СРНК состоялась, шпионские страсти Норвегии сохранились

27 декабря 2025  08:38 Отправить по email
Печать

Как ранее сообщалось в средствах СМИ, включая и на данном сайте ИА REX, предновогодние ожидания для рыбаков Северного бассейна, а это Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия и Ненецкий автономный округ, были связаны с итогами 56 сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК). Последняя вопреки пессимистическим прогнозам всё же состоялась 8-18 декабря 2025 года в режиме видео-конференц-связи между Москвой и Осло. Это самая продолжительная по времени сессия за все времена её проведения.

Накануне её открытия были все предпосылки, что этот базовый орган двустороннего сотрудничества в области рыболовства, эффективно действующий вот уже более 50 лет, прекратит своё существование.

Инициаторами такого подхода выступила Норвегия, которая неожиданно обвинила рыбопромысловые суда двух ведущих частных компаний Северного бассейна «Норебо» и «Мурман Си Фуд», базирующиеся в Мурманске, в угрозе её «национальной безопасности». Проще говоря, в шпионаже. Этим они якобы занимаются при осуществлении промысла рыбы в 200-милной норвежской исключительной экономической зоне (ИЭЗ).

Абсурдность таких утверждений, без приведения фактов, очевидна. Об этом даже пишут норвежские исследователи в своих СМИ. Тем не менее, Норвегия принимает свой нормативный акт о запрете рыбодобывающим судам частных компаний «Норебо» и «Мурман Си Фуд», а это около 45 самых современных рыбопромысловых судов Северного бассейна, не выдавать с 1 января 2026 года разрешения на право промысла в норвежской континентальной ИЭЗ.

Практически этим по существу политическим шагом Норвегия лишает, напомню, вопреки межправительственным договоренностям, освоению Россией выделенной ей на 2026 год национальной квоты на вылов морских живых ресурсов. А это, судя по прошлым годам, ни много ни мало около 250 тыс. тонн рыбы стоимостью не менее 25-30 млрд долларов США.

Вот так голословно Норвегия обвинили рыболовные суда России, осуществляющие рыболовство в её ИЭЗ в Баренцевом, Норвежском морях в шпионаже и тем самым стремится не только нанести, в случае сохранения этой меры в 2026 году, экономический ущерб российским рыбопромышленникам на сумму до 30 млрд долларов США, но и вызвать недовольство рыбаков Северного бассейна бездеятельностью властных российских структур по предотвращению такого положения.

Между тем МИД России предпринял, как и Росрыболовство ряд мер с целью отклонить норвежские шпионские выдумки по отношению к российским рыбодобывающим судам при их промысле в норвежской ИЭЗ. Всё это пока словесно посредством протестных нот, заявлений, но без конкретных практических шагов.

Можно предположить что они – «практические шаги» с российской стороны - всё же последуют, полагаю, не позже первой половины 2026 года. Почему так поздно? Вот такая скромная, стыдливая российская дипломатия. Даже на враньё своих соседних, какими и являются норвежские визави, стесняется дать им с русским размахом по одному месту,…чтобы больно было и не повадно к повторению. Дают им одновременно наши власти ещё и некоторое время для пересмотра своих ошибочных решений, что полагаю, останется не увиденным и не принятым.

Сам ход и итоги прошедшей 56 сессии СРНК показывает, что обе стороны сумели сохранить основу российско-норвежского сотрудничества в главном. Это - в совместном управлении морскими живыми ресурсами Баренцева, Гренландского и Норвежского морей. Были согласованы национальные квоты вылова для рыболовных судов своих стран и судов других государств на промысловый сезон в предстоящем 2026 году. Можно с определённой долей осторожности отнести это к положительному результату тех усилий, которые предприняли трезвомыслящие силы обеих сторон в ходе сессии.

Вмести с тем обмен «любезностями по шпионскому делу», который произошёл и зафиксирован в протоколе 56 сессии СРНК, свидетельствует, что по этой теме стороны остались при своих прежних мнениях.

Более того норвежская сторона не желая в принципе обсуждать этот вопрос в рамках СРНК ведёт дело, по моему мнению, — и об этом я ранее высказывался, — к тому, чтобы вынудить Россию стать инициатором выхода из СРНК, как она это сделала опрометчиво ранее, покину такую авторитетную международную межправительственную организацию, как ИКЕС. Напомню, что Россия вышла из неё по политическим соображениям, приняв соответствующее решение Госдумой.

Вот и сейчас СРНК движется по этому пути, который приведёт к её обнулению – к существованию на бумаге, без практической целесообразности, по крайне мере для российской стороны.

Не допустить такого подхода российской стороне в складывающихся условиях довольно сложно, но всё же вполне возможно. Для этого требуется, выражаясь образно, опуститься с дипломатических небес на землю. Поправлюсь, на морскую гладь.

Пора напомнить нашим норвежским соседям, что они, затеяв «шпионское дело», ставят под угрозу разрушение единого пакета межгосударственных договорённостей и прежде всего Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года. Вряд ли это отвечает норвежским долгосрочным национальным интересам.

Пора и России определить свою долгосрочную стратегию в изменившихся политико–экономических условиях в Северо-Западном секторе Арктики и особенно в его морехозяйственной деятельности и сотрудничестве в этой области с соседними государствами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
79.1% Да.
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть