелярия хотела бы узнать позицию правительства по этому вопросу и выслушать мнения всех парламентских групп. Этот вопрос станет предметом обсуждения на заседании Совета национальной безопасности при президенте Польши, которое Навроцкий созвал на 11 февраля. Ранее премьер-министр Дональд Туск не исключил возможности проведения дискуссии в Сейме по вопросу о возможном присоединении к Совету мира.
Однако не секрет, что премьер относится к инициативе Трампа со скепсисом. Туск и глава МИД Польши Радослав Сикорский разворачивают геополитическую ориентацию страны на север. Варшава в последние месяцы резко активизировала отношения с «восьмеркой» (Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония), которая является на континенте «руками» Великобритании, опекающей этот проект. Как отмечает один из американских аналитических центров, «растущее взаимодействие с партнерами из стран Северной Европы и Прибалтики привело к снижению приоритета других направлений». Речь идёт о партнерах по «Вышеградской группе» и Румынии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Некоторые считают, что за ориентацией Варшавы на «восьмерку» и Лондон стоят опасения Польши относительно нарастающего усиления военной мощи Германии, что «отвлечёт внимание от России и оставит Европу разделённой и уязвимой». Поэтому Польша и «может стремиться к более тесному сотрудничеству со странами Северной Европы и Прибалтики, а также с Великобританией в рамках Объединенных экспедиционных сил». Так это или не так, достоверно сказать сложно. Но, в любом случае, разворот Варшавы не нравится Вашингтону. Недовольство польской правящей коалицией прорывается в «мелочах».
Когда на днях маршал Сейма Польши Влодзимеж Чажастый публично заявил, что не считает Трампа достойным получения Нобелевской премии мира и назвал идею Совета мира «иллюзорной» – не первый и не последний европейский политик, считающий так – с неожиданно резкой отповедью выступил в социальных сетях посол США в Польше Том Роуз. Он обвинил маршала в «возмутительных и неспровоцированных оскорблениях в адрес» президента США, заявил, что прекращает с Чажастым все контакты и даже намекнул, что Вашингтон может серьёзно задуматься над тем, а так ли уж надо сохранять американское военное присутствие в Польше.
Учитывая, что Сикорский пообещал после этого выяснить, является ли позиция Роуза официальным или частным мнением, можно сделать вывод: Варшава затрудняется с пониманием американской политики и ей непонятно, как США видят роль Польши в будущем. На этом фоне, как считает российская группа стратегического анализа «Повестка дня», создание в Румынии одного из крупнейших логистических центров НАТО и превращение «румынского коридора» в ключевую артерию украинского экспорта означает, что Бухарест перестаёт быть второстепенным участником региональной политики. Если Румынии отнимет у Польши роль лидера восточного фланга НАТО и «любимицы» США, это будет нечто.


Комментарии читателей (0):