Пока всё наше внимание сосредоточено на Украине и сопутствующих перипетиях по перетягиванию каната между военным решением и навязываемыми нам переговорами, а также между Вашингтоном и двинувшимися вразнос его европейскими сателлитами, в других частях света открывается новый виток противостояния между США и Китаем. Два взаимосвязанных сюжета развиваются по сути в режиме «online». Один – новая, крупная порция продажи американского оружия Тайваню, другой – пиратские, иначе это охарактеризовать трудно, захваты американскими военными грузовых судов, преимущественно танкеров с нефтью, так или иначе связанной с Китаем, которые осуществляются под лживым прикрытием «санкций» против Венесуэлы – дружественной нам страны, нашего союзника. Причём, само это «прикрытие», которое вопреки всем нормам международного права, ставит под сомнение суверенитет Каракаса и его право распоряжаться собственными ресурсами по своему усмотрению, принятое в 2007 году правительством легендарного команданте Уго Чавеса, выглядит циничным издевательством Трампа не только над существующими реалиями, но и над здравым смыслом. Напомним эти аргументы, родом из эпохи «дипломатии канонерок»: нефть Венесуэлы, «благодаря» находившемуся у власти в этой стране проамериканскому марионеточному режиму, принадлежала американским нефтяным компаниям. Строго говоря, национализация проходила в два этапа. На первом, в 1976 году, решением президента Карлоса Переса была создана государственная компания PDVSA, а на втором, уже в 2007-м, Чавес поначалу потребовал реструктуризации активов основных компаний США, работавших в венесуэльской нефтяной промышленности – ExxonMobil (историческая связь с рокфеллеровской Standard Oil) и ConocoPhilips. Те отказались, поэтому и получили реструктуризацию, за которую сейчас «цепляется языком» Трамп, действуя в логике восстановления колониализма, только что осуждённого ООН, учредившей День освобождения от этой разновидности мирового зла, неразрывно связанного с Западом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не нужно быть экспертом и достаточно одной пяди во лбу, чтобы знать, что запущенный Вашингтоном раунд международного разбоя не ограничивается южной Атлантикой, и понимать, что эти уши торчат из недавно принятой Стратегии национальной безопасности (СНБ) США. С одной стороны, в ней воспроизводится доктрина Монро, транслирующая претензии на колониальную гегемонию в Западном полушарии, с другой, центральным вопросом провозглашена конфронтация с Китаем, рассчитанная на весь XXI век. Причём, эти два вопроса тесно связаны, что и подтверждается текущими событиями. Суть нападок на Венесуэлу – союзнические отношения Каракаса с Пекином и Москвой, для которых эта страна - не только центр сопротивления американской экспансии в Латинской Америке, но и важнейший плацдарм, позволяющий нам проецировать силу в уязвимом подбрюшье Вашингтона. Это только кажется, что где Россия, а где Венесуэла. На самом деле в современном мире всё взаимосвязано, и утрата этого плацдарма сразу же развязывает США руки для более активного использования уже своих плацдармов у наших границ. Противовес исчезает, ибо наши возможности против натовской Европы, как и китайские – против Японии, это одно, а способность нанести удар с «минутным» подлётным временем оперативно-тактическими средствами, которая очень сильно нервирует Пентагон, – совершенно другое. Такой своеобразный геополитический «вытрезвитель». Обороняться от глобального врага лучше, начиная со своих дальних, а его – ближних подступов.
Теперь по существу агрессивных - именно таких - действий США против Китая. Всё началось ещё в ноябре, когда в Индийском океане американские ВМС беспардонно захватили грузовое судно, следовавшее из Китая в Иран с грузом, который американцам был конфискован, то есть захвачен силой. Как говорил на «Итогах года» Владимир Путин, это не воровство, а грабёж. Но это применительно к активам, а в данном случае речь идёт о международном разбое, когда правительство одной страны, возомнив себя «мировым правительством», к тому же постоянно и публично разоряющееся на тему «свободы судоходства», начинает по своему усмотрению устанавливать режим эксплуатации международных вод. Кому из «англофилов» не нравится формулировка «разбой», тот пусть представит себе на месте американских военных сомалийских пиратов и найдёт между теми и другими иные отличия, кроме внешнего вида и технического оснащения.
Но о ноябрьском эпизоде «боевой листок» американских олигархов – Wall-Street Journal – рассказал уже после того, как 10 декабря у берегов Венесуэлы американцами был захвачен крупный танкер Skipper, который находился в незаконном «санкционном» списке США с 2022 года под прежним названием за перевозку нефти из Ирана. Подробные данные не раскрывались, но инсайдерские источники говорили о русском (не факт, что российском, но русском) владельце, российско-украинском (!) экипаже и венесуэльской нефти в собственности Китая, предназначенной для Кубы. То есть конкретная «предъява» этим арестом адресовалась Москве, Пекину, Каракасу с Гаваной и ещё Киеву, который, как водится, в рот чего-то там набрал.
Следующими в этом списке стали танкер Centuries под флагом Панамы, загруженный 1,8 млн баррелями венесуэльской сырой нефти, предназначенной, говорят, для Китая, а также танкер Bella-1, следовавший в один из портов латиноамериканской страны на загрузку. Что происходит? Назовём вещи своими именами: учитывая значительные интересы в Венесуэле китайских компаний и нашей «Роснефти», Вашингтоном под видом борьбы с «наркотрафиком», в котором безосновательно обвиняется правительство Николаса Мадуро, предпринимаются попытки энергетической блокады Китая. Пока это периферийные попытки, ибо основная часть нефти в КНР имеет иранское происхождение и поступает из зоны Персидского залива. Но это следующий этап, который неминуемо настанет, если в США сочтут венесуэльский опыт «заслуживающим воспроизводства». Тогда морское пиратство расцветёт пышным цветом, вплоть до попыток избирательного перекрытия Малаккского пролива, над которым нависает сингапурская база 7-го флота ВМС США, и через который проходит до 60% всей мировой торговли и до 70% китайского импорта энергоносителей. Одним из признаков именно такой перспективы развития событий эксперты считают идущие переговоры России с Катаром, Ираном и Казахстаном.
Причём, как и «положено» профессиональному пирату, Трамп заявляет о том, что танкеры и нефть США оставляют себе как свою «добычу» с «большой дороги». Что будет при дальнейшем развитии этой тенденции в экономике, сказать сложно, но с военной точки зрения, учитывая размеры китайских ВМС, им вполне по силам, в том числе при нашей поддержке на коммуникациях, организовать избирательную блокаду Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, что было бы вполне логично. Особенно на фоне усилившейся откровенно милитаристской риторики нового японского премьера Такаити, у которой чиновники в правительстве уже грезят и ядерными амбициями.
Помимо танкеров, очередной кризис в китайско-американских отношениях нагнетается активизацией США в отношении тайваньского сепаратистского режима, которая усиленно поддерживаются Токио. Сообщается о скоординированных действиях США и Японии. Вашингтон на днях оформил второй за нынешнюю каденцию Трампа «пакет» военной помощи Тайбэю на сумму в 11,1 млрд долларов, в который включил установки HIMARS, самоходные гаубицы и ракеты различных классов. Сепаратисты подобострастно поблагодарили Вашингтон за «помощь в быстром создании мощных средств сдерживания», а МИД КНР выразил решительный протест, призвав США «придерживаться принципа одного Китая» и «немедленно прекратить опасные действия по вооружению Тайваня». Япония же как Санчо Пансо при Дон Кихоте, ещё в марте, сразу после прихода Трампа, назначила экс-главу своего Объединённого комитета начальников штабов «военно-воздушного» генерала Ивасаки «политическим советником» марионеточной тайваньской администрации самозваного «президента» Лай Циндэ. С 15 декабря против Ивасаки введён режим персональных китайских санкций.
Конечно, с одной стороны, потенциал Китая и его островной мятежной провинции несопоставим. Поэтому важен не столько размер военной помощи США тайваньскому режиму, сколько сам его факт, направляющий вектор региональной политики Вашингтона на разжигание напряжённости «на грани конфликта», балансируя при этом «на канате». Быстрый рост китайского стратегического ядерного потенциала вполне в состоянии купировать эти угрозы. Только на днях, со ссылкой на Пентагон, Reuters распространил информацию о развёртывании Пекином в северных районах страны (Внутренняя Монголия) около сотни твердотопливных МБР шахтного базирования DF-31, размещённых во вновь созданном в последние годы позиционном районе.
С другой стороны, нельзя не заметить, что параллельно с «мирным треком» в Восточной Европе и под прикрытием разглагольствований о статус-кво» в Тайванском проливе, США последовательно, шаг за шагом, готовят эскалацию в АТР, вовлекая в эти процессы Японию, которая потихоньку вновь становится милитаристской. Как и в Старом свете, американцы мобилизуют на конфронтацию с Китаем, как и с Россией, своих «прокси». Здесь – европейских членов НАТО, а там – Японию, к которой в рамках системы вновь созданных при Байдене региональных блоков, отчаянно тянут Южную Корею, которая сопротивляется, понимая, что её отдают на заклание. Южнокорейская делегация, посетившая на днях Москву, вызвала бешенство Вашингтона, распространившего в отместку лживую и провокационную информацию о попытках Сеула договориться с Москвой по поводу «посредничества» с Пхеньяном. Российский МИД устами Марии Захаровой эту откровенную дезу опроверг, подчеркнув три вещи. Что обсуждать в рамках американских инсинуаций нечего, ибо вопрос пресловутой «денуклеаризации» давно утратил актуальность. Что Россия не видит себя посредником между своим союзником – Пхеньяном, и стоящим по другую сторону потенциальной линии фронта Сеулом. Наконец, что с нашей точки зрения, на Корейском полуострове не существует решений, не учитывающих коренные интересы КНДР. Точка.
По большому счёту, Вашингтон встал на растяжку, и в этом, надо признать, ему сильно «помогли» его европейские сателлиты, которые из страха за собственную шкуру не «отпустили» США из Европы в АТР, опасаясь «своими силами» вляпаться на Украине. А теперь поезд если не ушёл, то уже тронулся. Ещё считанные годы, и попытка «остановить» Китай военной конфронтацией может обернуться для США такими последствиями, по сравнению с которыми Перл-Харбор покажется «детским садиком на лужайке». Словом, мир проходит через Рубикон, на котором завершается полутысячелетнее доминирование западной цивилизации, отмеченное бесчисленными преступлениями против остальной части человечества. Выбор для США стоит тем самым образом, о котором мы неоднократно говорили. Или согласие на глобальный треугольник с подчинением себе Европы, или – шаг к историческому забытью, на пути к которому, однако, Запад, по предсказаниям Освальда Шпенглера, вполне может разжечь вселенскую катастрофу. Третьего варианта не видно, по крайней мере пока.


Комментарии читателей (0):