Империю США не тянут, а на треугольник пока не соглашаются

«Орешник» превращает Трампа в разменную монету хозяев
10 января 2026  21:56 Отправить по email
Печать

Известный журналист Такер Карлсон, бывший член команды Трампа, с ним поссорившийся, сделал резонансное заявление. По его мнению, США превращаются из республики в империю. В рамках подготовки к войне против Китая и КНДР всё идёт к переформатированию системы власти в пользу Белого дома и за счёт Конгресса. Иначе говоря, атаку на Венесуэлу Карлсон рассматривает своеобразным «представлением» законодателям, которых, заметим, Трамп не счёл необходимым даже проинформировать о своих планах. И которые, обидевшись на это, запретили президенту применять в Венесуэле армию. Причём, на сторону инициировавших запрет демократов перешли несколько республиканцев, что и разрушило их большинство в Сенате.

Получится ли у Трампа империя, и что это вообще за тема? Две стороны, как всегда в любом вопросе. С одной стороны, такой ряд факторов. США – не имперская нация, не знавшая толком колоний, с «экстенсивным» - широким, но неглубоким, по определению Бжезинского, типом лидерства. А империя, по выражению Сергея Кургиняна, — это когда хотят знать всё. Когда колониальный чиновник не «делает карьеру» и не прыгает с места на место, на каждом из которых задерживаясь не более, чем на пару-тройку лет, а когда должностное кресло, в котором он сидит, за несколько десятилетий принимает форму его «августейшего» зада. Но он на этом своём месте знает всё от иголки до нитки. Это не про американцев, это про англичан. Однако в связи с этим приходится вернуться к вопросу о теснейших связях Трампа в Туманном Альбионе. И об его принадлежности, по слухам, к шотландской аристократической элите, тесно переплетённой с королевским двором. Вспоминаются сразу же «совпадение» первого прихода Трампа с Brexit, который он решительно поддержал, дружба с провернувшим его «нечесаным» Джонсоном, а также нынешнее, мутное типа «перетягивание каната» между Вашингтоном и Лондоном по Украине, на поверку обнаруживающее всё больше признаков согласованной и скоординированной игры. Главный её результат, как и динамика, в точности повторяющая американские и британские манёвры перед Второй мировой войной – от поисков англичанами союза с Гитлером до превращения в непотопляемый авианосец США – указывают на неизбежность сохранения британо-американского стратегического альянса на любых исторических поворотах. На выходе имеем «расширяющийся» в геополитическом отношении Ла-Манш, отделяющий континентальную Европу, запрограммированную на столкновение с Россией, от англосаксонского мира, который, как всегда, сидит в засаде, ожидая развязку, чтобы присоединиться в ней к победителю и украсть победу. Яркий пример: США, страна, являющаяся откровенным агрессором и провокатором украинского конфликта, при Трампе внезапно, на глазах удивлённого мира, превращается в ключевого «миротворца», что в то же самое время не мешает ей поставлять Киеву разведданные и обеспечивать ударную навигацию. Захват танкера – тоже не американская, а американо-британская операция. С этой точки зрения, империя – не США, империя – это совокупный сдвоенный центр «морского», англосаксонского Запада, переплетённый друг с другом собственным экономическим и финансовым порядком, ведущими корпорациями, глобальными институтами, военным альянсом. И – общей элитой. Ну, и системой власти, в которой концептуальный союз аристократии с крупным бизнесом представляет матрицу, в рамках которой формируется любая публичная власть в любой зависимой стране. И единственной реальной функцией такой власти становится проведение в жизнь противоречащих суверенитету концептуальных интересов с принятием на себя издержек этого курса и передачей «хозяевам» преференций. Это, повторим, с одной стороны.

С другой, империей США себя уже провозглашали - при Клинтоне:

Да, мы позволим России быть державой, но империей будет только одна страна — США.

Как и вокруг «плана Даллеса», вокруг этого изречения ломаются копья относительно его подлинности. Однако никто не спорит с тем, что и та, и другая интерпретация исчерпывающим образом объясняют как «генеральную линию», так и локальные нюансы американской внешней политики. Однако, Клинтон со своей империей «промахнулся». Неоконсервативная доминанта американской идеологии, охватившая почти три десятилетия правления обеих партий, имеющих в своих рядах мощные фракции неоконов, была продолжена и после него, а черта под ней была подведена поражением Хиллари Клинтон на выборах 2016 года и провалом президентства Байдена.

Что получается? Со времен Римского клуба элиты Запада строили глобальную империю путём обманного внедрения якобы «демократических» принципов, в которые на самом деле была зашита практика «трёх переходов» - зелёного, цифрового, «антропологического» (сегрегации человечества на высших и низших). Запущенная немедленно после распада СССР, до которого их внедрение не представлялось возможным, эта программа, тесно связанная с «устойчивым развитием», однако, не отыскала противоядия росту национального самосознания, вызвавшему к жизни формирование альтернативной глобальной концепции «многополярного мира». Подъём и альянс Китая и России стал фактором, которому левый глобализм не смог ничего противопоставить. Отдельный вопрос – сошёл он со сцены окончательно, или глобальные планировщики собираются вернуться к нему после того, как фронда, по их расчётам, будет опрокинута. Нас сейчас больше интересует правая имперская тема, которую Карлсон отождествил с Трампом и его политикой «силового» давления, продемонстрированной на примере Венесуэлы и двух российских танкеров.

Самое главное: американский, точнее англосаксонский империализм не может не быть глобальным ввиду периферийного расположения самих Британии и США. Иначе он не имеет никаких перспектив. Скрижали англосаксонской геополитики демонстрируют полное признание этого географического факта и предлагают его «исправление» путём овладения «Мировым островом» с центром в северной Евразии, то есть в России. Это категорический императив всей геополитики англосаксонского Запада, поэтому окружающие нас пространства в духе «Lebensraum» рассматриваются ареной противостояний, успех которых означает продвижение вглубь Евразии. Логика следующая. «Обманная» экспансия путём насаждения ценностей, взятия под контроль ресурсов и приватизации «туземных» элит дала сбой, столкнувшись с российско-китайским альянсом, продемонстрировала неспособность это сопротивление преодолеть ни чисто физически – не хватило потенциала, ни концептуально. Китай, проявив изобретательность, помноженную на энергетический и технологический дефицит, нашёл способы и сумел обратить западные достижения и интеллектуальные концепты себе на пользу, вдохнув в них собственное содержание и переиначив на собственный лад, оставив их владельцев у «разбитого корыта». Россия в условиях жесточайшей конспирации и под прикрытием условной «сердюковщины» восстановила почти утраченный военный потенциал, и как подсказывает Вашингтону Яков Кедми, «бояться следует не того, что [Владимир] Путин показал, а того, чего он не показывает». Много чего, надо полагать; «Орешник» - лишь один пример.

В ситуации неожиданного тупика, в котором англосаксонский Запад ощутил себя в начале СВО (считалось, что под носом у НАТО никто ни на что подобное не решится, а если вдруг – то не проживёт и дня), Трамп стал вынужденным и вымученным ответом западной концептуальной власти. Не получилась ценностно-ресурсная экспансия – идёт переход к лобовой силовой, и именно с этим связан отмечаемый повально всеми экспертами феномен ренессанса Realpolitik образца XIX столетия. А теперь смотрим. Накат на Россию был мощный, злобный и символический: это ещё надо додуматься – соединить в один день – 29 декабря - попытку удара по валдайской резиденции российского главковерха с ударом по Венесуэле, который был перенесён на 3 января в последний момент, по настоянию ЦРУ. Также одним днём, да ещё праздничным – 7 января – ознаменовали захват танкера в Северной Атлантике и передачу нам в Париже документа по Украине. Кстати, совсем непонятно, почему мы поехали в Париж как будто по вызову, а не ждали здесь иностранных гостей с «челобитной» по «Кемской волости», это у г-на Дмитриева такой угоднический стиль? Ещё один подчёркнутый символизм – смена бесноватому Маккейну, такой же бесноватый сенатор Грэм* (физическое лицо, признанное террористом и экстремистом в РФ) с его антироссийским законопроектом. Не нужно семи пядей во лбу, чтобы считать ультимативный «месседж»: подписывайте, что вам дали, а не то будет хуже.

Зачем такое оформление - тоже понятно. По оценкам киевских пабликов, европейцам с подачи Зеленского и англичан удалось впихнуть в документ многие неприемлемые для Москвы вещи. Какие именно – растолковал после Парижа канцлер Мерц:

Существует такой меморандум …в отношении войск в Украине. Однако я хочу здесь чётко сказать, чтобы не было недоразумений, что мы говорим о гарантиях безопасности после перемирия. Никто, ни одна из стран-членов ЕС или за его пределами, не считает, что мы должны сейчас входить в Украину, чтобы вмешиваться в текущий конфликт. Последовательность должна быть такой: сначала - прекращение огня, затем - гарантии безопасности для Украины, а уже потом - долгосрочное соглашение с Россией…

Итак, перемирие, ввод войск ЕС на Украину и только потом мирное соглашение. То есть нам предлагается капитулировать в своих основных требованиях, а потом, когда проигранная игра будет сыграна, с нами, может быть, подпишут соглашение. А может, и нет. Или подпишут, но не ратифицируют. И примутся нарушать - открыто и цинично. Почему подписи США под этой бумагой нет, хотя именно американцы её передают? А вдруг не пройдёт, и в ответ нащёлкают по физиономии? Так пусть этой «физиономией» будут европейцы, на которых за это можно будет перевести все стрелки, а не отдуваться самим.

Суток, видимо, нам хватило, чтобы прочитать. И ответить – «Орешником», и на попытку удара по Валдаю, и на ультиматум по Украине. Европейские лидеры до сих пор молчат, как чего в рот хлебнули: дальность в 5,5 тыс. км при невозможности обнаружения ракеты ни одним радаром ни одной системы ПВО до момента попадания в цель, да ещё несколько боевых блоков. Вся Европа под ударом. Молнии с неба – и выжженная пустошь, и это без ядерного снаряжения. А США? Формально отношения к этому они не имеют: «Орешник» до них достаёт разве что с территории Кубы, где его нет. Для них, с одной стороны, ничего не изменилось, с другой, получен сигнал, что Россия – упёрлась. Трамп его принял к сведению: резко заговорил о мексиканских картелях как главной угрозе, про Украину не проронил ни слова, захваченных россиян отдал, судить, видимо, США будут украинцев и грузин. Даже Венесуэлу спихнул на Рубио - ставленника левых глобалистов. Кстати, и экономический размен вполне адекватный: два танкера, один вообще без нефти, другой с минимальным её количеством – на 17 млрд кубов природного газа, закаченного в уничтоженное Бильче-Волыцко-Угерское ПХГ (50% украинского потребления на зиму). Желающие могут посчитать, как этот баланс выглядит в деньгах. Но этот размен – опять не с США, а с Европой, закачавшей газ реверсом. Уничтоженный, по слухам, ЗКП вместе с множеством офицеров НАТО и ВСУ вблизи Яворовского полигона – это американцев касается, а экономический ущерб несут не они, а ЕС, Вашингтон в прибыли.

Так какую империю задумал Трамп? На наш взгляд, идёт все та же борьба за «глобальный треугольник», который Москва и Пекин настойчиво предлагают Вашингтону, а Трамп изо всех сил сопротивляется, хотя и проговаривается по Фрейду. Заявление о желательности замены истекающего через месяц СНВ-3 многосторонним соглашением с участием не только США и России, но и Китая, — попытка торга об условиях создания такого треугольника. Цугцванг западных элит. Знают, что Пекин на это не пойдёт, всё уже сказано. Понимают, что империю не тянут, но разрешения на треугольник не дают, делая Трампа крайним, берущим на себя все издержки этой глобальной коллизии. Как Трампу не жалко для своих экспериментов ни Венесуэлу, ни Европу – про Украину и говорить нечего, так самого Трампа не жалко его хозяевам. Такое впечатление, что на него в преддверие превращения в «хромую утку» навешали множество разных задач. В расчёте, что он решит хоть что-то, пока не сломал себе шею.

Правый глобализм при Трампе, похоже, угождает в тот же самый тупик, что и левый – при Клинтоне. Традиционным выходом из него видится большая война, но впервые в истории у «концептуалов» нет никаких гарантий, что удастся отсидеться, и их она не зацепит. Однако хоть самоубийц в западной элите нет, за исключением ничего не решающих подставных политиков-временщиков, вроде Стармера, Макрона и Мерца, но решение какое-то искать нужно, не дожидаясь, пока вопрос будет снят военным разгромом Киева. Как они будут решать этот круг задач – неизвестно, но лакмусовую бумажку ожидаем в марте на венгерских выборах, рассматривая таковой политическую судьбу Виктора Орбана. Тогда и появится почва для прогнозов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

17E85H
Карма: 116
11.01.2026 08:10, #53229
Спасибо,Владимир Борисович.А " приватизация «туземных» элит" точнее не скажешь. Причем и приватизаторы и элиты форменные гопники.
Владимир Б.
Карма: 1
11.01.2026 10:34, #53230
Спасибо за ваши мысли, хочу думать что так все и есть
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
79.1% Да.
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть